Воспитание учащихся трудовой дисциплине и трудовой активности


Воспитание учащихся трудовой дисциплине и трудовой активности,
на уроках технологии
учебных мастерских школьники получают более основательную обще трудовую подготовку, по существу, впервые знакомятся с различными инструментами, станочным оборудованием, свойствами материалом и приемами обработки, расширяется и политехнический кругозор. Это создает практическую основу воспитания трудовой активности, так как, только овладев необходимыми знаниями, умениями и навыками, учащийся может чувствовать себя уверенно п процессе трудовой деятельности, проявлять самостоятельность, творческую активность.
На воспитание трудовой активности воздействует ряд факторов, важнейшие из которых-состояние материально-технической базы технологии, выбор значимых объектов труда. педагогически целесообразное взаимодействие педагога и ученического коллектива. в организации процесса труда и оценке его результатов. Сами учащиеся должны бить активными участниками в создании культуры производственной среды. привлекать учащихся к организация рабочих мест, оформлению мастерских, изготовления наглядных пособий, инструмента, приспособлений, Занятия в школьных мастерских носят, как правило, созидательный практический характер. В процессе конструирования и изготовления изделий, предусмотренных рабочей программой, формируется не только знания и умения, но и качества личности, определяющие отношение школьников к труду, причём формирование этих нравственно-волевых качеств обеспечивается не столько тематическими беседами к специальными мероприятиями, сколько содержанием трудового обучения, методами организаций занятий. Так, обучение рациональным способам раскроя материала, определении длины заготовки, разметке деталей, непосредственно связано с воспитанием бережливости, то есть, с качествами личности, проявляющимися в заботливом отношении к обществе иному, семейному и личному имуществу, экономном расходовании материалов, энергии и средств труда. Наглядные уроки бережного отношения к материалам школьники получают в процессе разметки заготовок для получения отдельных деталей. Акцентируя на этом внимание при выдаче задания, учитель ставит учащихся в такую ситуацию, когда выполнение становится возможный только при экономной разметке заготовок по чертой или эскизу. Самостоятельный расчёт размеров заготовок положительно влияет на точность изготовления изделий, что является одним из показателей качества заботы. Овладев приемами расчетов, научившись пользоваться измерительным инструментом, ученик допускает меньше погрешностей. Не обязательно каждый раз производить сложный математический расчет, важно знать его принцип.
Одним из условий, способствующих заинтересованности на уроках технологии завершенность изготовляемых изделий. Поэтому эффективна организация обучения, предоставляющая возможность каждому учащему довести работу до конца. При этом важно приучить подростков к культуре отделки изделия. Порой требования учителя к тщательности отладки, учащиеся воспринимают как придирку и выполняют неохотно, поэтому, призывы делать лучше не достигают цели. Только целенаправленнее обучение приемам обработки и навыкам самоконтроля приводит к качественным результатам. Целесообразна демонстрация качественно сделанных отдельными учащимися изделий как образца.
Увлеченность предметом и заинтересованное отношение возрастают, учащиеся осознают его общественную значимость. Включение учащихся в производственный труд, поднимает престиж их деятельности, вызывает трудовой энтузиазм, позволяет практически и нравственно-психологически подготовить их к освоению реальных производственных отношений, обеспечить общественную направленность трудовой деятельности.
Своевременная оценка и публичное поощрение лучших в труде становится мощным моральным стимулом: не только для награжденных. Признание труда одноклассников побуждает всех учащихся пересмотреть своё отношение к учебному и производительному труду, и это оказывает положительное влияние на укрепление дисциплин, а школе, сплочен в классные коллективы, активизации всей общественно-полезной деятельности школьников.