Элективный курс по истории для 9 класса: Загадки и тайны Российской империи


Рабочая Программа элективного учебного предмета
« История»
Для учащихся 9 класса
Тема: Загадки и тайны Российской империи.
18228328821400
Учитель: Пальгина В . Л.
МБОУ «СОШ №2»

Корсаков, 2016.
Пояснительная записка
Курс рассчитан на 17 часов в 9 классе (1 раз в неделю).
Курс ориентирован на проблемное изложение, на удовлетворение и поощрение любознательности школьников, закрепление их интереса к истории.
Особенности организации учебного процесса по курсу: соблюдая хронологию, выбираются наиболее яркие, значимые, загадки истории, далее приводится ряд научных гипотез (традиционных и новаторских) по данной теме, которые затем обсуждаются самими учащимися. Предполагается, что отбор материала происходит как самим учителем, так и с участием школьников.
Цель курса: познакомить учащихся с современными научными интерпретациями наиболее загадочных явлений прошлого из отечественной истории.
Задачи курса:
1) Через разгадывание тайн российской истории, способствовать повышению интереса, мотивации к изучению предмета.
2) Углубление знаний учащихся по отечественной истории, расширение их кругозора, ознакомление с широкой палитрой противоречивых мнений, оценок, суждений, включение в исследовательскую деятельность.
3) Повышение информационной культуры учащихся: развитие самостоятельных поисковых навыков, умение
пользоваться различными видами источников, критически их оценивать.
4) Оказание помощи ученикам в определении дальнейших профильных интересов в учебной деятельности.
Образовательные результаты курса
Знать и понимать:
- основные периоды истории и их хронологию событий
- знать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;
- понимать роль исторической личности и культурных ценностей Российской империи
- понимать особенности социально-гуманитарного познания
Уметь:
- анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся спорных и загадочных моментов в истории; наиболее часто встречающиеся в литературе и искусстве «белые пятна истории» и причины их существования;
- работать с научно-популярной и справочной литературой;
- владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований;
- анализировать и сопоставлять факты.
Формы и методы обучения:
Лекция
Дискуссия
Проектно- исследовательская работа
Проблемное обучение
Мозговой штурм
Парная и групповая работа
Использование презентаций, видеофильмов, интернет- ресурсов
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов
составление реферата или презентации по любой избранной теме;
написание эссе.
Защита проектов, исследований
Семинар
конференция
Содержание курса
Цели, задачи, содержание элективного курса.
Раздел 1. Мальчик из Мишанинской.- 2 час.
Происхождение Ломоносова. Детство Ломоносова. Версии о месте рождения. Родители Ломоносова. Учѐба в университете. Версия об отцовстве Петра I.
Раздел 2. Дело царевича Алексея. -2 час.
Царевич Алексей – сын Петра I. Заговор Алексея против отца. Побег за границу. Возвращение в Петербург. Следствия по делу Алексея и его сообщников. Судьба заговорщиков. Заключение в Петропавловскую крепость. Версии смерти.
Раздел 3. Тайна янтарной комнаты.- 2 час.
История изготовления Янтарной комнаты. Поездка Петра I в Берлин. Покупка комнаты. Подарок 5 великанов. Забвение после смерти Петра I. Размещение комнаты в зимнем дворце. Изъятие комнаты во время Великой Отечественной войны. Исчезновение. Версия о нахождении, восстановлении комнаты.
Раздел 4. Распутин – величайший авантюрист XX века. -2 час.
Происхождение Распутина. История его фамилии. Жизнь до царского двора. Сближение с царской семьѐй. Распутин и царица Александра Фѐдоровна. Распутин и наследник Алексей. Влияние Распутина на царскую семью. Заговор против Распутина. Убийство. Похороны.
Раздел 5. Как метеор на вечернем небе… Княжна Тараканова. -2 час.
Личная жизнь Елизаветы Петровны. Тайная дочь царицы. Принцесса Володимерская – появление самозванки. Светская жизнь самозванки. Жизнь в Польше, Париже, Венеции. Поручение графу Орлову. Приезд в Россию. Заключение в Шлиссельбурскую крепость. Отношение с Екатериной II . История картины Флавицкого.
Раздел 6. Загадки русских наград. -2 час.
Награды Российской империи. 1 орден Андрея Первозванного. Знаки отличия времѐн Ивана IV, царевны Софьи. 1 кавалер ордена. История ордена Святой Екатерины. Орден Святой Анны. Георгиевский крест – солдатский орден. Орден Святого Владимира.
Раздел 7. История покушений на императора Александра II. 2 час.
Преобразования Александра II. Народническая идеология. Заговорщеческое направление в народничестве. Покушение на жизнь Александра II. 1 покушение – Дмитрий Каракозов. Покушение на дворцовой площади Александра Соловьѐва. Покушение Степана Халтурина в царской столовой. Покушение в поезде. Трагедия 1 марта 1881 год. «Народная воля» -террористическая организация. Судьба заговорщиков.
Раздел 8. Тайны смерти Ивана IV Грозного и его сыновей.- 2 час.
Генеологическое древо Ивана IV. Предсказание волхвов. Смерть Ивана IV. История убийства старшего сына Ивана. Царствование Фѐдора Ивановича. Дмитрий – 3 наследник. «Углечская трагедия». Роль Бориса Годунова в трагедии. Время самозванцев начала XVII.
Итоговое занятие . Представление эссе.
Учебно- тематический план
№ Название раздела, темы Количество часов Виды деятельности учащихся Формы контроля
теоретические практические Раздел 1. Мальчик из Мишанинской.- 2 час.
1-2
Цели задачи, содержание элективного курса.
Мальчик из Мишанинской. Происхождение
Ломоносова 2 Лекция с элементами обсуждения составление реферата
« Происхождение Ломоносова»
или презентации
защита проекта,
исследования
(схема происхождения) семинар
Раздел 2. Дело царевича Алексея. -2 час.
3-4 Царевич Алексей – сын Петра I. Версии смерти.
2 Лекция с элементами обсуждения составление реферата
« Тайна завещания Петра I»
или презентации
защита проекта,
исследования
(картина Н. Ге)
семинар
Раздел 3. Тайна янтарной комнаты.- 2 час.
5-6 В обмен на великанов. Янтарная комната. 2 Лекция с элементами обсуждения составление реферата
« История янтарной комнаты»
или презентации
защита проекта,
исследования
(экскурсия по
музею ) семинар
Раздел 4. Распутин – величайший авантюрист XX века. -2 час.
7-8 Происхождение Распутина.
Дело Григория Распутина.
2 Лекция с элементами обсуждения составление реферата
«Заговор против Распутина»
или презентации
защита проекта,
исследования
«Трагическая судьба семьи Николая II» семинар
Раздел 5. Как метеор на вечернем небе.. Княжна Тараканова. -2 час.
9-10 Личная жизнь Елизаветы Петровны. Тайная дочь царицы. 2 Лекция с элементами обсуждения составление реферата
« Исторический портрет»
или презентации
защита проекта,
исследования
«Картина Флавицкого»
семинар
Раздел 6. Загадки русских наград. -2 час.
11-12 Награды Российской империи. 1 орден Андрея Первозванного.
Георгиевский крест – солдатский орден. Орден Святого Владимира.
2 Лекция с элементами обсуждения защита проекта,
исследования
«Награды Российской империи. История, Традиции.
Герои»
(Схема
Таблица)
семинар
Раздел 7. История покушений на императора Александра II. 2 час.
13-14 Преобразования Александра II.
Покушение на жизнь Александра II. 2 Лекция с элементами обсуждения составление реферата
« Исторический портрет»
или презентации
защита проекта,
исследования
«Покушения на
Александра II»
семинар
Раздел 8. Тайны смерти Ивана IV Грозного и его сыновей.- 2 час.
15-16 Генеологическое древо Ивана IV.
Дмитрий – 3 наследник 2 Лекция с элементами обсуждения составление реферата
«Углечская
трагедия »
или презентации
защита проекта,
исследования
« Самозванцы»
Картина И. Репина « Иван Грозный убивает своего сына»
семинар
17 Итоговое занятие .Представление эссе
« Роль личности в истории» конференция
9 класс
Календарно- тематический план
№ Тема Количество часов Цель Формы и методы обучения Понятия Формы контроля Дата
Раздел 1. Мальчик из Мишанинской.- 2 час.
1-2
Цели задачи, содержание элективного курса.
Мальчик из Мишанинской. Происхождение
Ломоносова 2 Охарактеризовать основные события, представить различные точки зрения,
Научить поисково-исследовательской работе Реферат, презентация
Защита проекта, исследования Поморы
Славяно-греко-латинская академия семинар Раздел 2. Дело царевича Алексея. -2 час.
3-4 Царевич Алексей – сын Петра I. Версии смерти 2 Охарактеризовать основные события, представить различные точки зрения,
Научить поисково-исследовательской работе Реферат, презентация
Защита проекта, исследования Заговор
Наследник престола
Царская династия
семинар Раздел 3. Тайна янтарной комнаты.- 2 час.
5-6 В обмен на великанов. Янтарная комната. 2 Охарактеризовать основные события, представить различные точки зрения,
Научить поисково-исследовательской работе Реферат, презентация
Защита проекта, исследования Пётр I
Пилястры
реконструкция семинар Раздел 4. Распутин – величайший авантюрист XX века. -2 час.
7-8 Происхождение Распутина.
Дело Григория Распутина. 2 Охарактеризовать основные события, представить различные точки зрения,
Научить поисково-исследовательской работе Реферат, презентация
Защита проекта, исследования Заговор
Святой старец
Царский друг семинар Раздел 5. Как метеор на вечернем небе.. Княжна Тараканова. -2 час.
9-10 Личная жизнь Елизаветы Петровны. Тайная дочь царицы. 2 Охарактеризовать основные события, представить различные точки зрения,
Научить поисково-исследовательской работе Реферат, презентация
Защита проекта, исследования Авантюризм
Самозванка
конфедерация семинар Раздел 6. Загадки русских наград. -2 час.
11-12 Награды Российской империи. 1 орден Андрея Первозванного.
Георгиевский крест – солдатский орден. Орден Святого Владимира. 2 Охарактеризовать основные события, представить различные точки зрения,
Научить поисково-исследовательской работе Реферат, презентация
Защита проекта, исследования Принципы наградной системы российской империи семинар Раздел 7. История покушений на императора Александра II. 2 час.
13-14 Преобразования Александра II.
Покушение на жизнь Александра II. 2 Охарактеризовать основные события, представить различные точки зрения,
Научить поисково-исследовательской работе Реферат, презентация
Защита проекта, исследования Реформы
Освободитель
народничество семинар Раздел 8. Тайны смерти Ивана IV Грозного и его сыновей.- 2 час.
15-16 Генеологическое древо Ивана IV.
Дмитрий – 3 наследник 2 Охарактеризовать основные события, представить различные точки зрения,
Научить поисково-исследовательской работе Реферат, презентация
Защита проекта, исследования Самозванцы
Смута
террор семинар 17 Итоговое занятие .1 Подвести итоги курса и обобщить полученные знания и навыки Представление эссе
« Роль личности в истории» конференция