Роль народной педагогики в воспитании детей


Роль народной педагогики в воспитании детей
Даутова Ира Раисовна,
учитель татарского языка и литературы
МАОУ СОШ №8 г. Белебея
Во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе, то положительное, что уже опробовано, испытано?» Тема моего исследования «Роль народной педагогики в воспитании детей». Актуальность работы не вызывает сомнения, так как в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках внедрения ФГОС II поколения говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». [2, с.11] Я считаю, что решение этого вопроса следует искать в истоках народной педагогики.
Проблема исследования: как сделать процесс приобщения школьников к традициям родной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.
Объект исследования: гражданское воспитание на основе народной педагогики.
Предмет исследования: средства и приёмы народной педагогики в воспитании гражданских качеств личности у детей.
Цель исследования: изучить использование традиций народной педагогики как средство воспитания школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать литературу;
раскрыть теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитании школьников;
разработать, провести и описать опытно-экспериментальную работу с младшими школьниками;
проанализировать и описать полученные результаты исследования.
Гипотеза исследования: Если включить в воспитательный процесс народную педагогику, то дети смогут раскрыть и развить свои позитивные качества (заботливое отношение к людям, к окружающему миру, бескорыстие, трудолюбие и т.д.), а также выработать и укрепить «иммунитет» к разрушающему воздействию социального окружения.
Методы работы: изучение и анализ литературы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент); анализ продуктов творческой деятельности младших школьников.
Новизна. Данный вопрос ещё не достаточно проработан ни практически, ни теоретически. Тем более, что многие её вопросы не получили должного освещения в науке и остро нуждаются в углубленной и всесторонней теоретической разработке.
Значительный вклад в разработку теории народного воспитания внесли Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, И.Я.Яковлев. Становлению этнопедагогики как области научно-педагогического знания способствовали работы Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова. Проблеме изучения народного опыта воспитания посвящены труды К.Ш. Ахиярова, В.И. Баймурзиной, С.А. Галина.  Изучение их трудов отражены в I главе моего исследования. Также здесь я раскрываю средства народной педагогики, которые используются мною на уроках, внеклассных мероприятиях, в научно-исследовательской работе учащихся.
Опытно-экпериментальная работа состоит из трёх этапов:
I - констатирующий – в ходе анкетирования детей был выявлен уровень сформированности знаний о традициях народов Республики Башкортостан, в котором выяснилось, что дети знают русские народные песни, которые они разучили на уроках музыки, могут назвать две-три русских сказок, но не видят разницы между русскими народными инструментами и инструментами других народов, путают авторские сказки, песни с народными, и не могут назвать национальные блюда, игрыи т.п.
Высокий уровень показали 11%, средний – 58% и низкий - 31% учащихся.
На втором этапе - формирующем – запланированы: урок «Традиции народов Республики Башкортостан», который будет направлен на организацию работы с использованием краеведческого материала по формированию гражданина Республики Башкортостан на основе народных обычаев и традиций. Беседа по теме «Наши имена», предварительное домашнее задание найти материал про свое имя.
Результаты проведённой работы будут выявлены на третьем этапе – контрольном - после проведения данной работы.
Я считаю, что без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Поэтому систематически провожу родительские лектории, девизом которых является народная мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов, касающихся воспитания школьников на традициях народной педагогики. Ожидаемыми результатами использования народной педагогики в воспитательном процессе является - воспитание патриота своей страны, глубоко любящего свою малую родину, уважающего традиции и обычаи своего народа, знающего историю и родословную своей семьи. Но абсолютизация фольклора и этнографические реконструкции в современном быте могут дать и отрицательный результат, так как простое копирование фольклорных образцов, ведущих к восприятию лишь внешней их стороны, без глубокого внутреннего личного переживания, оказывается мертвым слепком. В дальнейшем исследование будет продолжено в следующих направлениях:
- поиск теоретико-методологических методов по формированию нравственности школьников на основе этнопедагогики;
- разработка механизмов формирования нравственности школьников средствами народной педагогики в непрерывном образовании.