Программа воспитательной работы Возродим Казачество.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« средняя общеобразовательная школа № 88»
города Перми












Программа патриотического воспитания школьников

«Возродим традиции казачества »















Пермь 2015



Содержание программы:

Пояснительная записка
Планируемые результаты
Содержание программы
Календарно- тематическое планирование
Список использованных источников
Приложение




















Пояснительная записка

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического воспитания подрастающего поколения определяется как одно из приоритетных в современной политике. Государству, исключительно важно, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Решение проблем в жизни государства зависит от уровня сформированности у молодежи, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа.
Нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, оказали негативное влияние на все основные возрастных групп населения страны. В России стало превалировать распространение негативных факторов таких как цинизм агрессивность, нетерпимость разным нациям не уважение старших и т.д. Патриотизм стал не современен, что является существенной проблемой для основ государственного строя. Политическая ситуация состоит в том, что граждане России стали задумываться о той катастрофической проблеме, которая касается воспитание и привитие плюрализма и основ патриотизма в своей стране.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.
В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории. Мощным фактором формирования патриотизма у наших школьников является проведение военно-спортивной игры «Бачуга», встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, организация Уроков Мужества, экскурсий в краеведческие музеи.
В школе № 88 используется такие формы работы, как конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.
На уроках ОБЖ, истории ребята узнают сущность и значение государственной символики, а так же понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним е формируется уважительное отношение к ним на внеклассных уроках связанных с проведением гражданских ритуалов, с государственными символами Отечества.
Цель патриотического воспитания - развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задаi:
создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у школьников верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
формирование патриотических ценностей, взглядов к историческому прошлому России;
формирование у учащихся активной жизненной позиции
формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни
Основополагающие принципы и направления их реализации
Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, можно выделить:
научность;
гуманизм;
демократизм;
приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
системность, в развитии школьников;
многообразие форм, методов используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, отношения к военной службе:
Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений, способность руководствоваться ими в качестве фундаментальных принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.
Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.
Включает ознакомление с законами государства, в частности с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
Интернациональное - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Пропаганда идей интернационализма, дружбы народов, воспитание школьников в атмосфере интернационализма.
Профессионально-деятельное -формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.
Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовать планы своего профессионального роста.
Психологическое - формирование у школьников высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, формирование важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе. Оно включает изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в школе, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса.
Физкультурно-спортивное - пропаганда здорового образа жизни.
Данные направления адаптированы под возрастные категории школьников: начальные классы работают на первой ступени формирования патриотического воспитания, затем работа продолжается на второй и третьей ступени соответственно.

Планируемые результаты:

создание патриотического клуба, « Чапаевский казачий клуб» который закрепит наметившуюся в последние годы положительную тенденцию роста ценности гражданственности и патриотизма среди школьников.
Создание Казачего класса на договорной системе в школе № 88, который непосредственно будет прививать чувство долга и патриотизма у остальных учащихся.

Содержание программы

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ «СОШ № 88» г. Перми. Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
Основные направления реализации Программы
учебная деятельность через предметы;
система тематических, творческих классных часов;
деятельность по созданию патриотического клуба «Чапаевский казачий клуб»;
проведение военно-патриотических, спортивных праздников;
проведение конкурсов «Знатоки российской истории»;

Срок реализации программы:  2015 – 2016 г.г.

Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию
Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
Изучение символики Красноярского края, своего района.
Изучение традиций, истории России,
Организация встреч с ветеранами ВОВ       
Шефская помощь ветеранам.
Организация и проведение благотворительных акций: « Осенняя неделя добра», «Ветеран живет рядом», «Поздравь ветерана с Победой».
Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, краевого и местного значения
Исследовательская деятельность
Единые классные часы.
Спортивно-конкурсные программы.
Возложение цветов к Памятным местам.
Классные часы и беседы
1. «Защищать Родину – это почётный долг». 2. «Отец, Отчизна, Отечество». 4. «Праздники русского народа». 5. « Казаки в годы Великой Отечественной войны».
6. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?». 7. «Гражданин ли я России». 8. «Обязанность, долг, присяга». 9. «Я патриот своей Родины?». 10. «Дети на защите Отечества». 11. «Мои замечательные земляки».
Календарно- тематический план



         Мероприятия          
Период   исполнения
Ответственный

2.
Заседания Совета по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий.     
В течение года
директор

3.
Привлечение родителей учащихся и жителей поселка Чапаева к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)
Постоянно.
директор   классные  руководители.

4.
Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы         
Постоянно.
Руководители  МО, учителя – предметники.

5.
Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети – будущее России»
2 полугодие
Классные руководители

7.
Обеспечение организационного участия старшеклассников в районной Спартакиаде допризывной подготовки.         
май
Преподаватель   ОБЖ.

8.
Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам .         
В течение   года.
руководители  МО, учителя русского языка и литературы

9.
Участие в туристическом слете
 
 
май
Учителя физкультуры  и  ОБЖ.

10.
Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам.         
В течение года.
учитель физкультуры


Проведение мероприятий, посвященных 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года
По отдельному плану
учителя  истории, Кл.рук.

12.
Проведение конкурса чтецов, концертов, посвященных Дню защитников Отечества
февраль
учителя русского языка и литературы

13.
Проведение месячника оборонно-спортивной работы.     
февраль.
учитель физкультуры

14.
Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»        
май.
учитель ИЗО, классные руководители

15.
Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.
В течение года
Кл.руководители

16.
 Проведение встреч с ветеранами ВОВ
В течение года
классные  руководители.

17.
Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему.
В течение года
Классные  руководители,

18.
Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию  в местных  СМИ.
Постоянно.
Руководитель ОБЖ

19.
Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников
Постоянно
директор

20.
Проведение Уставного урока   
Ноябрь-декабрь
Классные  руководители,

21.
Организации и проведение традиционных мероприятий по изучению государственной символики РФ
Сентябрь
Классные  руководители

22.
Проведение мероприятий по встрече юбилея Великой Победы»
По отдельному плану.
Классные руководители



Традиционные мероприятия по патриотическому воспитанию

Ноябрь День народного единства
Декабрь Месячник боевой славы «Твои защитники, Москва», фестиваль «Любимый край в центре России »
Январь Месячник культуры и традиций
Февраль Месячник «Мы будущие защитники Отечества»
День защитника Отечества,
Май Месячник Славы и Памяти и День Победы.


Список использованных источников

1. Аронов, А. Воспитываем патриотизм // А.В. Аронов - Дошкольное воспитание, 1988.- № 2.- С. 10-13
2. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.
3. Пашкович А.П. Как воспитать париота / А.П. Пашкович. – : СПб: КАРО, 2009
4. Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание/ Л.С Выгодский Пед. психология. – М.,1991.
5. Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // А. Замостьянов Народное образование, 2002. - № 4.- С.183-189.
6. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. – сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003. – (Развитие и воспитание дошкольника).
7. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005.
8. Кузнецова, Л.В. Истоки гражданственности./ Л.В. Кузнецова – М.: Педагогика, 1986.
9. Ломоносов, М.В. Полн. собр. соч.: В 10 т. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959.
10. Мусин-Пушкин А.А. О необходимости национального направления нашей школы // А.А. Мусин-Пушкин - Русская словесность. – 1996. - № 4. – С. – 34-38.
11. Никитин, Н. Биография патриотизма / Н. Никитин / / Патриот. – 2003. № 34.
12. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. Сост. И.А. Пашкевич. – Москва: Учитель, 2008.
13. Парфенов С., Козлова С. Новый патриотизм? // С. Парфенов, С. Козлова - 2003. - №6. – С 3-7.
14. Преображенский, А.А. Патриотические традиции русского народа // А.А. Преображенский -ПИШ. – 1993. - № 1. – С. 3-10.
15. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: ( Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская.-М.: Педагогика, 1990.
16. Сухомлинский, В.А. Родина в сердце / В.А. Сухомлинский – М.: Молодая гвардия, 1980.
17. Троицкий, В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // В.Ю. Троицкий - «Педагогика». – 1998. - № 2. – С. 3-7.
18. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.,1974, -т.9 – С.117-118.
19.  Шмаков, С.А. Гражданином быть обязан / С.А. Шмаков. – М.: Знание

Приложение:
1. Игра « Бачуга»






Военное воспитание молодежи


























Бачуга-Саши Мангуста!15