Использование современных образовательных технологий в рамках системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС на уроках истории


Дата проведения: 11 ноября 2014 г.
Форма проведения педсовета: традиционный, на основе работы проблемных групп.
Состав участников: объединенный.
Место и роль педсовета в учебно-воспитательном процессе: методический, тактический.
Цель: развитие у педагогов профессиональных компетенций в области использования современных образовательных технологий.
Задачи:
- выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей;
- подготовка педагогов к методически грамотному применению современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе;
-повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
Предполагаемые результаты участия педагогов в педагогическом совете
В результате участия на педсовете педагоги должны
знать:
- современные образовательные технологии;
- классификации современных образовательных технологий.
уметь:
- методически грамотно структурировать урок с использованием современных образовательных технологий.
владеть:
- современными образовательными технологиями;
- приемами различных технологий.
План проведения педагогического совета

п/п
Название выступления
Ф.И.О. выступающего
Регламент выступления

1
Анализ результатов образовательной деятельности за I четверть 2014-2015 учебного года.
Кучко Е.А.
15 минут

2
Основной доклад: «Педагогические технологии
в рамках системно-деятельностного подхода: виды и формы».
Кучко Е.А.
20 минут

3
Использование современных образовательных технологий на уроках учителями-предметниками
(из опыта работы).
4 человека
Тихонова С.Н., Коканова Н.В.
Басалова Е.С.
до 5 минут каждый

4
Работа творческих проблемных групп:
«Применение СОТ на различных этапах урока по предметным областям»
Группа №1. «Аз, буки, веди» (учителя начальных классов)
Руководитель группы: Шубина С.Ю.
Группа №2. «Словесность и история» (учителя русского языка и литературы, истории, географии, обществознания, иностранного языка).
Руководитель группы: Бейдерман А.В.
Группа №3. «О, эврика!» (учителя математики, ИКТ, физики, химии, биологии)
Руководитель группы: Николаева Г.Н.
Группа №4. «Талант» (учителя музыки, технологии, физической культуры)
Руководитель группы: Беспалова Н.Н.

Работа групп



4 человека по одному от группы

15 минут



до 4 минут каждый

5
Подведение итогов педсовета. Принятие решения.
Кучко Е.А.
10 минут


«Педагогические технологии
в рамках системно-деятельностного подхода: виды и формы».

Если ученик в школе не научился сам творить,
то в жизни он будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н.Толстой (русский писатель, мыслитель, к.XIX- н.XX вв.)

От традиционной системы образовательной деятельности к инновационной образовательной среде.
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.
Основополагающими государственными документами, направленными на достижение приоритетных целей и задач в образовании, являются
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ, Д.Медведевым, 04 февраля 2010 г., Пр-271).
Закон Российской Федерации №273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г, вступившего в силу 1 сентября 2013 г.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования (НОО - утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785); (ОООутвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от «01» февраля 2011 г. № 19644).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная и основная школа.
Из ННШ: «Школа будущего. Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке? Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».
Внедрение и реализация ФГОС приведет к новому качеству образования: учащиеся приобретут знания (предметные УУД), произойдет личностный рост ученика (личностные УУД), выпускники школы смогут применить знания в жизни (метапредметные УУД). Таким образом, результатом образования становятся не только знания, но и умение применять знания в повседневной жизни.
В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л. С. Выготского, где системно-деятельностный подход – идеальная форма, задающая норматив социально-желаемых характеристик личности, проектирующих установки, определяющий основные задачи и направления развития системы образования.
Основа ФГОС - системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Рассмотрим изменение роли участников педагогического процесса при традиционной системе образовательного процесса и при реализации ФГОС. Активность ученика при традиционной системе построения урока практически сводится к нулю.
Новая дидактическая модель образования. При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:
быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
А именно, ФГОС акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе: уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии, использовать технологии оценки и современные технологии проектирования образовательной среды. В новом положении об аттестации учителей на первую и высшую категории сказано, что квалификационная категория присваивается только при использовании педагогами в УВП СОТ. Учитель должен документально убедить аттестационную комиссию в том, что он не только использует широкий спектр технологий, но и имеет положительную динамику усвоения учащимися программного материала, а также распространяет свой опыт по применяемым технологиям.
Любое развитие, в частности развитие школы, может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выделяются педагогические технологии (образовательные технологии). Это обусловлено тем, что:
- в условиях существующей классно-урочной системы занятий СОТы наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат, каким бы то ни было серьёзным коррективам;
- образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
- образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии - гуманизации образования, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода;
- они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
- обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
- отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
- четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
2. Что же подразумевается под понятием «педагогические образовательные технологии»?
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая образовательная технология».
«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Анализируя определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
-однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
- отбор и структура содержания (что);
- оптимальная организация учебного процесса (как);
- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
- учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
- объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Преимущества технологии. По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.
Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
Во-вторых, технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
В-четвертых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, что ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.
Ведущей, стержневой характеристикой технологии обучения является гибкость. Содержательная гибкость отражается, прежде всего, в возможности, как дифференциации, так и интеграции содержания обучения. Сама же эта возможность имеет место благодаря блочному и модульному принципу построения учебного материала в предлагаемой технологии. Технологическая гибкость обеспечивает процессуальный аспект обучения, включающий вариативность методов обучения, гибкость системы контроля и оценки, индивидуализацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
Область применения понятия «технология» в педагогике в настоящий момент не определена достаточно четко. Сегодня понятие «технология» употребляется в педагогике, по крайней мере, в трех смыслах:
1. Как синоним понятий «методика» или «форма организации обучения» (технология написания контрольной работы, технология организации групповой деятельности, технология общения и т.д.)
2. Как совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В. Давыдова, традиционная технология обучения и т.д.)
3. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.
Использование понятия «технология» в первом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизирует процесс обучения. Просто происходит подмена одного понятия другим. Например, если ранее говорили «методика (или система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», то теперь для того, чтобы блеснуть своей эрудицией, говорят «технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». От перемены слов суть предмета (системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) не изменилась. Еще совсем недавно учителю предлагалось только готовое тематическое планирование учебное содержание «нарезалось» по одному, двум, трем учебным часам и от лица министерства предлагалось учителям для обязательного исполнения. Поэтому Российский учитель оказался неподготовленным, сегодня он не может отличить методику от технологии. Есть смысл уточнить – методика в большинстве случаев – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса. Педагогическую технологию характеризуют два принципиальных момента гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса. Педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата, т.е. в данном случае – государственного стандарта.
4. Во втором случае, когда под технологией подразумевается совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм, речь идет о новом понятии со своим смыслом. Однако в этом случае понятие «технология» теряет свой первоначальный смысл, с которым оно пришло из промышленной сферы. Кроме того, нет четкого разграничения, что ведет к неразберихе. Вывод можно сделать однозначный: замена хорошо известных и отработанных понятий на более общие и неконкретные - определенный шаг назад, отступление от научных позиций. Поэтому термин «технология» можно использовать только в третьей трактовке, которая сохраняет первоначальный, пришедший из промышленного производства смысл (технология - совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами).
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласится. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.
Классификация педагогических технологий (Г.К. Селевко)
По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.
По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развивающие.
По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам
· ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений
· СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности
· СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы
· СДП).
По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).
Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько
· дидактических систем):
классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);
обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;
система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;
компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;
«программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:
традиционная классическая классно-урочная система Я.А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий:
а) авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
б) высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии; в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
в) личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных технологиях). Такие технологии называют еще антпропоцентрическими.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
г) гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
д) технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества.
г) технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
ж) эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.
Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.
По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:
массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;
технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);
технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);
различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);
технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:
а) педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н. Ильина и др.;
б) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.;
в) педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.;
г) педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и С.Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарашва, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.;
д) природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.;
е) альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка;
ж) комплексные политехнологии (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.).
Кроме выше перечисленной классификации педагогических технологий есть:
Предметно-ориентированные технологии обучения:
технология «полного усвоения»;
технология уровневой дифференциации;
технология концентрированного обучения;
вузовская технология обучения в НПО и др.
Личностно-ориентированные технологии обучения:
технология педагогических мастерских;
технология модульного обучения;
технология обучения, как учебного исследования;
технология коллективной мыследеятельности;
технология деловых игр; технология учебного проектирования и др.
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;
игровые технологии;
тестовые технологии;
модульно-блочные технологии;
интегральные технологии и т.п.
Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще учителя в нашем лицее пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?
Традиционные технологии – технологии построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.
При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.
При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.
В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.
Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология.
То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.
Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог продавливает информацию с помощью многократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других приемов, стимулирует послушание и исполнительство.
Многие учителя привыкают к нормам этих отношений и часто без тени сомнения считают, что у них сложился необходимый контакт в работе с учениками.
Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность и теплоту в межличностных отношениях.

Объяснительно-иллюстративные технологии предписывают учителю особую роль и место в учебном процессе. У него на уроке не просто активная, но сверхдоминирующая позиция: он командир, судья, начальник, он как бы стоит на пьедестале, но при этом обременен угнетающим чувством ответственности за все, что происходит в классе. Соответственно, ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает.
Обучающиеся на уроке практически ничего самостоятельно не делают, самостоятельно не думают, а просто сидят, слушают или выполняют элементарные задания, предписанные учителем.
Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Совершенствование образования в традиционной школе долгое время понималось, да и сейчас часто понимается как увеличение объема знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук (так в 1950-1960-х годах в учебном плане было 14 основных учебных дисциплин, сейчас их более 20).
Усложняются программы, ученики ориентируются на максимально возможное усвоение содержания предметов без учета индивидуальности. Согласно данным госкомэпиднадзора России у 15% учащихся возникают нервно-психическое отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок. В Институте физиологии категорично заявляют, что более 5 часов в день ребенок работать физически не может. Согласно данным здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. У большей части школьников отсутствуют физические и интеллектуальные возможности выполнить весь объем задаваемых им домашних заданий. В этом случае возникает внутренняя защитная реакция и часть учеников вообще перестает что-либо учить дома, понимая, что все необходимое к следующему учебному дню они выучить или сделать не смогут. Это порождает у школьника комплекс неполноценности к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха; вызывает неприязнь к предмету и школе, а часто и фактический отказ от учения.
Ориентация на максимум усвоения во всех областях знаний опасна и для сильного ученика. Стремление отлично учиться по всем предметам приводит школьника к перегрузке и мешает проявлению его способностей и дарований в какой-то одной области. Еще Д.И. Менделеев рекомендовал не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.
При традиционном варианте организации учебного процесса развитие личности, конечно же, происходит. Дети стихийно развиваются, даже если им не оказывают особого внимания и заботы.
Но этот процесс можно многократно усилить, если сделать его основной целью работы учителя и разумно организовать.
Сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.
Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников.
В основе деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов и лишь по отношению к меньшей части из них, и то, как исключение, требовались бы меры побуждения.
При подготовке к сегодняшнему педсовету ходе проведения внутри школы опроса (по отчету руководителей МО) можно сделать следующие заключения:
100% учителей и воспитателей владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения.
100% учителей и воспитателей используют различные технологии полностью или приемы поэлементно.
Я думаю, что на сегодняшнем педсовете вы узнаете о тех педтехнологиях, которые можно и необходимо использовать в своей работе, об их эффективности и результативности.
3.Выступление педагогов. Использование современных образовательных технологий на уроках учителями-предметниками (из опыта работы).
4. Работа творческих проблемных групп: «Применение СОТ на различных этапах урока по предметным областям»
Группа №1. «Аз, буки, веди» (учителя начальных классов)
Руководитель группы: Шубина С.Ю.
Группа №2. «Словесность и история» (учителя русского языка и литературы, истории, географии, обществознания, иностранного языка).
Руководитель группы: Бейдерман А.В.
Группа №3. «О, эврика!» (учителя математики, ИКТ, физики, химии, биологии)
Руководитель группы: Николаева Г.Н.
Группа №4. «Талант» (учителя музыки, технологии, физической культуры)
Руководитель группы: Беспалова Н.Н.
Задания для групп:
Познакомиться с технологией.
Изучить приемы и методы технологии.
Применить приемы и методы технологии к различным этапам урока по ФГОС.
Этапы урока:
Мотивация учебной деятельности
Целеполагание
Повторение опорных знаний с целью выявления пробелов первичного осмысления изучаемого материала
Изучение нового материала
Завершающий контроль
Закрепление с целью обеспечения осознанности формируемых знаний и умений или рефлексия.
Назвать преимущества технологии.
Представление работы группы.
Заключение.

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?
По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!
Отсюда – мои «пусть пожелания»: Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
1. На заседании МО необходимо:
а) Проанализировать работу педагогов по использованию в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий. б) Определить возможности, условия и основные направления использования современных педагогических технологий с целью совершенствования педагогической деятельности. в) Спланировать взаимопосещение уроков с целью изучения передового педагогического опыта по использованию СОТ-технологий.
2. Создать в каждом МО банк данных методических разработок учителей лицея, практикующих использование различных педагогических технологий.
3.Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников для формирования у обучающихся практических навыков самообразования.
4. При планировании учебных занятий увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность).
5. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
6. Ходатайствовать о проведении педагогической конференции на базе МБУ лицея № 76 в 2015-2016 учебном году.
7.Организовать педагогический десант в город Жигулевск с целью трансляции опыта педагогов лицея.
8. Создать творческую группу для подготовки и издания сборника авторских работ педагогов лицея по результатам реализации на практике новых образовательных технологий.









Глоссарий

Активность – способность проявлять усилия, стремиться к достижению цели.
АРИЗ – это алгоритм решения изобретательских задач, специальная программа пошагового решения задачи в ТРИЗ.
Групповая социализация – этап мастерской, рассмотрение индивидуальных гипотез, мнений, проектов в группе.
Дедукция – этап сверки своего выстроенного умозаключения или другого интеллектуального продукта с образцом; логическое умозаключение от общего к частному; способ изложения, при котором частные положения выводятся из общих, обратное индукции.
Деконструкция – процесс разрушения имеющихся представлений, знаний об изучаемом объекте.
Деятельность – целенаправленная и мотивированная система действий, направленная на преобразование объектов.
Дискуссия - обсуждение противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения.
Доклад - публичное, развернутое освещение определенной темы.
Знания – достоверный результат познания действительности, адекватное отражение качеств и свойств объекта в сознании человека.
Индивидуальное обучение – форма организации обучения, предусматривающая работу педагога с каждым учеником отдельно.
Индуктор – средство для включения процесса индукции: слова, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
Индукция (наведение) – этап мастерской, явление актуализации части внутреннего мира участника (воспоминания, ассоциативные ряды, ощущения, эмоции, личный опыт), пробуждение личного интереса, создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого участника, создание личного отношения к предмету обсуждения, мотивационный механизм.
Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.
Информационный проект, который предполагает сбор информации о каком-либо процессе или объекте.
Исследование - это уже научный труд, подвергнувший изучению факт, событие, процесс.
Исследовательский проект – это проект, который предполагает познавательный поиск учащихся, направленный на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением.
Концепция описание основного смысла деятельности, необходима для получения представления о смысле, миссии и основных направлениях деятельности учреждения.
Концепция – определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности.
Критическое мышление – технология, позволяющая развить свободу мышления, раздвинуть рамки привычного стандарта восприятия мира, научить логически, синтетически мыслить и познавать мир, формируя свою обоснованную мировоззренческую позицию.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Личностно-ориентированное обучение – тип обучения, предполагающий воспитание учащихся как инициативных и активных, способных к творчеству субъектов деятельности; обучение, основанное на учете психологических и социально-педагогических характеристик личности.
Личность – человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности, обладающий сознанием, самосознанием, ответственностью за свое поведение.
Мастерская – синтетическая многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно-деятельностный подход.
Мастерство педагогическое – высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.
Межгрупповая социализация – этап мастерской, защита групповых гипотез.
Мезотехнологии, или модульно-локальные технологии, представляют собой технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, или направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторения или контроля знаний.
Метатехнологии представляют собой образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении.
Методика в более узком значении представляет собой микротехнологию: алгоритм, инструкцию, руководство по содержанию и последовательности действий для получения какого-либо локального результата (методика отработки навыка, решения задач, написания сочинений, проведения опытов, методика психолого-педагогических тренингов и т.д.).
Методика преподавания учебной дисциплины - это часть педагогической науки и практики, исследующая закономерности процесса передачи (изложения и усвоения) учащимся дисциплины и разрабатывающая их - применение на практике.
Микротехнологии это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень).
Мотивация учебной деятельностью – внутреннее побуждение к овладению знаниями и развитию.
Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Педагогическая техника – это комплекс профессиональных умений, приёмов взаимодействия с объектом обучения или воспитания.
Педагогическая технология - есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П. Митчелл).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Педагогическая технология - то системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения регулируемых результатов обучения (И.П. Волков).
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Педагогическая технология - это содержательная учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
Прикладной проект – это проект, который направлен на создание конкретных продуктов деятельности: сценарий школьного вечера, юбилейный выпуск газеты, проект благоустройства школьного двора.
Программа - описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в будущем.
Проект - представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.
Проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией.
Проект - это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д.
Проживание – существование, бытие «здесь и сейчас» в качестве субъекта, то есть носителя деятельности, в рамках предложенной технологии, предполагающей «пребывание в ..», а не «пребывание на..». Проживанию способствует осознанная внутренняя мотивация, внутреннее целеполагание.
Реконструкция – процесс восстановления знания на новом уровне.
Реферат - краткое изложение содержания книги или анализ литературы по освещаемому вопросу, проблеме.
Рефлексия – отражение, воспоминание своего проживания мастерской.
Самоконструкция – этап мастерской, создание собственного интеллектуального продукта: описание собственного опыта, наблюдения, формулирование идеи, гипотезы, проекта, конструирование модели явления, природного объекта, системы взаимосвязей и т.д.
Система (греч. systema - составленное из частей, соединенное) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определённую целостность и единство.
Сонастройка – этап, предваряющий мастерскую; внутренняя настройка участников друг на друга и на изучаемую тему.
Сообщение - это краткое освещение факта, события; известие.
Социализация – этап мастерской, предъявление созданного интеллектуального продукта другим участникам занятия (в паре, в группе, между группами), всему коллективу. Происходит в различных формах: афиширование, устный рассказ, вывешивание работ, показ пантомимы и т.д.).
Суггестивная технология - использование состояний для обеспечения психологической готовности к какой-либо деятельности.
Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.
Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.
Технология – Techne - искусство, мастерство, умение и -логия - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Основная цель использования ТРИЗ на уроках - дать школьникам возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества - доступные, сильные, изящные; выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация.





















Литература:

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач.- Петрозаводск: Изд-во "Скандинавия", 2003 185с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1991.
3. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989.
4. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. М., 1991.
5. Галицких Е.О. Дом нашего счастья//Воспитание школьников.-2001.-№ 7.
6. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Методическое пособие.-СПб.: «Паритет», 2003.-160с.
7. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии//Директор школы.-1996.-№ 6.
8. Ключ Н. Ключ В. ТРИЗ-педагогика// Педагогика.-2001.-№5.
9. Курбатов Р. Метод проектов//Частная школа.- 1995. -N4.
10. Метод проектов на уроках литературы//Школьные технологии.-2003.-№ 6.
11. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.-384с.
12. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта/Составитель И.А.Мухина.-Выпуск 1.-СПб., 1995
13. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей -М.,1997.
14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогов вузов и институтов повышения квалификации.-М., 1998.
15. Смолкин А.М. Методы активного обучения, М.: Высшая школа, 1991.
16. Формирование системного мышления в обучении: Учеб.пособие для вузов/под ред.З.А.Решетовой.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-344с.
17. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.-М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
18. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.-М.: Педагогическое общество России, 1998.-250с.




























































Педагогический совет.
«Современные образовательные технологии
в рамках системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС».

11.11.2014

Кучко Е.А.,
заместитель
директора по
учебно-воспитательной
работе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 76
городского округа Тольятти




15