Статья Технология формирования типа правильной читательской деятельности как одно из средств повышения качества образования в начальной школе


Яковина Л.А.,
учитель начальных классов
МБОУ лицея № 6 г. Ессентуки
Технология  формирования типа правильной читательской деятельности как одно из средств повышения качества образования
в начальной школе
    Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
    В процессе образовательной деятельности школы главенствующую роль приобретает ориентация на личность . Цель современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что-то делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Поэтому образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые  могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной творческой деятельности.
Одной из главных задач учителя начальных классов является формирование у детей способности к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способности к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развитие у них личностно-значимых компетенций и интереса к учению, активизация самостоятельной познавательной деятельности.  Вот поэтому каждая школа, и каждый учитель совершенствует (преломляет через себя) те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания,  развивают интерес к предмету, к деятельности. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
     В разных педагогических технологиях, в зависимости от возрастных особенностей учащихся, используются объяснительно-иллюстративная, поисковая и исследовательская модели обучения с применением активных и интерактивных методов обучения. Они  позволяют накапливать умения и навыки работы с инструментом и оборудованием, самостоятельно организовать и планировать свою работу, а также ставить перед собой задачу и искать пути её решения индивидуально или совместно друг с другом, с учителем.   Хочу особое внимание обратить на «Технологию  формирования типа правильной читательской деятельности», которую я использую в своей работе на уроках литературного чтения.
Великий И.В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач.
Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.
Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской. Технология формирования типа правильной читательской деятельности – это «…трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг…». Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволяет решать задачи, поставленные государством в рамках ФГОС.
Целью данной технологии является формирование личностного и ценностного отношения к чтению. К достоинствам технологии можно отнести следующее:
- применима самостоятельно вне урока;
- возрастосообразна и доступна;
- ориентирована на развитие творческой личности;
- развивает умение прогнозировать результаты чтения;
- способствует достижению понимания текста на уровне смысла. 
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивает умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников. Она способствует развитию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий:
умения, извлекать информацию из текста;
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст.
Ученик, выполняя продуктивное задание, должен выйти за пределы привычного для него алгоритма действий и осуществить умственное усилие по проектированию новых способов действий. Эти способы действий можно перенести на другой предмет, или воспользоваться в любой ситуации. Именно в этом случае происходит развитие личности.
Использование приёмов технологии формирования правильного типа читательской деятельности дают мне возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Мои ученики успешно осваивают программный материал, показывают высокие результаты умений работы с текстом, участвуют в различных интеллектуальных играх и марафонах, дистанционных конкурсах и викторинах, где показывают хорошие результаты. Дети умеют работать с разными источниками информации, что позволяет мне развивать у них ключевые компетенции.
И в заключении хочу сказать: «Да, инновации требуют огромной затраты сил, времени, но это то, что делает нас современным своему времени. Мы стремимся к успеху. И если будут успешными учителя и школа, значит, есть надежда на то, что наши ученики тоже будут успешными и счастливыми!»