Проектирование образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода через технологию критического мышления

Проектирование образовательного процесса
на основе системно-деятельностного подхода
через технологию критического мышления

Системно-деятельностный подход – методологическая основа Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности на основе освоения универсальных способов деятельности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Обучение, построенное на этом подходе, предполагает включение учащихся в осознаваемую, целенаправленную, разнообразную, постоянно усложняющуюся деятельность, в которой постепенно расширяется поле для самостоятельной работы, требующей от них активных действий, значительных волевых усилий, напряжения внутренних сил и увеличения затрат времени, связанных с совершенствованием своих индивидуальных возможностей. Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности. В педагогике в качестве основных ("ведущих") выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. Касательно общего среднего образования ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: "деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности". Объединение их позволило определить подход, составляющий ее основу как системно-деятельностный. Он определяет новую методическую систему как интегральную. Системно-деятельностный подход (СДП) выступает как интегральный, т.к. является междисциплинарным и позволяет осуществить интеграцию школьных дисциплин. При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный, метапредметный и др., не только не противоречат, но и пересекаются друг с другом, в чем-то дополняя, уточняя друг друга, отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования в универсальных учебных действиях.
Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности, независимо от ее предметно-специфического содержания.

В основе навыков, умений и способов деятельности, действий лежит операция как их деятельностная первооснова, повторяемость и автоматизм которой в различных действиях приводит к формированию навыков, умений и способов деятельности, последние из которых, в свою очередь, также могут стать умениями и навыками, но более сложного по составу и связям характеру. Главное отличие умения от навыка – сознательный, а не автоматический характер его выполнения.

К числу универсальных учебных действий относятся личностные универсальные учебные действия; регулятивные действия; познавательные действия; коммуникативные действия.
Владение универсальными учебными действиями оценивается в трех видах образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных результатах.

Личностные, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные, освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия:

Регулятивные: обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством самостоятельной постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки собственной успешности

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, структурирования и моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач

Коммуникативные: обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.

Предметные: включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его применению в учебных ситуациях



15