Разработка урока истории на тему Модернизация Российской империи



Разработка урока выполнена
учителем истории и обществознания
Роговской Еленой Николаевной
МОУ « Школа № 126 г. Донецка»
Тема урока: "Модернизация Российской империи"

9 класс
Ожидаемые результаты:
Изучение этой темы даст возможность учащимся:
Понять причины, которые предопределили проведение реформ в Российской империи в 60- ые-70-ые годы XIX века;
Уметь дать оценку Манифесту и Положению о ликвидации крепостного права в Российской империи;
Сформировать понимание значимости земской, городской, судебной, военной и других реформ в государственной жизни Российской империи;
Развивать способность активно включаться в дискуссию и высказывать свою точку зрения;
Воспитывать активную гражданскую позицию.
Основные знания:
(используем как план)
Экономическое и политическое положение Российской империи до начала реформ;
Отмена крепостного права;
Сущность и характеристика земской, городской, судебной, военной реформ, реформы образования, цензуры и финансов.
Основные даты:
19 февраля 1861 г. - подписание Манифеста и Положений об отмене крепостного права;
1864 г. - земская реформа;
судебная реформа;
реформа в сфере образования;
1862-1877 г. - проведение военной реформы;
1860 г. - финансовая реформа;
1865 г. - реформа цензура;
1870 г. - реформа городского самоуправления.
Личность в истории:
Александр II Освободитель
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Метод проведения урока: работа в группах с использованием метода «ПРЕСС», «Микрофон», «Паутинка», «Мозговой штурм»; урок с использование дискуссии и диалога.
Межпредметные связи: мировая литература, основы правоведения.
Структура урока:
Организационный момент;
Объявление темы и ожидаемые результаты;
Мотивация обучающей деятельности;
Изучение нового материала;
Осмысление новых знаний;
Инструктаж домашнего задания;
Итог урока. Оценивание знаний учащихся.
Ход урока:
Организационный момент.
Учащиеся объединяются в группы.
Правила работы в группе (общие):
Каждый имеет право высказываться;
Высказываемся либо по желанию, либо по очереди;
Один говорит, а остальные слушают;
Обсуждаем идеи, а не личность того, кто ее выдвинул;
Воздерживаемся от критики друг друга;
Делаем попытку выработать единое мнение, однако каждый сохраняет право на особое мнение;
Обсуждение ведем в пределах отведенного времени.
Объявление темы и ожидаемых результатов.
Учитель озвучивает тему и план урока, комментирует ожидаемые результаты.
Мотивация обучающей деятельности.
Учитель предлагает каждой группе отрывок или высказывание:
(H.A. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)
А(1).... Деревни наши бедные,
А в них крестьяне хворые
Да женщины печальницы,
Кормилицы,поилицы, Рабыни, богомолицы
И труженицы верные,
Господь прибавь им сил!....
Б(2).... У каждого крестьянина
Душа что туча черная –
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям ...
В(3)... Горе вам, горе, пропащие головы!
Были оборваны, - будете голы вы,
Били вас палками, розгами, кнутьями, -
Будете биты железными прутьями!..

Г(4)... Ты и убогая
Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная,
Матушка - Русь!
Д(5) Лучше мы освободим крестьян сверху, нежели ждать, когда они сами освободят себя снизу.
Александр II
Е (6) «Я убежден, что для состязания с Европой, нужны европейские средства, как для войны нужно европейское оружие.» П. Валуев
Учитель (задание каждой группе):
Ваша задача ответить на вопрос:
С чем ассоциируются у Вас данные высказывания и литературные отрывки с точки зрения
исторических процессов, явлений, событий?
Прогнозированные ответы учащихся:
Группа А: Тяжелое положение крепостного крестьянства.
Группа Б: Неотвратимость крестьянских волнений
Группа В: Рекрутчина. События Крымской войны. Поражение России.
Группа Г: Необходимость реформ.
Группа Д: Боязнь революционных событий.
Группа Е: Отставание от Европы, угроза превращения Российской империи во второстепенную европейскую державу.
IV. Изучение нового материала
Противоречие общественной жизни, кризис, в котором оказалась Россия после Крымской войны, стали причиной проведение реформ 60 - 70 - X гг. XIX века.
Отмена крепостного права
А) Личность в истории - Александр И. Сподвижники Александр II.
Б) Работа с документом «Из речи Александр II в государственном совете от 28 марта 1861 года»
(Прогнозированные ответы учащихся, где дети демонстрируют метод «ПРЕСС», «Микрофон») Учитель:
19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест и Положение о ликвидации крепостного права в России (5 марта 1861 г. - опубликована)
Нас интересуют основные положения крестьянской реформы (аграрная реформа) - работа с учебником на стр. 219
Учебным группам:
Найти противоречивые стороны основных положений;
Перечислить положительные стороны проведения реформ;
Озвучить сложности, возникшие в проведении аграрной реформы.
(Три группы при ответе демонстрируют метод «ПРЕСС»)
Сущность и характеристика земской, судебной, военной, городской реформ, а также реформы образования, финансов и цензуры.
Учитель:
Отмена крепостного права была призвана обновить весь государственный строй Российской империи, провести либеральные преобразования.
Долее по форме устного журнала - учитель начинает рассказ -> ученик продолжает -
В 1864 году была проведена земская реформа. В уездах и губерниях учреждались всесословные органы местного самоуправления - земства...
1870 году была проведена городская реформа, которая решила проблему городского самоуправления...
В 1862 -1874 гг. - проведена военная реформа, которая ознаменовала реформирование армии...
Принципы равенства всех перед законом, независимость суда, состязательность в суде - все это воплотила одна их самых демократичных реформ - судебная реформа 1864 года.
Реформа в сфере образования 1864 года дала взлет науки, политической и философской мысли...
Финансовая реформа -...
В 1865 году была проведена реформа цензуры...
Осмысление новых знаний
Из всего выше перечисленного, мы можем сделать вывод, что 60-70-ые годы XIX века, по словам современников, были названы «Эпохой великих реформ»
Вопрос к классу: Считаете ли вы данные утверждения действительно верным? Ответ обоснуйте (учащиеся высказывают свою точку зрения).
Инструктаж домашнего задания:
На основе полученных знаний и §19 (стр. 217-222) Вы должны заполнить таблицу: «Реформы 60-70-х гг. XIX века в Российской империи»
Реформа, год Результат Отсутствие результата
1… 2… 3…. Итог урока. Оценивание учащихся.
Дополнительно:
На уроке предлагается использовать презентации, наглядности и литературу по предложенной теме.