Рабочая программа по физической культуре


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОРНОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ
(ГОУ СПО НГТК)

Согласовано:
Зав. методическим кабинетом
___________М.Б.Медведева
«___» ___________ 2014 г. Утверждаю:
Зам. директора по УМ и НР
_________С.В.Рыленко
«___» ___________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
______ОГСЭ.04 Физическая культура___________________
(код и наименование дисциплины)
для специальности 270835 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (код и наименование специальности)
составитель Титова С.А._________________________________________
цикловая методическая комиссия физической культуры и БЖД_____
год утверждения учебного плана 2011_______________________________



Новокузнецк, 2013


Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности _270835 Строительство железных дорог, путь и путевое (код и наименование специальности)
ФГОС СПО по специальности 270835 Строительство железных дорог, путь и путевое утвержденный приказом Министерства образования и науки РФот«15 апреля »2010г.№357
Рецензенты:
1. (внутренний), ФИО, место работы, должность
2. (внешний от СПО) ФИО, место работы, должность
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании цикловой методической комиссии физической культуры и БЖД___________________________________________________________
Протокол № от « » 2014 г
Председатель цикловой методической комиссии _________________________
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании Методического совета колледжа
Председатель Методического совета ГОУ СПО НГТК _______С.В.Рыленко
Протокол № 1 от « » 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр.
2
3
10
11
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.04ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 270835 Строительство железных дорог путь и путевое хозяйство.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном образовании.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- основы здорового образа жизни.
1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программыучебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 336 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 168 часов; самостоятельной работы обучающегося 168 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 336
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 168
в том числе: лабораторные работы практические занятия 166
контрольные работы курсовая работа (проект) Самостоятельная работа обучающегося (всего) 168
в том числе: Выполнение упражнений по общей физической подготовке, заполнение дневника самоконтроля. Подготовка рефератов. Промежуточная аттестация в форме:
зачета-3,5
дифференцированного зачета-4,6,7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Профилактика профессиональных заболеваний средствами
и методами физического воспитания. 4 2
Тема 1.1.
Физическая культура
в общекультурной
и профессиональной подготовке студентов. Содержание учебного материала 2 1
Профессионально-прикладная и физическая подготовка. Социально-биологические основы физической культуры и спорта.
Основы здорового образа жизни. Практические занятия
3
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка реферата «Принципы здорового образа жизни». Составление индивидуального дневника самоконтроля физического развития. 4 Раздел 2.
Легкая атлетика. 56 Тема 2.1
Легкая атлетика Содержание учебного материала 1
2
3
4
5
6
7
8
9 Техника бега на короткие дистанции и его совершенствование
Развитие скоростных качеств.
Эстафетный бег на 100 м
Эстафетный бег на 400 м.
Техника и тактика бега на средние и длинные дистанции.
Развитие общей и специальной выносливости.
Сдача нормативов в беге на средние дистанции.
Сдача нормативов в беге на длинные дистанции.
Сдача нормативов в беге на короткие дистанции. Практические занятия
Развитие скоростно-силовых качеств. Развитие выносливости. Техника бега на различные дистанции.
Подготовительные упражнения для бегуна на короткие дистанции. Сдача контрольных нормативов на различные дистанции. 18
3
Самостоятельная работа обучающихся (занятия в кружках и секциях).
Тренировки в оздоровительном беге от 60 м до 100 м. Выполнение бега на отрезках 30 м, 50 м, на скорости. Бег на развитие общей выносливости от 3 до 5 км. Совершенствование скоростно-силовых качеств в легкой атлетике. Заполнение дневника самоконтроля. 18 Тема 2.2.
Метание гранаты. Содержание учебного материала 1
2
3
4
5 Метание гранаты с места
Метание гранаты на три шаговых шага.
Метание гранаты с разбега.
Специальные подготовительные упражнения метателя.
Сдача нормативов по метанию гранаты. 3
Практические занятия
Подготовительные упражнения для метания гранаты. Подводящие упражнения для метания. Развитие физических качеств: силы. Развитие ловкости и координации движения. Сдача контрольных нормативов. 10 3
Самостоятельная работа обучающихся .
Упражнение метателя, метание отягощений. Развитие скоростно-силовых качеств. Упражнения на координацию движения. Составление комплекса упражнений по коррекции отстающих групп мышц. Заполнение дневника самоконтроля. 10 Раздел 3.
Спортивные игры.
176 Тема 3.1.
Баскетбол. Содержание учебного материала 1 Техника игры в баскетбол: стойки и перемещения. 3
2 Техника игры в баскетбол: ведение мяча. 3 Техника игры в баскетбол: передвижения и ведения мяча. 4 Техника игры в баскетбол: передача и ловля мяча. 5 Совершенствование технических приемов: ведение и передача мяча. 6 Судейство игры баскетбол. 7 Жестикуляция судьи, организация и судейство игры в баскетбол. 8 Техника игры в баскетбол: броски мяча в кольцо. 9 Техника игры в баскетбол: броски мяча в кольцо с места от плеча, из-за головы, от груди. 10 Техника игры в баскетбол: броски мяча в кольцо в движении. 11 Техника игры в баскетбол: штрафной бросок. 12 Техника игры в баскетбол: в защите и нападении. 13 Индивидуальная техника защиты. 14 Действия игрока в защите и нападении индивидуально. 15 Командные действия игроков в защите и нападении. 16 Тактика игры в нападении. 17 Тактика игры в защите. 18 Контрольные нормативы: штрафные броски, броски в кольцо по трапеции. 19 Командные действия игроков в нападении и защите. 20 Упражнение на развитие координации движения. 21 Броски мяча из-за 6-метровой линии. 22 Судейство игры в баскетбол. Практические занятия
Совершенствование технических приемов, тактических действий при игре в баскетбол
Упражнения на развитие координации движения, ловкости. Совершенствование навыков ведения мяча.
Контрольные нормативы: ведение мяча с изменением направления, выполнение передачи мяча на точность и скорость, выполнение штрафных бросков 44 3
Самостоятельная работа обучающихся .
Изучить правила игры в баскетбол, развитие скоростных качеств. Упражнения по совершенствованию скоростных и силовых качеств. Определение признаков утомления и перетренированности, меры по их предупреждению. Составление комплекса упражнений (КУ) Заполнение дневника самоконтроля.
44 Тема 3.2.
Волейбол Содержание учебного материала 1 Техника игровых приемов в волейболе: стойки, перемещение. 3
2 Технические приемы в волейболе: прием и передача мяча сверху. 3 Технические приемы в волейболе: прием и передача мяча снизу. 4 Техника приема мяча в волейболе над собой. 5 Технические приемы в волейболе: прием и передача мяча над собой. 6 Совершенствование техники приемов в волейболе: верхний и нижний прием мяча. 7 Технические приемы в волейболе: нижняя подача мяча. 8 Технические приемы в волейболе: верхняя подача мяча. 9 Совершенствование техники приемов в волейболе: нижняя подача мяча (прямая боковая). 10 Совершенствование техники приемов в волейболе: верхняя подача мяча (прямая боковая). 11 Совершенствование техники приемов в волейболе: подача мяча по зонам. 12 Технические приемы в волейболе: нападающий удар. 13 Технические приемы в волейболе: нападение. 14 Технические приемы в волейболе: защита. 15 Тактические действия в нападении. 16 Тактические действия в защите. 17 Тактика игры в волейболе: индивидуальные, групповые. 18 Контрольные нормативы: передача мяча над собой, в парах, через сетку. 19 Контрольные нормативы: подача мяча по зонам. 20 Правила игры в волейбол. 21 Организация соревнований по волейболу. 22 Игра с решением тактических задач. Практические занятия.
Техника игровых приемов в волейболе: стойки, передвижения, прием и передача мяча сверху, снизу, передача и прием мяча над собой, выполнение подачи мяча: прямая нижняя, прямая верхняя, нападающий удар, блокирование. Совершенствование технических приемов, тактических действий при игре в волейбол. Тактика игры в нападении и защиты. Командные действия. Контрольные нормативы: передача мяча над собой, подача прямая верхняя, боковая подача, нападающий удар, блокирование, передача мяча в парах, верхняя подача мяча в указанную зону, действия игрока в командной игре. Правила соревнований. Организация соревнований в волейбол. Составление комплекса упражнений (КУ) 44 3
Самостоятельная работа обучающихся .
Изучение правил игры в волейбол, развитие скоростных качеств. Упражнения по совершенствованию скоростных и силовых качеств. Совершенствование технических приемов. Определение признаков утомления и перетренированности, меры по их предупреждению. Заполнение дневника самоконтроля. 44 Раздел 4.
Гимнастика. 12 Тема 4.1.
Атлетическая гимнастика Содержание учебного материала 6 1 Общеразвивающие упражнения. Упражнения в парах. 2 Упражнения с гантелями, гирями. 3 Упражнения на гимнастической лестнице, перекладине. Практические занятия
Решает задачи коррекции фигуры, дифференцировки силовых характеристик движений, совершенствует регуляцию мышечного тонуса. Воспитывает абсолютную и относительную силу избранных групп мышц.
Круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных групп с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой. Техника безопасности занятий. Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с гантелями, обручем (девушки). Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание, висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки). Упражнения для коррекции зрения. Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики. Заполнение дневника самоконтроля. 3
Самостоятельная работа обучающихся .
Развитие силовых качеств – подтягивание, отжимание в упоре лежа, упражнения с отягощением. Упражнения на развитие гибкости, силы, ловкости. Разработка упражнений утренней гимнастики. Составление и демонстрация упражнений для улучшения координации движений. 6 Раздел 5. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) 32 3
Тема 5.1.
Средства профессионально-прикладной физической подготовки Содержание учебного материала 1 Упражнения на развитие координации движения. 2 Упражнения на развитие выносливости. 3 Упражнения на развитие быстроты движения. 4 Упражнения на развитие точности. 5 Упражнения на развитие гибкости. 6 Упражнения на развитие силы. 7 Упражнения на развитие ловкости. 8 Упражнения на координацию и точность движения рук. Практические занятия.
Развитие точности и быстроты движений, игровой ловкости и выносливости к выполнению упражнений на координацию движений, бег на короткие дистанции 20-30 м., прыжки по разметках на правой и левой ногах, ведение баскетбольных мячей меняя направление и скорость; передача мяча от груди со скоком от пола, броски мяча в корзину на точность. Упражнения с расстановкой, сборкой предметов. Развитие общей выносливости, координации и точности движения рук.
Контрольные тесты по ППФП (выполняются в соответствии специальности, по видам физ. подготовки: спортигры, легкой атлетики, метания, гимнастики, упражнений на гибкость). Заполнение дневника самоконтроля. 16 3
Самостоятельная работа обучающихся .Составить комплекс упражнений по профессионально-прикладной физической подготовке. Самостоятельно проводить занятия ППФП в соответствии со специальностью.
Подобрать материал по способам самоконтроля функционирования состояния организма, физической подготовленности и работоспособности. 16 Раздел 6.
Лыжная подготовка 56 Содержание учебного материала 1 Попеременный двухшажный ход. 2 Попеременный чеырехшажный ход. 3 Одновременный бесшажный ход. 4 Одновременный двухшажный ход. 5 Совершенствование попеременных ходов. 6 Совершенствование одновременных ходов. 7 Подъем на лыжах – скользящим шагом, скользящим бегом, ступающим шагом. 8 Подъем на лыжах – полуелочкой, елочкой, лесенкой. 9 Спуск на лыжах в основной, высокой, низкой стойке. 10 Совершенствование техники подъема и спуска на лыжах. 11 Коньковый ход. 12 Спуск и подъем на лыжах. 13 Совершенствование лыжных ходов. Бег 2км. 14 Бег на лыжах 3км. Практические занятия.
Лыжная подготовка: попеременные ходы, одновременные ходы, техника подъема на лыжах, техника спуска на лыжах. Бег на лыжах 2 км, бег на лыжах 3 км. 28 3
Самостоятельная работа обучающихсяЗаполнение дневника самоконтроля. 28 Всего: 336 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническомуобеспечению
Оборудование спортивного зала: мячи: волейбольные, баскетбольные, футбольные; скакалки, обруч, шведская лестница, гимнастические маты.Технические средства обучения: секундомер, магнитофон.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Бароненко. В.А. Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие/.В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – 2-е изд., перераб. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 336 с.
Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; под ред. Ю.Д. Железняка. – 2 изд., стереотип.- М.: издательский центр «Академия», 2004. – 520 с.
Настольная книга учителя физкультуры. Б.И. Мишин. - М.: «Издательство Аристель», 2003.- 332 с.
Антонова О.Н. Кузнецов В.С. Лыжная поджготовка: Методика преподавания: Учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.:»Академия», 2001. – 208 с.
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура:учеб. пособие для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 152 с.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования по выполнению контрольных нормативов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Обучающийся должен уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Сдача контрольных нормативов.
Тестирование физической подготовленности.
Обучающийся должен знать:
- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- основы здорового образа жизни; Защита рефератов.
Составление дневника самоконтроля
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины