Технологическая карта урока «Исследование выталкивающей силы-силы Архимеда методом «Шаги познания».


Технологическая карта урока «Исследование выталкивающей силы-силы Архимеда методом «Шаги познания».Общая часть
предмет физика класс 7
тема урока « Исследование выталкивающей силы-силы Архимеда
методом «Шаги познания».
Основная задача урока: вовлечь обучающихся в учебную деятельность
предметные метапредметныеличностные
Проанализировать формулу F=pgv и доказать, что сила Архимеда зависит от v погруженной части тела, от плотности жидкости и не зависит от плотности тела и не зависит от глубины погружения
развить способности решения задач высокого уровня экспериментальным методом, видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять, содействовать развитию внимания, наблюдательности, умений анализировать, сравнивать, делать вывод, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлениями в жизни
развитие навыков самостоятельности
воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир; воспитание коммуникабельности, расширение кругозора учащихся
Метапредметные связи: математика
Необходимое оборудование к уроку: у каждой группы свое необходимое оборудование, перечень которого расписано в листах работ
Прогнозирование результатов основных видов деятельности: дети получают опыт групповой работы по обобщению индивидуальных результатов измерения
Планирование учебной деятельности
Этапы учебного занятия Деятельность учителя Детельность учеников
Организационный момент Приветствую детей подготовка к проверке домашнего задания Актуализация опорных знаний Класс разбит на 8 групп, каждой группе выдан комплект необходимого оборудования, цели урока напечатаны на листах. Отчёт о работе так же представлен на альбомных листах. Ученики должны сами записать исходные знания. Цель каждой работы представлена учителем. Необходимые приборы и материалы перечислены и розданы школьникам. 1 группа 1.Исходные знания: V(выт.жид.)=V(погруж.части). F=pgV P=mg g=1000 кг/м3 g=2700 кг/м3.
2 группа
Ан Исходные знания: анализируем
Фо формулу F=pgV .
3 группа
Исходные знания: Проанализировать формулу Fа=
4 группа
1.Исходные знания:
Анализируем Fа=жgvтела
5 группа
1.Исходные данные:
Анализируем формулыFа=и Fа=Р1-Р2
6 группа
1 Исходные знания:
Закон Архимеда: На тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной жидкости в объёме погруженной части тела
7 группа
1. Исходные знания: Закон Архимеда: Сила, выталкивающая целиком погруженное тело в жидкость равна весу вытесненной жидкости в V погруженного тела.
8 группа
1. Исходные знания: Тело теряет свой вес при погружении в жидкость.=Рт-РжFа=
Подготовка к усвоению нового материала.
а) Мотивация
Ребята, сегодня вы самостоятельно осуществите постановку целей и задач методом «шаги познания».
вы используете свои творческие способности в умении самостоятельно добывать знания в новой ситуации
Дети начинают обсуждение плана своего действия,
Деятельностный этап
Дети
делают эксперимент, получают свои данные , обрабатывают их и делают выводы. В группе есть экспериментатор, теоретик, регистратор и информатор. Он выступает, защищает совместную работу.
Отчёт о работе. № 1 1.Исходные знания: V(выт.жид.)=V(погруж.части). F=pgV P=mg g=1000 кг/м3 g=2700 кг/м3.
2.Цель: Найти Fа, определить Р тела, зная плотность воды и алюминия.
3.Необходимые приборы и материалы:
Мензурка с водой, цилиндр на нити.
4. План моих действий:
а)Измеряю объём жидкости в мензурке
б) Опускаю тело в мензурку
в) Измеряю на сколько увеличился объём воды.
Нахожу Vвыт.ж.
г) нахожу Fа и Рт5. Делаю всё по плану.
6. Получаю:
V1=66 см3
V2=86 см3
Vвыт.ж.= 86-66 = 20см3 = 0,00002 см3
Fа=1000 кг/м3 ∙ 9,8н/м ∙0,00002 м3 =0,2 Н
m=pV=2700кг/м3 ∙0,00002 м3=0,054 кг
Вывод: Рт=0,054кг ∙9,8н/кг=0,54кг.
Отчёт о работе. № 2
1.Исходные знания : Анализируем формулу F=pgV .
2.Цель: Доказать, что Fа зависит от V погруженного тела.
3.Необходимые приборы и материалы: Сосуд с водой, динамометр, 2 цилиндра разного объёма.
4. План моих действий:
а) Вначале измерим вес этих тел в воздухе.
б) Затем вес этих тел в воде.
в) Определяем силу Архимеда этих тел для маленького и большого цилиндров.
г)Затем, проделаем опыт с большим цилиндром, опуская его наполовину и находим силу Архимеда.
д) Сравниваем полученные результаты6 Если силы Архимеда разные, то сила Архимеда зависит от объёма, погруженной части тела.
5. Делаю:
а) Нахожу вес 1-го тела в воздухе при помощи динамометра.
б) Опускаю тело полностью в воду при помощи динамометра.
в)Нахожу силу Архимеда.
г)То же самое проделываю со 2-ым телом.
д) Далее опыт с телом, погруженным наполовину в воду.
6.Получаю 7.Делаю выводы: Сила Архимеда зависит отP1=0,5Н объёма погруженного тела.
Р2=0,3Н
F1=0,2Н
Р3=2,8Н
Р4=1,4Н
F2=1,4Н
Р5=2Н
F3=0,8Н
Отчёт о работе №3
1 Исходные знания: Проанализировать формулу Fа=
2.Цель: Доказать, что Fазависит от рода жидкости.
3. Необходимые приборы и материалы :
2 сосуда с разными жидкостями, тело на нити, дина-
мометр.
План моих действий:
1) Найти вес Рт в воздухе
2) найти Рт в воде
3) Найти Fа1
4) Найти Рт в других жидкостях 5)Fа=Рт в воздухе-Рт в воде найти Fадля двух тел .6) Сравнить результаты: Если Fа разные, то Fа зависит от жидкости. 5. Делаю:
1) Находим Рт в воздухе
2)Измеряем Рт в воде на динамометре
3)Находим Fа=Р1-Р2
4) Измеряем Рт в растительном масле
5) Находим Fа=Р1--Р3
6) Сравниваем результаты:
6. Получаю:
Р1=1,4 Н
Р2=1,2Н
Fа=1,4Н-1,2Н=0,2Н
Р3=1,3Н
FА=1,4Н-1,3Н=0,1Н
7. Делаю выводы: Сила Архимеда зависит от плотности жидкости
Отчёт о работе № 4
1.Исходные знания:
Анализируем Fа= жgvтелаFа=Pв-Pж2.Цель: Доказать, что Fа не зависит от плотности и веса тела.
3.Необходимые приборы и материалы:
Два тела с одинаковым V, но с разной плотностью и весом, динамометр, сосуд с водой.
4. План моих действий:
1. Определим вес 1 – го тела в воздухе и в жидкости
2. Определим вес 2 –го тела в жидкости и в воздухе.
3. Найти Fа для 2-х тел.
5.Делаю:1) Рв воздухе=1,4Н (1-го тела)
2)Рв воде=1,2Н
3) Рв воздухе=0,4Н
4) Рв воде=0,2Н
6.Получаю:
Fа1=1,4Н-1,2Н=0,2 Н
Fа2=1,4Н-1,2Н=0,2 Н
7. Делаю выводы: Мы доказали, что сила Архимеда не зависит от плотности и веса, тк мы брали 2 тела разной плотности и веса, но получили одинаковую силу Архимеда.
Отчёт о работе №5
1.Исходные данные:
Анализируем формулыFа= и Fа=Р1-Р2
2.Цель:Доказать, что Fа на зависит от глубины погружения тел.
3. Необходимые приборы и материалы: высокий сосуд с водой, тело на нити, динамометр.
4 План моих действий:
1) Измерить вес тела в воздухе
2). Измерить вес тела в воде на большой глубине3.Найти силу Архимеда.
4) Измерить вес тела в воде на небольшой глубине5. Найти силу Архимеда.
6)Сравнить силы Архимеда: если они равны, то сила Архимеда не зависит от глубины погружения тела.
5.Делаю:
1) Измеряю вес тела в воздухе с помощью динамометра.
2) Измеряю вес тела вводе на большой глубине с помощью динамометра
3) Определяю силу Архимеда
4) Измеряю вес тела в воде на небольшой глубине с помощью динамометра
5) определяю силу Архимеда
6) Сравниваю силы Архимеда.
6. Получаю:
1) Р1=0,4Н
2) Р2=0,2Н
3) Fа1=0,4Н-0,2Н=0,2Н
4) Р3=0,2Н
5) Fа2=0,4Н-0,2Н=0,2Н
6) Fа1=Ff2=0,2Н
7. Делаю выводы: Сила Архимеда не зависит от глубины погружения тела.
Отчёт о работе №6
1 Исходные знания:
Закон Архимеда: На тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной жидкости в объёме погруженной части тела
2 Цель: Определить Fа, определить плотность бруска.
3 Необходимые приборы и материалы: брусок, линейка, динамометр, сосуд с водой.
4 План моих действий:
1) Нахожу объём бруска с помощью линейки
2) Измеряю вес бруска в воздухе с помощью динамометра.
3) Найти плотность вещества
4) Найти вес тела в жидкости
5) Найти силу Архимеда
5. Делаю:
1) Нахожу V=авс бруска
2) Измеряю вес бруска с помощью динамометра
3) нахожу плотность вещества.
4) Нахожу вес тела в жидкости
5) Находим силу Архимеда
6. Получаю:V= 3
Рв=0,5Н

Рж=0,4Н
Fа=0,5Н-0,4Н=0,1Н
7.Делаю выводы:
Мы нашли экспериментально Fа и плотность вещества с помощью динамометра и линейки.
Отчёт о работе№7
1. Исходные знания: Закон Архимеда: Сила, выталкивающая целиком погруженное тело в жидкость равна весу вытесненной жидкости в V погруженного тела.
2.Цель: Определить Fа, определить V данного тела.
3. Необходимые приборы и материалы: сосуд с водой, тело на нити, динамометр.
4. План моих действий:
1) Измеряю Рт в воздухе
2) Измеряю Рт в воде
3) нахожу Fа=Рт в воздухе-Рт в воде
4) нахожу Vт из формулы
Vn=
5. Делаю:
Рт в воздухе=1,1Н
Рт в воде=0,9Н
Fа=Рв воздухе-Рт в воде
Vт= Vвыт.жид.=Vпогруж.части тела
6. Получаю: FА=0,2Н
VТ=
7. Делаю выводы: Мы научились определять V тела неправильной формы экспериментальным методом.
Отчёт о работе№8
1. Исходные знания: Тело теряет свой вес при погружении в жидкость.=Рт-РжFа=
2. Цель: Определить Fа, плотность тела.
3. Необходимые приборы и материалы:
Сосуд с водой, динамометр, тело на нити.
4. План моих действий:
1) Измеряю Рт в воздух
2) определяю вес тела в воде
3) нахожу Fа4) Вычисляю объём тела
5) находим массу тела
6) можем найти плотность тела
5.Делаю:
1) Fа=Р1-Р2
2)V= 3) m= 4)
6. Получаю:
Fа=0,7Н-0,5Н=0,2Н
Vт= m =

7.Делаю выводы: С помощью сосуда с водой и динамометром можно найти Fа и плотность данного тела.
Итог урока Учитель выставляет каждому ученику оценку заРаботу в маршрутный лист В конце урока все ученики записывают полученные выводы в тетрадь.
рефлексия Поставьте любой знак рядом со ступенькой, наиболее точно, по – вашему мнению, отражающую степень вашего понимания материала урока.

Домашнее задание Кирик высокий уровень домашние экспериментальные задания стр 114 №1-5