Элективный курс «История России в лицах X – XVII вв.» 10-11 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Древнерусская цивилизация» для 10 класса составлена на основе программы элективные курсы – история 10-11 классы. Авторы М.В. Пономарев, А.М. Родригес, Е.С. Галкина, Ю.В. Колиненко, А.А. Данилов. Москва, Дрофа, 2007 г.
Актуальность и содержательная новизна курса.
В настоящее время российское образование идет по пути замены научно-фундаментального подхода «компетентностным» для школы. В контексте этого подхода отличие полной средней школы от основной должно состоять, прежде всего, в приближении методов и приемов преподавания к вузовским, преобладания лекционно-семинарской системы. Этому способствует углубление содержания исторического образования, расширение круга дискуссионных вопросов, требующих самостоятельного решения и аргументации присоединения к той или иной точке зрения. Именно этим целям соответствует создание элективных курсов для различных образовательных профилей.
Древняя Русь – основа современной России. Ведь именно в Древней Руси были заложены базовые принципы тысячелетней русской государственности и культуры. Но изучению истории Древней Руси даже в профильной старшей школе уделяется лишь 14 часов, в течение которых невозможно осветить панораму этой уникальной цивилизации, содержащей в себе ответы на многие концептуальные вопросы российской истории и современности.
Наблюдения над историей стран и континентов показывают, что менталитет народов складывается веками и тысячелетиями как своеобразное подчинение определенным формам общежития. Так, менталитет русского народа сформировался в условиях крестьянской общины, берущей свое начало в территориальных организациях восточных славян. И поэтому без изучения истории восточных славян невозможно понимание социально-политических процессов не только древности и средневековья, но и современной России.
Изучение уникальной культуры Древней Руси, сложившейся в симбиозе язычества и христианства, будет способствовать формированию гуманистических ценностей и религиозной толерантности. Элективный курс рассчитан на учащихся 10 класса.
Целью курса является формирование у старшеклассников представления об уникальности и ценности наследия древнерусской цивилизации как феномена всемирной истории, о преемственности социальных и культурных традиций в истории нашей Родины, об исторических основах национального самосознания.
Задачи курса:
- усвоение знаний об основных закономерностях складывания Древнерусского государства и древнерусской народности на основе синтеза различных этносов и культурных традиций;
- овладение базовыми принципами с разноплановыми историческими источниками по средневековой истории России;
- развитие на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей учащихся осмысливать процессы, события и явления Древней Руси в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
- развитие творческого мышления учащихся, их познавательной активности, самостоятельности суждений, интереса к отечественной истории.
Место курса в образовательном процессе.
Элективный курс «Древнерусская цивилизация» рассчитан на 34 час, 1час в неделю. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу на основе векторно-стадиального подхода, который в равной степени позволяет раскрыть хозяйственно-культурную и социально-экономическую составляющие древнерусской историко-культурной общности.
Элективный курс имеет межпредметный характер и связан с содержанием курсов истории, обществознания и МХК.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса ученик должен:
знать/понимать:
- основные факты, явления, процессы, понятия, связанные с проблематикой курса и предусмотренные государственным стандартом общего образования;
- основные закономерности развития восточнославянского этноса;
- хозяйственно-культурные типы и историко-культурные общности на территории Древней Руси и их исторически сложившиеся особенности;
- важнейшие концепции этнокультурных процессов в России, их научную и мировоззренческую основу;
уметь:
- самостоятельно проводить комплексный поиск и анализ информации исторического, этнографического и социологического характера различных источников в рамках поставленной проблемы;
- формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию по историческим, этнологическим и культурологическим проблемам в публичных дискуссиях;
- четко выражать и аргументировать свою позицию в разных научных, научно-публицистических и художественных формах;
использовать приобретенные знания и умения для:
- формирования собственного взгляда на этнические, политические и социальные процессы современности с позиции толерантности, используя историко-этнологические сведения;
- создания фактической и теоретической базы для понимания места России во всемирно-историческом процессе;
- осознания себя гражданином своего Отечества.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы работы:
- анализ исторической литературы и исторических источников;
- эвристическая беседа;
- лекция;
- дискуссия (дебаты);- сюжетно – ролевая игра («Суд»);
- подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
- «мозговой штурм» и др.
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями, творческие работы.
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.
УМК:
Программы элективные курсы – история 10-11 классы. Авторы М.В. Пономарев, А.М. Родригес, Е.С. Галкина, Ю.В. Колиненко, А.А. Данилов. Москва, Дрофа, 2007
Л.В. Данилова. Сельская община в средневековой Руси. М, 2006 г.
Л.В. Данилова. Древнерусское государство и его международное значение. М, 2007 г.
Л.В. Данилова. Древняя Русь в свете зарубежных источников. М, 2007 г.