Концепция развития музея Героя Советского Союза М. С. Харченко и Второй Ленинградской партизанской бригады ГБОУ школы № 104 Санкт-Петербурга


Шиженская Н.Н.
(Санкт-Петербург, Россия, ГБОУ школа №104 им. Героя Советского Союза М.С. Харченко, е-mail: shizhenskaya56@mail.ru)
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ «Героя Советского Союза М. С. Харченко и
2 ЛЕНИНГРАДСКОЙ ПАРТИЗАНСКОЙ БРИГАДЫ» ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 104 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
НА 2014-2019 ГОДЫ
«МУЗЕЙ – РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»
Шиженская Нина Николаевна – руководитель музея, учитель географии,
Заслуженный учитель России.
I Введение
Школьный военно-исторический музей «Героя Советского Союза Михаила Семеновича Харченко и 2 Ленинградской партизанской бригады» открыт в 1966 году, последний раз переаттестован в сентябре 2014 года (сертификат № 26). В создании музея принимали активное участие учащиеся школы, их родители, выпускники школы, взрослые друзья коллектива, бывшие партизаны 2 ЛПБ, местные жители Псковской области.
В основе музейных фондов лежат подлинные экспонаты времен Великой Отечественной войны, собранные школьниками во время многодневных поисковых экспедиций по местам боев 2 Ленинградской партизанской бригады имени Героя Советского Союза Николая Григорьевича Васильева с 1962 по 1970 гг. под руководством учителя истории Н.В. Случко, материалы 7 лагерных сборов и трехдневных походов. Пополнение музейного фонда продолжается и сегодня в процессе туристско-краеведческой деятельности (походы, экспедиции) в районы действия 2 ЛПБ (Псковская область). Экспонаты школьного музея пополняются и за счет подарков партизан, исследовательских и творческих работ учащихся школы, видеофильмов, компьютерных презентаций и др.
В настоящий момент музейные экспозиции представлены следующими темами:
М. С. Харченко–Герой Советского Союза, командир отряда
имени В.П. Бундзена, пулеметчик 2 ЛПБ
Партизанский край. Жизнь ради победы.
Вооружение 2 ЛПБ
Партизанский обоз
Памятники и обелиски Партизанского края
Вечно будут сиять 2 слова «Ленинградцы и Ленинград» (Ленинград, Выборгский район, школа №104,моя семья в годы блокады)
Партизанский край: жизнь и быт под пологом леса
Творчество военных художников. Уникальные экспонаты музея - офорты А. И. Харшака.
В книге учета поступлений (инвентарные книги №1 и №2) на 1 сентября 2015 года зарегистрировано 967 экспонатов, из них основного фонда-318. Школьный музей осуществляет научно-методическое и творческое взаимодействие – социальное партнерство со следующими учреждениями:
- Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных;
- дворец детского и юношеского творчества Выборгского района;
- муниципальное образование «Сампсониевское»;
- совет общевойсковых соединений Межрегиональной общественной организации Ленинградских ветеранов войны и военной службы-однополчан;
- совет ветеранов партизанского движения Санкт-Петербурга;
- совет ветеранов 2 ЛПБ;
- историко-краеведческий музей поселка Поддорье Новгородской области;
- историко-краеведческий музей поселка Дедовичи Псковской области;
- школьный музей 2 ЛПБ школы №346 Невского района Санкт-Петербурга;
- школьный музей 2 ЛПБ гимназии №1590 города Москвы;
-школьный музей 5 ЛПБ гимназии №652 Выборгского района Санкт-Петербурга;
- школьный музей СОШ №1 поселка Дедовичи Псковской области;
- музей школы поселка Поддорье Новгородской области;
- музей «Партизанская Слава» Станковской школы Дедовичского района Псковской области;
- музей 2 ЛПБ Профессионального лицея Метрополитена Санкт-Петербурга;
- музей СОШ «Токсовский центр образования» имени Героя Советского Союза В. Я. Петрова;
- военно-исторический клуб «Цитадель»;
- общественная организация «Псковское Землячество».
Основной принцип работы: Не надо нам слез и страданья,
С избытком мы видели их.
Исполните наши желанья:
Любите, любите, живых! /Н.А. Новиченко/
За последние 3 года проведено более 225 экскурсий для учащихся школ района, города и области, ветеранов педагогического труда Выборгского района и жителей блокадного Ленинграда, родителей, избирателей микрорайона, делегаций школьников из Дедовичского района, студентов РГПУ им. А. И. Герцена и института им. Лесгафта - практикантов, которые посетили более 3000 человек.
Ученики школы регулярно принимают участие в районных и городских конкурсах экскурсоводов, исследовательских работ, конференциях, краеведческих олимпиадах, конкурсах, операциях и акциях.
С 2013 по 2015 год музей имеет следующие достижения:
Участие музея М.С. Харченко и 2-ой ЛПБ школы №104 Выборгского района в мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию 2013-2015 гг.
№ Название конкурса Год Место Фамилия, имя участника
1. Районный и городской конкурс юных экскурсоводов школьных музеев 2013/14
2014/15
1/2 Матюшова А., Шевчук А., Раскина Е.,Шляхтин К., Белецкая Я., Останина К.
2. Районный и городской этапы историко-краеведческой конференции школьников «Старт в Науку» 6-8 класс 2013/14
2014/15 1 Матюшова А.
Мурадова С.
3. Городской конкурс буклетов школьных музеев 2013/14 3 4. Санкт-Петербургский этап Межрегиональной историко-патриотического конкурса «Морская слава России: моряки на службе Отечеству» 2013/14 3 Варзакова А.
5. Районный и городской смотр-конкурс музеев общеобразовательных учреждений Выборгского района, посвященный 68 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. 2013/14 1/3 6. Музею М.С. Харченко ГБОУ школе №104 Санкт-Петербурга Почетный знак «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» № Б-2557 2014 Награда Губернатора Санкт-Петербурга Г. Полтавченко
7. Районные конкурсы чтецов «Я говорю с тобой из Ленинграда» 2013/14
2014/15 2
1 Урусова А., Гордыманова А., Никитин В., Останина К.
8. Районный конкурс патриотической песни «Мы -будущее России» 2013/14
2014/15 1
1 Гордыманова А., Урусова А.
9. Районная и городская конференция «Война.
Блокада. Ленинград» 2013/14
2014/15 1
1 Нестерова Е., Матюшова А.
Белецкая Я.
10. Благодарственное письмо за сотрудничество в организации выставки «Подвиг Блокадной школы: по материалам музеев школ Выборгского р-на», посвященной 70-летию снятия блокады Ленинграда 2014 11. Районный и региональный этапы олимпиады по краеведению 2013/14
2014/15 1
2 Блохина М.,
Мурадова С.
12. Районный историко-краеведческий конкурс «Ленинградский-Санкт-Петербургский метрополитен» 2013/14
2014/15 2
3 13. Районный конкурс электронных презентаций «Выборгская сторона в деталях» в рамках 4
краеведческой акции «Марафон Памяти» 2014/15 3 14. Районный конкурс «Эколого-краеведческое ориентирование. Земляная крепость в Осиновой роще» 2014/15 3 15. Участие в работе общегородского семинара «Мемориальные музеи СПб: из опыта организации современных культурных программ для молодежи» 2014 16. Первый городской Фестиваль «Путем Героя к заветной мечте» 2014/15 1 Кабанов А.
17. Городской конкурс виртуальных экскурсий по музеям образовательных учреждений Санкт-Петербурга 2014/15 1 18. Районный Фестиваль вокального искусства «Песни Великой Победы», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. 2015 1 19. Памятная медаль «55 лет Кургану Дружбы» губернатора Псковской области за большую военно-патриотическую работу 2015 Шиженская Н.Н., Добренко И.А.
20. Районный конкурс детского изобразительного творчества и дизайна «Слава Великой Победы» 2015 1 Ковалева Е.
21. Городской селфи-проект «Стоп-кадр», посвященный 70-летию Победы 2015 1 Шиженская Н.Н.
22. Участие в конференции и выставке «Помним. Гордимся. Храним», посвященных 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., прошедшей в рамках Х Международного форума «Старшее поколение».2015 23. Участие в Международной патриотической акции «Живые голоса войны -2015» 2015 24. Размещение Карт Памяти «Воинам Великой Отечественной войны посвящается» - 8 карт 2015 Шиженская Н.Н., Жилич Т.
Руководящим органом ученического самоуправления музея является совет, в который входят учащиеся 7-11 классов, учителя и взрослые друзья коллектива (руководитель школьного музея, ветераны 2 ЛПБ). Итоги деятельности музея за 2010-2013 годы позволяют сделать вывод о том, что предыдущая концепция развития музея исчерпала себя и требует переработки. В связи с этим и была разработана новая концепция развития музея на 2014-2019 годы.
В 2018 году исполняется 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза М.С. Харченко. С этой целью необходимо создать Совет по подготовке к этой юбилейной дате, продумать план мероприятий празднования юбилея.
II Постановка проблемы
Современный этап развития цивилизации характеризуется глобализацией, охватывающей все сферы человеческой деятельности (политики, экономики, культуры и др.), а также нестабильностью, возникновением различного рода глобальных проблем и кризисов, политических и национальных конфликтов. Умение их преодолевать и предотвращать в будущем, адаптироваться к условиям быстро меняющегося окружающего мира и быть социально мобильным человеком возможно при условии достижения каждым членом общества высокого уровня образования. Особая роль при этом отводится общему и дополнительному образованию школьников, структурным компонентом которого является деятельность школьного военно-исторического музея.  
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию. Требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. 
Школьный музей – это один из эффективных социальных институтов образовательно-культурного пространства, где школьнику можно прикоснуться к разнообразным духовным, культурным, историческим, техническим достижениям и находкам человечества.
Школьный музей позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления учащихся на основе создания педагогически целесообразно организованной развивающей образовательной среды. Эта среда не только организация экскурсий, но и собирание, и изучение (исследование) музейных предметов и артефактов в процессе совместной деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей школьников). Развивающая образовательная среда военно-исторического музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных научных областей, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации. Общее образование в данном случае обеспечивает последовательность, системность, преемственность знаний. Дополнительное образование, реализуемое военно-историческим музеем, способствует интегрированному восприятию, обобщению школьных знаний и эмоциональному сопереживанию школьников, значительно расширяют их кругозор, развивая интеллектуальную и эмоциональную сферы личности ребенка, творчество, формируют самостоятельность и гражданскую инициативу.
Целью развития школьного военно-исторического музея М. С. Харченко на 2014-2019 гг.  в соответствии с Концепцией «Музей – развивающая образовательная среда» является создание развивающей образовательной среды музея как средства формирования разносторонне развитой личности школьника - социально активного россиянина.
 
Сформулированная цель обусловила постановку следующих задач:
создание интегрированного социально-культурного развивающего образовательного пространства формального (общего) и неформального (дополнительного) образования;
поиск, собрание и создание материальных объектов (музейных экспозиций, экспонатов) в процессе совместной туристско-краеведческой, проектной и исследовательской деятельности детей, их родителей и педагогов;
интегрирование предметной среды музея, в котором школьники осваивают окружающий мир средствами и формами музейной педагогики и туристско-краеведческой деятельности через освоение предметных, межпредметных и ключевых компетенций;
опытно-экспериментальная проверка содержания, форм и методов деятельности школьного краеведческого музея, моделирующих духовно-нравственное, интеллектуальное, творческое и физическое развитие ребенка.
Решение выдвинутых задач основываются на следующих принципах:
принцип дополнительности, который позволяет компенсировать недостающие знания, умения, навыки через совместную теоретическую и практическую деятельность обучающихся, их родителей и педагогов в школьном военно-историческом музее, содержащую дополнительные знания, расширяющие содержание общеобразовательных предметов;
принцип единства сознания и деятельности, суть которого заключается в том, что человеческая психика проявляется и формируется в активной деятельности – трудовой, учебной, игровой и пр. Данный принцип позволяет достичь не только конечного результата, но и отследить, как этот результат достигнут: какими способами действовали обучающиеся, на сколько самостоятельной была их познавательная деятельность, каковы были их мотивы через формирование непосредственного интереса к «предмету» музейной деятельности;
принцип доступности обучения, который требует учета психофизических и возрастных особенностей развития школьников, анализа содержания учебно-воспитательного материла по общеобразовательным предметам и программам дополнительного образования туристско-краеведческого профиля с точки зрения его доступности и такой организации обучения и воспитания, при которой обучающиеся не испытывают интеллектуальных, моральных и физических перегрузок, дискомфорта;
принцип связи содержания обучения и воспитания школьных учебных предметов с жизнью через использование активных форм музейной педагогики и туристско-краеведческой деятельности. Реализация данного принципа стимулирует процесс использования обучающимися полученных в школе знаний в решении практических задач в деятельности музея, реальной жизнедеятельности, позволяет анализировать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды, а полученные практические знания использовать на уроках;
принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в развивающем образовательном пространстве музея. Реализация данного принципа предполагает использование разнообразных форм организации воспитания, обучения, и духовно-нравственного развития, а также различных способов взаимодействия обучающихся в таких видах деятельности как: индивидуальная работа, работа в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах, в разновозрастном коллективе;
принцип комплексного воздействия на личность развивающего, воспитывающего и оздоравливающего характера, направленного на формирование духовно-нравственных и гражданских качеств, патриотизма и любви к Родине, служащих основой выбора обучающимися жизненных идеалов и поведения в социальной среде.
III Основные понятия
Развивающая образовательная среда школьного краеведческого музея – комплекс развивающих, обучающих, воспитательных и оздоровительных ресурсов музея для саморазвития и рекреации всех субъектов образовательной деятельности общеобразовательного учреждения.
Духовное развитие личности школьника – целенаправленная педагогическая деятельность по формированию непреходящих человеческих ценностей и ориентированности личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов.  
Физическое развитие ребенка – формирование у обучающихся устойчивой привычки к здоровому образу жизнедеятельности (физическая, психоинтеллектуальная и трудовая деятельность; двигательная активность, режим, ритм, темп жизни, особенности организации работы, отдыха, активного досуга и общения), положительно влияющей на здоровье.
Предметная среда – система материальных объектов и средств  деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовно-нравственного и физического развития.
Индивидуальный образовательный маршрут является способом реализации идей индивидуализации обучения, воспитания и развития школьника, и представляет собой целенаправленную программу деятельности, ориентированную на личностное развитие сопровождаемого, обеспечивающую в процессе его педагогического сопровождения позицию субъекта в выборе вариативного содержания и форм образования (формального и неформального), соответствующих его мотивации к деятельности, познавательной направленности, темпу индивидуального продвижения по маршруту и потребности к общению. ИОМ в школьном краеведческом музее представлен краеведческим исследованием (проектом), который выполняется обучающимся с целью наблюдения исследуемого объекта или явления, и для сбора краеведческой информации и доказательств исследования, проект выполняется как в образовательном учреждении, так в социальной среде, в том числе в туристском путешествии, экспедиции.
Предметные компетенции формируются в рамках конкретных учебных предметов и выражены в виде требований к подготовке выпускников по данному общеобразовательному предмету (знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни).
Межпредметные компетенции формируются в рамках различных учебных предметов и относятся к определенному кругу учебных предметов (например, естественного цикла: географии, биологии, экологии, химии, физики).
Ключевые компетенции относятся к общему содержанию образования в целом, формируются в процессе основных видов деятельности обучающегося (познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой, культурно-досуговой) и позволяют ему овладеть социальным опытом. К ключевым компетентностям относятся ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования.
Формальное образование подразумевает структурированную систему образования от начальной школы до университета. Обучение проводится в специально предназначенных учреждениях (школа, колледж, институт, университет), специально подготовленным персоналом, ведет к получению общепризнанного документа, характеризуется целенаправленной деятельностью обучающихся, является систематизированным, строится по возрастному признаку.
Общее образование является составной частью формального образования и является обязательным.
Неформальное образование реализуется за рамками формального образования, носит целенаправленный и систематический характер, осуществляется для всех возрастных групп населения, но не всегда сопровождается выдачей документа. Неформальное образование может реализовываться в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками, в семье) или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из средств массовой информации; и через учреждения дополнительного образования (повышения квалификации, курсы, музыкальные и художественные школы, дома детского творчества и т.п.).
Дополнительное образование детей является составной частью неформального образования и является добровольным. Дополнительное образование детей – вид образования, основное предназначение которого – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей детей. Это единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности ребенка, посредством реализации дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг.
Дополнительное образование школьников – процесс воспитания, обучения и развития, цели которого по всестороннему удовлетворению образовательных потребностей детей достигаются посредством реализации дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг. Дополнительное образование школьников реализуется как в учреждениях дополнительного образования детей (дома детского творчества, музыкальные и художественные школы, станции юных техников, натуралистов, туристов и т.п.), так и на базе общеобразовательной школы (кружки, секции, объединения дополнительного образования, музеи, клубы и т.п.).
Внеформальное образование – произвольное обучение, которое включает неструктурированную учебную деятельность и обусловлено воздействием на учащегося различных источников информации: социальной среды, семьи, средств массовой информации и др.     
Туристско-краеведческая деятельность – вид деятельности, состоящий из взаимосвязанных компонентов: туризма и краеведения, являющихся комплексным средством развития и оздоровления подрастающего поколения в активном познании самого себя и окружающей действительности.   
Социально-профессиональные пробы – приобретение практического опыта начальной профессиональной деятельности, который осуществляются через выполнение обучающимися в процессе туристско-краеведческой деятельности (в музее, походной группе, объединении) различных работ (исполнительской, продуктивной, творческой, организаторской направленности) по туристской и/или краеведческой должности, предполагает их сменность в последующих туристско-краеведческих циклах.
Технология проектного обучения основана на методе проектов (появился в США в 20-е гг. XX в., основоположник – Дж. Дьюи) и заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и создании конкретного образовательного продукта – проекта («брошенный вперед», замысел в виде прообраза объекта). Проекты различаются по содержанию (экологические, краеведческие, комплексные, исторические, географические, социальные и др.); по продолжительности выполнения, по количеству участников, по способу преобладающей деятельности (познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские и др.).
Технология учебно-исследовательского обучения – основана на использовании исследовательского метода обучения, который заключается в привлечении обучающихся к самостоятельным непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений, делают выводы, познают закономерности. Это способствует воспитанию активности, инициативности, любознательности, развивает мышление, поощряет потребность в самостоятельных поисках и «открытиях», удовлетворяет «исследовательский рефлекс». 
Методика - нормативная упорядоченность действий в какой-либо деятельности, а также вербальное ее отражение в форме описания, предписания, представления (мысленного); алгоритм конструирования, организации и осуществления деятельности; алгоритмический процесс осуществления результативной деятельности; алгоритмическое предписание для осуществления результативной деятельности; алгоритмическое описание процесса организации (осуществления) деятельности и способов достижения ее результатов.
Область прикладного, «инструментально-практического» знания об организации и осуществлении результативной деятельности.
Методика коллективной творческой деятельности – коммунарская методика И. П. Иванова, которая раскрепощает личности субъектов (обучаемого и обучающего), является одним из типов форм организации воспитательной деятельности, основное средство современной методики воспитания.  Важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация, творческий характер.
Каждое коллективное творческое дело (КТД) есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому это дело жизненно важное, общественно необходимое. Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно практической заботе. Оно – творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.
Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные. КТД формирует гуманистическое мировоззрение, гражданское самосознание, а также способности к сотрудничеству, к социальному творчеству и сотворчеству, нравственному и гражданскому самоопределению.  
Методическая система – сложившееся в воспитательной практике на основе определенного методического подхода устойчивое сочетание логически взаимосвязанных педагогических технологий (результативных способов осуществления педагогической деятельности), подчиненных определенной стратегии воспитания и реализуемых в соответствующей тактике воспитательного взаимодействия. В науке – логически выстроенный комплекс идей об организации воспитательного процесса, представленных на уровне общей, частных и конкретных методик.
Традиции музейной деятельности – установившийся порядок в организации и осуществлении деятельности краеведческого музея в школе, поддерживаемый силой общественного мнения, массовых привычек и убеждений, обычаев.
Педагогические условия реализации Концепции – совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, обеспечивающих целенаправленность создания развивающей образовательной среды музея с использованием педагогами современных педагогических технологий, средств и форм образовательной деятельности, которые способствуют формированию личности социально активного россиянина.
Результативность деятельности музея – совокупность положительных результатов (итог деятельности согласно целям), отслеживаемых и получаемых в процессе деятельности школьного краеведческого музея: текущие, промежуточные и итоговые результаты деятельности. Выражается в индикаторах и критериях.
IV Основные направления, содержание, формы и методы деятельности музея, педагогические технологии и методики
Основные направления, содержание, формы и методы деятельности
Работа с фондом музея  включает сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов основного и вспомогательного фондов по разделам музейной экспозиции.
Основные формы и методы деятельности:
- поисковые выезды и выходы на местность (походы, экспедиции, экскурсии), совместная деятельность педагогов со школьниками и их родителями, жителями микрорайона, партизанами 2 ЛПБ  по сбору музейных предметов;
- работа с краеведческими, литературными информационными и научными источниками, с архивным материалом, экспозициями школьных музеев, материалами экспедиций военно-исторического клуба.
Просветительская (образовательная) деятельность музея включает разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности со школьниками (тематические уроки, классные часы, экскурсии, туристско-краеведческие походы, экспедиции и выезды на местность; индивидуальный образовательный маршрут школьника, представленный краеведческой исследовательской, проектной или творческой работой; краеведческие конференции, конкурсы, олимпиады и др.).      
Информационно-аналитическая деятельность музея включает оформление стендов, витрин, выставок различной тематики; создание видеофильмов и компьютерных носителей краеведческой тематики, сайта музея; составление полных отчетов о походах и экспедициях.
Общественно-полезная деятельность музея включает реставрацию музейных экспонатов, создание  и монтаж разделов музейной экспозиции, выполнение общественно-полезной работы на местности (во время походов, экспедиций).  
Связь с учреждениями (образования, культуры, науки, общественными организациями и др.), в том числе – на основе договоров о совместной деятельности и сотрудничестве с целью получения краеведческой информации и материалов, научно-методической помощи и консультаций.
Проектирование и реализация индивидуального образовательного маршрута обучающихся (выполнение краеведческой исследовательской работы) в рамках одной или нескольких научных областей на основе интегрированного знания.
Педагогические технологии и методики
Педагогические технологии и методы деятельности, используемые педагогами в деятельности музея, позволяют обучающимся овладеть комплексом познавательных, практических, оценочных умений, основами взаимодействия друг с другом, способностью самостоятельно приобретать новые научные знания, интегрировать их, а также приобрести социально-профессиональный опыт и способствовать нравственному и гражданскому самоопределению:
- технология проектного обучения;
- технология учебно-исследовательского обучения;
- технология личностно-ориентированного образования;
- методика коллективной творческой деятельности.
V Развитие музейной экспозиции
1.Сохранение имеющихся разделов экспозиции музея
2.Формирование новых разделов музейной экспозиции по темам:
- блокада Ленинграда (Выборгский район и школа №104 в период блокады);
- оружие партизан 2 ЛПБ;
- медицинская служба 2 ЛПБ (роль хирурга 2 ЛПБ Радевич Л.С. в организации медслужбы);
- юные патриоты 2 ЛПБ;
- роль участников подпольных организаций в борьбе с фашизмом;
- роль женщин Партизанского края в победе над врагом;
3. Сохранение и пополнение основного и вспомогательного фондов музея, развитие музейной экспозиции в процессе совместной деятельности объединения «Поиск», педагогов школы, партизан 2 ЛПБ и поисковых отрядов Псковской области.
4. Проведение исследований с целью написания работ на районные и городские конкурсы по темам:
-Имя на обелиске (уточнение биографических данных М. С. Харченко);
- партизанский обоз в блокированный Ленинград;
- роль местных жителей - подпольщиков в партизанском движении на Псковщине.
- роль учителей и учеников школ Дедовичского района в партизанском движении
5. Разработка новых тематических экскурсий по темам:
- Моя семья в годы Блокады;
- медицинская служба 2 ЛПБ;
- помощь местных жителей партизанам 2 ЛПБ;
- история концлагеря для советских военнопленных в д. Белебелка
- боевой путь 2 ЛПБ;
- деревни, сожженные фашистами за помощь партизанам 2 ЛПБ;
-партизанский край: жизнь и быт под пологом леса (экспозиция лесного домика).
VI Условия реализации Концепции, влияющие на результативность деятельности музея.
Для результативности деятельности музея как развивающей образовательной среды необходима реализация следующих педагогических и организационных условий.
Научно-методическое и программное обеспечение осуществляется через:
разработку и апробацию содержания программ дополнительного образования детей по музейной деятельности;
реализацию традиций музейной деятельности в 104 школе;
создание силами педагогов методического обеспечения и сопровождения музейных форм образовательной деятельности;
создание специализированной методической библиотеки, объединяющей фонды методической литературы и собственных разработок учителей и педагогов по проблемам деятельности музея и использования его фондов в образовательном процессе школы;
организацию и проведение лекций, семинаров; заседаний методических объединений и педагогических советов по проблемам: формирование развивающей образовательной среды музея, организации краеведческой исследовательской деятельности обучающихся, использование возможностей краеведческого музея в образовательной деятельности школы, обмена опытом и др.;
информационно - аналитическое обеспечение образовательного процесса  (отслеживание результативности деятельности музея, корректировка целей и задач, направлений, содержания, форм и методов деятельности) и издательская деятельность.  
Вовлечение школьников и их родителей в деятельность музея:
- непосредственное участие в органах самоуправления деятельностью Совета музея;
- расширение сети и вовлечение в деятельность детских объединений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля;
- максимальное вовлечение детей и их родителей в проведение краеведческих исследований в содружестве с педагогами;
- участие в традиционного районном конкурсе краеведческих исследовательских, проектных и творческих работ учащихся (изготовление макетов, книг Памяти, презентаций);
-  вовлечение в подготовку и проведение в музее различных образовательных форм деятельности (уроки, экскурсии, занятия, конкурсы, походы, военно-спортивная игра «Зарница», турслеты, военизированные соревнования, экспедиции, классные часы, краеведческие исследования, спектакли театральной студии, концерты и др.);
- работу по направлениям деятельности музея. 
 
VII Ожидаемые результаты
Школьный военно-исторический музей М. С. Харченко реально является важнейшей составляющей развивающей образовательной среды ГБОУ № 104, в которой пересекаются интересы всех участников педагогического процесса: школьников, их родителей и педагогов, где возможно решение многих образовательных, социальных и профессионально-педагогических проблем.
Деятельность музея обеспечивает интеграцию содержания общего и дополнительного образования школьников, расширяя, углубляя и систематизируя знания по общеобразовательным предметам и фундаментальным наукам; обеспечивает межпредметную интеграцию знаний, формирующую мировоззрение обучающегося и адекватное миропонимание; обеспечивает формирование предметных, межпредметных и ключевых компетенций обучающихся, позволяющих применять теоретические знания в практической деятельности, умение анализировать, ставить цель, продуцировать идеи, планировать, проектировать, продуктивно действовать, принимать решения и т.д.    
Музей обеспечивает свободный выбор видов деятельности, в процессе которых формируются и развиваются коммуникативные способности; ориентацию на личностные интересы, потребности, способности, позволяющей организовать досуг школьников в свободное от учебных занятий время; создает возможности для выращивания уникальности, неповторимости каждой личности, развития ее творческого, духовно-нравственного и гражданского потенциала.    
Реализация Концепции «Музей – развивающая образовательная среда» позволит достичь эффективности деятельности школы, отраженных в  индикаторах:
1. Образовательной результативности - степени успешности функционирования педагогической системы школы в достижении цели создания развивающей образовательной среды музея как средства формирования личности социально активного россиянина, выраженной результатами педагогической деятельности, отраженной в критериях и показателях на уровне  музея, обучающихся, педагогов и школы.
Критерии образовательной результативности:
на уровне музея: динамика увеличения фондов, количество образовательных мероприятий; количество работ, представленных на краеведческих конференциях, конкурсах; количество посетивших музей;
на уровне обучающихся: количество школьников, вовлеченных в деятельность музея; количество школьников, вовлеченных в краеведческую исследовательскую деятельность; качество знаний, сформированность предметных, межпредметных и ключевых компетенций;
на уровне педагогов: мотивация на участие в деятельности музея, обогащение опытом практической деятельности по музейной педагогике; участие в научно-исследовательской работе; степень удовлетворенности участием в музейной деятельности;
на уровне школы: количество школьников-участников краеведческих конкурсов, конференций, олимпиад; количество педагогов, включенных в деятельность музея; владение педагогами методиками организации поисково-исследовательской работы; количество проведенных в музее образовательных мероприятий.
2. Социально-педагогической результативности – степени успешности функционирования военно-исторического музея в достижении социальной значимости деятельности школы, отраженной в критериях и показателях на уровнях родителей  и школы.
Критерии социально-педагогической результативности:
на уровне родителей: приобретение психолого-педагогических знаний о своем ребенке, улучшение  взаимоотношений с ним, мотивация на участие в разнообразных формах общего и дополнительного образования школы;
на уровне школы: престиж школы в среде родителей, количество школьников и родителей, вовлеченных в деятельность музея; количество выпускников, поступивших в профильные вузы; количество проведенных на базе музея районных и городских мероприятий.
Руководитель школьного музея Шиженская Н.Н..