Доклад самообразования учителя английского языка на тему: Метод ситуационного анализа или кейс-метод (case-study)


Доклад самообразования
учителя английского языка
ГБОУ Школа № 170
Черновец Ксении Игоревны
на тему:
Метод ситуационного анализа или кейс-метод (case-study)
Москва
2015
Оглавление
Введение…………………………………………………………………...……….…...3
Анализ кейс-метода ………………………..………………………………………..4-6
Практическая часть………………………………………………………………....7-8
Заключение………………………………..………………………………..……….....9
Список литературы…………………………………………………….…………....10
Введение
В последние десятилетия в связи с изменением политических и социально-экономических условий в нашей стране произошли серьезные изменения в школьном образовании. Естественно, они затронули и такую область, как обучение иностранным языкам. Эта дисциплина стала рассматриваться как одно из приоритетных направлений в образовании подрастающего поколения. Следовательно, школа призвана обеспечить определенный уровень владения иностранным языком, который мог бы позволить продолжить его изучение в период вузовского и послевузовского образования, а также самостоятельно. Успех обучения во многом зависит от методики работы учителя иностранного языка, от его умения пользоваться различными современными методами в контексте решения конкретных образовательных задач. Без знания как традиционных, так и современных методик невозможно обучение иностранным языкам на современном уровне. В этом я вижу всю актуальность выбранной темы.
Доклад состоит из двух частей.
В первой, я проведу анализ кейс-метода.
Во второй (практической) части своей работы я представлю план урока с использованием этого метода.
Метод ситуационного анализа или кейс-метод (case-study)
Этот метод является одним из действенных способов, стимулирующих учащихся к активной речевой деятельности, самостоятельному мышлению. Английское слово «case» означает «случай». В систему образования он пришел совсем недавно, в начале 90-х годов. Однако в науке, медицине, бизнесе он использовался достаточно широко с начала ХХ столетия.
Кейс-метод - качественная оценка определенного случая в научном исследовании в противопоставление количественной оценке, которая предполагает сбор множества фактов и проведение статистического анализа исследуемого явления. Вместо того чтобы набирать огромное количество аналогичных явлений, кейс-метод предлагает тщательное исследование по многим параметрам одного случая или явления - кейса. Проводится систематический анализ данного явления с разных позиций. В результате исследователь приходит к пониманию, почему данное событие могло случиться и какие последствия можно предвидеть. Это скорее обобщение на основе анализа, а не тестирование гипотез.
К. Роджерс определяет кейс-метод в системе образования как описание события в определенной ситуации, обстановке. Проблема может быть не совсем ясна, она проясняется по мере анализа события и ситуации, в которой это событие имело место.
Метод ситуационного анализа предполагает:
наличие описания (текста) какого-то реального события, содержащего в себе определенную проблему и, возможно, не одну;
необходимость всестороннего рассмотрения данного события, его анализа с разных сторон;
выявление скрытых проблем разного плана;
прогнозирование возможных последствий данного события.
В педагогической практике эта технология используется по-разному, в зависимости от специфики предмета. В обучении иностранным языкам нам интересно такое его применение, которое бы стимулировало речемыслительную деятельность учащихся. Событие может быть изложено в виде рассказа с сюжетной линией, действующими лицами, чтобы представляемое событие звучало более убедительно и реально.
Профессор университета Буффало в Нью-Йорке (США) Клайд Фриман Херрайд дает такое определение кейс-стади: «Кейс - это рассказ с образовательными целями» (Clyde Freeman Herreid, 1997-1998).
Обратимся к рассмотрению тех факторов, которые должны учитываться при создании подобного тренажа-ситуации. Представляется, что они должны быть следующими:
Ситуации должны быть актуальными для сегодняшнего дня, поскольку относящиеся к далекому прошлому меньше интересуют учащихся.
Хорошая ситуация рождает чувство симпатии к главному герою. Если вы не заботитесь, хотя бы немного о героях своего рассказа, трудно ожидать энтузиазма со стороны студентов. Чем больше личностной информации вы сообщите в ситуации о ваших героях, тем лучше.
Хорошая ситуация содержит диалог. Так же, как и предыдущий фактор, диалог делает ситуацию более личностной и вызывает больший интерес.
Хорошая ситуация учитывает интересы учащихся.
Хорошая ситуация должна отражать определенные дидактические цели.
Хорошая ситуация предполагает обязательное решение заложенной в ней проблемы. Ситуации, в которых герой должен решить какую-то проблему, вызывают интерес у учащихся, особенно если вы попросите обучаемого помочь герою решить его проблему. Проблема не должна быть легкой, она должна предусматривать множество вариантов решений.
Хорошая ситуация должна предполагать обобщение фактов и выводы.
Хорошая ситуация не должна быть длинной. Короткие ситуации легче писать, легче читать, легче анализировать и легче использовать в процессе обучения.
Иногда и даже довольно часто для рассмотрения того или иного события учащимся не хватает знаний в той или иной области, затронутой в ситуации. В этом случае неразумно давать им задание для размышлений и высказываний по данному событию прежде, чем учитель даст необходимые пояснения, дополнительную информацию или даст задание учащимся самостоятельно предварительно изучить отдельные детали, собрать факты.
В учебниках иностранного языка всегда можно найти описание разнообразных ситуаций, которые можно использовать не только для выполнения предложенных заданий, но и гораздо продуктивнее.
Практическая работа.
В учебнике английского языка для 9-го класса В. В. Сафоновой, И. П. Твердохлебовой, Е. Н. Солововой (Safonova V., Tverdokhlebova J., Solovova E., 2005), я нашла текст по теме “The Sport Fans”, который на мой взгляд можно рассматривать как определенное событие, требующее размышления и некоторого анализа. Авторы учебника предлагают его для прочтения, пересказа и обсуждения вопроса, могли бы российские школьники оказаться в подобной ситуации. Вот этот текст:

В тексте сказано, что употребление наркотика опасно для здоровья, а вот почему, сказано лишь вскользь.
Как избежать влияния «друзей», предлагающих попробовать наркотики из лучших, казалось бы, побуждений. Здесь есть над чем задуматься и о чем поразмыслить с разных точек зрения: этической (ситуация в спортивных кругах), социальной и правовой (распространение наркотиков), информационной (недостаточность разъяснительной работы среди молодежи), пр. Вывести, наконец, в чем же проблема, существует ли она только в основном в спортивных кругах и каким образом ее можно решить, каковы могут быть последствия этого бедствия. Это ведь проблема и политическая, в конечном счете.
Все эти аспекты данной проблемы я предложила для обсуждения обучающимся 9 «А» класса ГБОУ Школа № 170. Обсуждение начала так же, как в дискуссиях, с предварительной мозговой атаки (brainstorming), т.е. стала задавать наводящие вопросы, приглашая учащихся высказать свои предложения по возможным причинам создавшейся проблемной ситуации (почему вообще могла возникнуть такая проблема). Затем предложила обсудить возможные способы её разрешения в малых группах (чтобы рассмотреть все альтернативные точки зрения, выдвинуть гипотезы). После чего, все предложения и мнения малых групп без обсуждений и оценок вынесла на доску для дальнейшего более детального обсуждения всей группы.
В конце урока я подвела итоги обсуждения и в качестве домашнего задания предложила учащимся написать небольшое эссе по данной проблеме.
Заключение
Применение в практике метода ситуационного анализа является наиболее адекватным для старшей ступени, так как главная цель этого метода – это выработка студентами практического решения после анализа ситуации, возникшей при определенном положении дел.
Кейс-метод позволяет сочетать все режимы работы (индивидуальный, парный, групповой, коллективный). Главным преимуществом этого метода является разбор реальных ситуаций, которые помогают повысить интерес и мотивацию обучающихся к учебе. Он способствует развитию аналитических, творческих и коммуникативных навыков, а также накоплению определенных практических знаний.
Проведя подробный анализ кейс-метода, я пришла к выводу, что он не является универсальным и неспособен в полной мере заменить классические методы обучения.
Список литературы

Гальскова Н.Д. «Современная методика обучения иностранным языкам». – М.: Глосса, Москва, 2000
Кларин М. В. «Иновации в мировой педагогике». - Рига, 1995
The Use of Case/Studies and Group Discussion in Science Education by Clyde Freeman Herreid, оригинал: Journal of College Science Teaching, Dec. 1997/Jan.1998
Сафонова В.В., Твердохлебова И. П., Соловова Е. Н. «Учебник английского языка для 9-го класса школ с углубленным изучением английского языка» (Safonova V., Tverdokhlebova J., Solovova E., 2005
Миролюбов А. А. «Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. – Обнинск: Титул, 2010
http://ru.wikipedia.org