«Согласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук».

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1.Организационный этап.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я, Айнагуль Галиевна.
-Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться
Дети проверяют готовность к уроку, садятся за парты.

Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.






























































Целеполагание.

-Сегодня я приглашаю вас в путешествие по Стране Чудес. Каждый представляет ее по- своему. А как вы ее себе представляете?
Откройте букварь на с. 28.
Рассмотрите картинку.
Кто на ней изображен?
-А как вы думаете, какой рисунок хочет нарисовать девочка? Наверное, Страну Чудес. Как она ее себе представляет? Составьте рассказ по картине.
















-А как зовут девочку?
Это мы сможем узнать, если выполним следующее задание.
На слайде появляются картинки: небо, игрушки, нос, азбука.
-Давайте вместе выделим первые звуки слов и определим её имя.
Произнесите первое слово. Какой звук вы слышите в начале слова? Он гласный или согласный? Почему?






Произнесите второе слово. Какой звук вы слышите в начале слова? Он гласный или согласный? Почему?





Произнесите третье слово. Какой звук вы слышите в начале слова? Он гласный или согласный? Почему?






Произнесите следующее слово. Какой звук вы слышите в начале слова? Он гласный или согласный? Почему?




-Ребята, какое имя у нас получилось?
-Скажите, какую мы с вами сейчас работу проделали?

-Правильно.


-Ребята в словах Нина и нос выделите первые звуки и определите, какие они?


-Чем они отличаются?



-Итак, ребята, кто догадался какая тема нашего урока?


-Попробуйте сформулировать цель нашу уроку.

-Правильно, молодцы.



Нина просит нас взять ее с собой в Страну Чудес. Ей нужно сказать что-то очень важное мудрой королеве Грамоте.
-Скажите, а какие бывают звуки?
-Посмотрите, ворота замка закрыты, и попасть туда мы сможем тогда, когда ответим на вопросы стражников.
Догадайтесь, какой звук произносит стражник?

-Скажите, а как вы догадались, что он произносит звук [а]?
-Давайте, вместе произнесем данный звук
аааааааааааа

-Какой следующий звук произносит стражник?

-А как вы догадались, что он произносит звук [и]?
-Давайте вместе произнесем данный звук
ииииииииии

-Какой следующий звук произносит стражник?
-А как вы догадались, что он произносит звук [о]?
-Давайте вместе произнесем данный звук
оооооооооо


-Это гласные или согласные звуки?
-Правильно, а как вы определили, что это гласные звуки?



-Продолжите стихотворение.
Если нет для них преград, И текут неспешно?  Каждый мне ответить рад:... ("Гласные, конечно!")



-сказочной,красивой, загадочной и т.д.


-девочка и кот.
-она ее представляет красивой, где очень много цветов и красок; много любви, доброты и радости.
-Как-то маленькой девочке захотелось попасть в страну чудес, и она решила нарисовать ее.Она представляла ее красочной и нежной. Докончив, свою работу она попала в Страну Чудес, где увидела много интересного и сказочного.

-мы не знаем






-небо
Мы слышим в начале слова звук[н’]. Данный звук согласный, потому что при произношении воздух встречает препятствие.
-игрушки
Мы слышим в начале слова звук [и]. Данный звук гласный, потому что при произношении воздух проходит свободно.
-нос
Мы слышим в начале слова звук [н]. Данный звук согласный, потому что при произношении воздух встречает препятствие.
-азбука
Мы слышим в начале слова звук [а]. Данный звук гласный, потому что при произношении воздух проходит свободно.
-Нина
-Мы из звуков составили слово.


-Нина- звук [н’]-согласный, мягкий.
Нос-звук [н]-согласный, твердый.
В слове Нина, первый звук мягкий, а в слове нос первый звук твердый.
-«Согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.»
-Научиться распознавать гласные звуки от согласных
2.Научиться проводить звукобуквенный анализ;

Гласные и согласные


-Стражник произносит звук [а]
-он широко открыл рот



-Стражник произносит звук [и]
-губы вытягивает
в стороны


Стражник произносит звук [о]
-губы скручивает в трубочку


-гласные звуки
-гласные звуки образуются, когда воздух проходит свободно, без препятствий

-внимательно слушают стихотворение
Регулятивные:
Самостоятельное формулирование темы урока;
принятие целей урока.


3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

-Вот ворота открыты. Вперёд! Ой, кто это?

-Сейчас я вам прочитаю загадки
- В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это.?
-Правильно, молодцы! Давайте выделим первый звук этого слова и скажем, какой это звук? какой это звук?


-Ребята, посмотрите, как он образуется.
Губы смыкаются, воздушная струя идет через нос.
-Давайте вместе произнесем данный звук
мммммммммм

-Давайте продолжим стихотворение:
Ну а все те звуки речи, Чей не будет путь беспечен  (Сплошь преграды и пороги Встретят на своей дороге!), Что легко так не споются Как они зовутся?
--Произнесите за мной звуки и скажите, какие препятствия возникают на пути согласных?
[в, н, ж, л ]













Сделайте вывод: какие звуки называются согласными?




-Молодцы, ребята.
Продолжим двигаться по Стране Чудес и открывать новые знания про согласные звуки..

-мышка









[м]-согласный, так как при произношении воздух встречает препятствие.












-при произношении звука [в], возникает препятствие- верхние зубы и нижняя губа.
-при произношении звука [н], возникает препятствие- верхние зубы и язык.
-при произношении звука [ж], возникает препятствие- верхние и нижние зубы.
-при произношении звука [л],возникает препятствие- верхние зубы и язык.
-Согласными называют звуки, при произношении которых возникает препятствие.


4. Открытие нового знания. 1)Звуковой анализ слова «Нина»


-Ребята, давайте откроем страницу учебника 28
-Посмотрите на значок, находящийся в левом верхнем углу и скажите, что мы будем сейчас делать?


Сколько в слове Нина звуков?
- Рассмотрите схему под картинкой. Посчитайте, сколько клеток в схеме?
-А совпадает ли наша схема со словом Нина?
Давайте проверим. Поставьте пальчик на первый квадратик и начнем читать, ведя пальчиком по квадратикам.
Назовите гласные в этом слове? Какие они по счету?



-Какой фишкой надо обозначить гласные звуки? Обозначьте.(учитель или ученик на доске)

-Выделите первый звук.
-Звук [н’] гласный или согласный? Докажите? Твердый или мягкий? какой фишкой обозначим?
-Выделите третий звук. Охарактеризуйте звук.





-Сравните первый и третий звуки. Объясните, чем они похожи.
-Запомните: звуки, при произнесении которых во рту возникает преграда, называются согласными.
-Чем отличаются звуки [н] и [н’]?


-Правильно.

-Запомните: мягкие согласные звуки надо обозначать фишкой зелёного цвета, твёрдые согласные звуки надо обозначать фишкой синего цвета.
Игра "Живые звуки"
1) Учитель вызывает к доске 4 учеников и распределяет роли: звук [н'][а][н][и]. Найдите на схеме и возьмите свои фишки. выстроитесь так, чтобы поучилось слово. Дети читают слово.
2) Учитель вызывает к доске других 4 учеников и распределяет роли: мягкий согласный звук в слове Нина, первый гласный звук в слове Нина, второй гласный звук в слове Нина, твердый согласный звук в слове Нина. Назовите каждый свои звуки. Встаньте так. чтобы получилось слово.
А теперь проверим, умеете ли вы различать твердые и мягкие согласные.


Вам необходимо распределить предметы в данные корзины.
Какой первый предмет?
Как вы считаете, есть ли в слове мяч мягкий звук?
Какой?
В какую из корзин вы ее положите?
Почему?


Какой следующий предмет?
Как вы считаете, есть ли в слове молоток мягкий звук?
В какую из корзин вы ее положите?
Почему?


Аналогично распределяем другие предметы.

-мы будем проводить звуковой анализ и обозначать фишками гласные и согласные звуки
-четыре
-четыре

-Да, совпадает



[и];[а]
[и]-по счету второй
[а]-по счету четвертый
-красной фишкой


-Звук [н’]-согласный, так как при произношении воздух встречает препятствие. Мягкий, так как за ним стоит гласный и. Мы обозначим данный звук зелёной фишкой.
-они оба согласные.



-Звук [н’]обозначает мягкий звук, а звук [н] твёрдый.






















-мяч
-да, есть
[м’]
-в первую.
-потому на нем изображена зеленая фишка.
-молоток
-нет

-потому что на нем изображена синяя фишка.


Познавательные:
Ознакомление со схемами звукового состава слова, выделение заданного звука в словах, определение его места в слове.
Регулятивные:
Умение принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные:
Умение формировать коммуникативно-речевые действия.

























Коммуникативные:
Умение формировать коммуникативно-речевые действия Познавательные:
развитие пространственного мышления.













Развитие умения обобщать и классифицировать.






ФИЗМИНУТКА
видеоролик
Выполнение физминутки


5. Закрепление знаний. Звуковой анализ слов ПИЛА и САНКИ
Ребята, отгадайте загадку.
Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска,
Знать, невкусная доска.
Рассмотрите модель слова ПИЛА. Дайте характеристику каждому звуку. Объясните, почему он обозначен именно такой фишкой.































-Сейчас я вам загадаю еще одну загадку, а вы отгадайте, что это.
- Всё лето стояли, Зимы ожидали, Дождались поры, Помчались с горы
-Определите, сколько клеточек под картинкой. Сколько звуков должно быть в слове?
Какая отгадка подходит к этой схеме?
Докажите.
Давайте вместе прочитаем слово санки, соотнеся произношение и движение указки по схеме.
Составим схему к слову САНКИ.
Самостоятельная работа.
Составьте на партах из фишек схемы к слову санки.
-А сейчас я попрошу выйти к доске двух учащихся и составить схему слова «санки», а потом мы посмотрим, кто как выполнил это задание.
Обсуждение результата самостоятельной деятельности учеников.
Звуковой анализ слова САНКИ по образцу:
прочитайте слово САНКИ, выделив первый звук; назовите первый звук; определите, гласный он или согласный, объясните свой ответ; определите. твердый он или мягкий; какой фишкой нужно обозначить звук?







-Прочитайте слово САНКИ, выделив второй звук; назовите второй звук; определите, гласный он или согласный, объясните свой ответ; определите. твердый он или мягкий; какой фишкой нужно обозначить звук?




-Прочитайте слово САНКИ, выделив третий звук; назовите третий звук; определите, гласный он или согласный, объясните свой ответ; определите. твердый он или мягкий; какой фишкой нужно обозначить звук?







-Прочитайте слово САНКИ, выделив четвертый звук; назовите четвертый звук; определите, гласный он или согласный, объясните свой ответ; определите. твердый он или мягкий; какой фишкой нужно обозначить звук?





-Прочитайте слово САНКИ, выделив последний звук; назовите последний звук; определите, гласный он или согласный, объясните свой ответ; определите. твердый он или мягкий; какой фишкой нужно обозначить звук?



-Давайте с вами поиграем в игру Живые звуки со словом Санки.
Игра "Живые звуки" со словом САНКИ.
1) Вызываю к доске 5 учеников и предлагаю им взять фишки в следующей последовательности:
- второй гласный звук в слове САНКИ;
- первый гласный звук;
- мягкий согласный,
- второй твердый согласный,
- первый твердый согласный.
Представьтесь.
Встаньте так, чтобы получилось слово САНКИ.
Чтение классом слова с опорой на фишки.
3) Учитель вызывает к себе звуки:
звук [а]
звук [к']
звук [с]
звук [и]
звук [н]
Встаньте так, чтобы получилось слово. Какое слово получилось? Мягкий звук, уйди из слова. Какое слово получилось теперь?
2) Учитель вызывает к себе звуки:
звук [а]
звук [н']
звук [с]
звук [и]
Встаньте так, чтобы получилось слово. Какое слово получилось?

-пила




[п’]-согласный, так как при произношении воздух встречает препятствие. Мягкий так как за ним стоит гласный и. Он обозначен зелёной фишкой, так как он мягкий.
[и]-гласный звук, так как при произношении воздух проходит свободно. Он обозначен красной фишкой, так как он гласный.
[л]- согласный, так как при произношении воздух встречает препятствие. Твердый так как за ним не стоит гласный, который смягчает звук. Он обозначен синей фишкой, так как он твёрдый.
[а]-гласный звук, так как при произношении воздух проходит свободно. Данный звук ударный. Он обозначен красной фишкой, так как он гласный.

-санки или сани




-пять
-пять
-санки
-в слове сани четыре звука, а в слове санки пять звуков.








-сссанки
[с]-согласный, так как при произношении воздух встречает препятствие. Твердый, так как за ним не стоит гласный, который смягчает звук. Его нужно обозначить синей фишкой, так как он твёрдый.
[а]--гласный звук, так как при произношении воздух проходит свободно. Данный звук ударный. Его нужно обозначить красной фишкой, так как он гласный.
[н]-согласный, так как при произношении воздух встречает препятствие. Твердый так как за ним не стоит гласный, который смягчает звук. Его нужно обозначен синей фишкой, так как он твёрдый.
[к’]-согласный, так как при произношении воздух встречает препятствие. Мягкий так как за ним стоит гласный и. Его нужно обозначить зелёной фишкой, так как он мягкий.
[и]-гласный звук, так как при произношении воздух проходит свободно. Его нужно обозначить красной фишкой, так как он гласный.
















-Санки







-Сани
Коммуникативные:
Умение формировать коммуникативно-речевые действия Познавательные:
развитие пространственного мышления.




























































Познавательные:
Ознакомление со схемами звукового состава слова, выделение заданного звука в словах, определение его места в слове.
Коммуникативные:
Умение формировать коммуникативно-речевые действия.







































































Коммуникативные:
Умение формировать коммуникативно-речевые действия Познавательные:
развитие пространственного мышления.


6. Дифференцированная работа по заданию, отмеченному значком "Сообрази"
-Теперь откройте страницу 29 и посмотрите, какой значок обозначен в левом верхнем углу?
-Что это означает?

-Кто может прочитать это задание?

-Скажите, на что указывают стрелки? Как вы будете выполнять это задание?


Выделите указанные стрелками звуки.

-Какой первый звук в слове лиса?

-А какой в слове игла?

-Какой первый звук в слове сани?
-Какой последний звук в слове аист?

-Давайте составим слово, соединив найденные звуки.
-Ребята, какое же слово у нас получилось

А что такое лист? Рассмотрите картинку. Подумайте. только ли лист дерева здесь изображен? А еще какой лист вы видите?

Что вы обнаружили?

-Правильно, молодцы
- Сова
-это означает, что данное задание для сообразительных.
-читают задание

-они указывают место звука в слове которое должно получится


[л’]-согласный, мягкий
[и]-гласный

[с]-Согласный, твердый
[т]-Согласный, твёрдый
-лист

Лист-это часть дерева.
Мы видим не только лист дерева, но также и лист бумаги.
Мы обнаружили то, что под словом «Лист» скрываются два понятия.







































7. Итог.
Что мы узнали сегодня о звуках? Какими бывают согласные звуки.





-Давайте с вами проверим, как мы усвоили тему.
Поиграем в игру-тренажер.

-мы повторили, что звуки бывают гласные и согласные.
Согласный звуки бывают мягкими и твердыми.

Играют в игру-тренажер.
Регулятивные:
Развитие самоанализа, самоконтроль действия.


8. Рефлексия.
-Итак, нам пора возвращаться домой и подводить итоги нашего путешествия.
Вам понравилось наше путешествие?
Ребята, давайте вспомним цель нашего урока?

-Мы достигли нашей цели? Научились различать твердые и мягкие согласные?

-Вам понравился урок? -А что вам больше всего понравилось в нашем уроке? -А возникали ли у вас трудности? -Что было самым трудным?
-Ребята перед вами Лесенка оценивания. Она состоит из трёх ступеней. Высшая ступень предполагает, что ты усвоил новое знание и научился применять его на практике. Средняя ступень предполагает, что ты усвоил новое знание, но еще нужна помощь. Низшая ступень предполагает, что ты испытываешь трудности.
Оцените себя.
Мне было приятно с вами работать. До свидания! Спасибо за урок!



-Да.
-Цель нашего урока- научиться различать твердые и мягкие согласные.
-Да, мы достигли своей цели. Научились различать твердые и мягкие согласные.

-Да/нет
Ответы детей.
Регулятивные:
Развитие самоанализа, самоконтроль действия.
Коммуникативные:Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.


15