Презентация: Медиаобразование. Роль в современном процессе обучения».


Логотип МБОУ «Коротоякская СОШ»- Жуган О.Е.-2017г.« Медиаобразование. Роль в современном процессе обучения». СодержаниеМедиаобразование – это?Необходимость медиаобразования на современном этапе.Основные задачи медиаобразования.Классификация медиа.Основные направления медиаобразования.Подходы к медиаобразованию.Дидактические принципы медиаобразованияМедиаобразовательные уменияАктуальность медиаобразования в современном процессе обучения.Обобщение и выводы. «Для того, чтобы жить в современном обществе нужно быть медиаграмотным»Маршалл МаклюэнЛоготип Очень важно, чтобы современное образование учитывало изменения, произошедшие в обществе, необходимость подготовки нового поколения к восприятию информационной среды. В этой связи огромное значение приобретает такая предметная область, как медиаобразование В России принято, что «медиаобразование» (англ. media education,от лат. media – средства) – это направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации. Основные задачи медиаобразования заключаются в том, чтобы подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. Необходимость медиаобразованияЭффективность от внедрения ИКТ в учебный процесс зависит не только от качества разработанных и включаемых в учебный процесс ИКТ, но и от реализации соответствующих форм и методов преподавания. Включение ИКТ в учебный процесс, безусловно, способствует активизации деятельности преподавателей со всеми вытекающими последствиями. Основными формами использования ИКТ в учебном процессе являются мультимедийные презентации в поддержку традиционных уроков, электронные учебники по учебным разделам и элективным курсам, сайты, посвященные отдельным урокам или разделам учебных курсов, включение собственных методических разработок. Основные задачи медиаобразования в процессе обучения:- Подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях.- Научить учащихся понимать, правильно воспринимать и перерабатывать полученную информацию.- Овладевать способами общения с помощью технических средств.- Формировать умения находить, готовить и передавать требуемую информацию.- Развивать критическое мышление, умение понимать скрытый смысл того или иного сообщения. В современной литературе по проблемам медиаобразования принята следующая классификация медиа:по типу основного средства (печать, радио, кино, телевидение, видео, компьютерные сети и др.); по каналу восприятия (аудио, видео, аудиовизуальные, знаковые – текстовые, графические); по месту использования (индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие, транспортные и др.); по содержанию информации; по направлению социализации (идеологические, политические, нравственно-воспитательные, познавательно-обучающие, эстетические, экологические, экономические); по функциям и целям использования (получение информации, образование, общение, решение проблем, развлечение, социальное управление); по результату воздействия на личность (развитие кругозора, самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, регуляция состояния, социализация) [Федоров, Новикова, Челышева, Каруна, 2005, с. 12]. Основные направления медиаобразования1) медиаобразование будущих профессионалов в мире прессы, радио, телевидения, кино, видео и Интернета 2) медиаобразование будущих педагогов в университетах и педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре; 3) медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания5) дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью прессы, телевидения, радио, видео, DVD, системы Интернет 6) самостоятельное (непрерывное) медиаобразование, осуществляемое в течение всей жизни человека [Федоров, 2004]. Подходы к медиаобразованию-Факультативный – создание сети факультативов, кружков, клубов, фестивалей медиаобразовательного цикла (О.А. Баранов, И.С. Левшина, В.А. Монастырский, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, - Специальный – введение нового предмета, спецкурса, связанного с медиакультурой (С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров и др.) Дидактические принципы медиаобразованияСоциокультурное развитие личности в процессе обученияНаучностьСистематичность и доступностьСвязь теории с практикойНаглядностьАктивность аудиторииПереход от обучения к самообразованиюСвязь обучения с окружающей действительностьюПоложительный эмоциональный фонУчет индивидуальных особенностей учащихся Актуальность медиа Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации. Идеологическая важность медиа и их влияния, как отрасли промышленности, на сознание аудитории. Быстрый рост количества медиаинформации, усиление механизмов управления ею и ее распространения.  Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы. Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях. Необходимость обучения школьников и студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям.Нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации [Masterman, 1985, p. 2]. Медиаобразовательные умения:умения находить информацию в различных источниках; включать информацию в систему формируемых в школе знаний, использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации; систематизировать ее по заданным признакам; умения интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования; визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот; умения четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника; принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них; устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями; вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума»; самостоятельно трансформировать, представлять информацию (в Сети, в печатном издании, в презентации); видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др. Обобщение Качества медиаграмотной личности:1) умение эффективно использовать медиатехнологии для доступа к данным и обмена медиаконтентом; 2) навык отбора оптимальной информации среди многообразия видов медиа и их содержимого; 3) понимание, каким образом, и с какой целью создается медиаконтент; 4) способность критически анализировать приёмы, язык и условные коды медиа, потенциально опасный или агрессивный контент; 5) умение творчески использовать медиа для выражения собственных идей и мнений; 6) умение эффективно использовать медиа для осуществления демократических прав и гражданских обязанностей. Выводы:Задачей школьного медиаобразования является нахождение педагогических приемов преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе. В медиаобразовательном стандарте выделяются следующие требования к минимально необходимому уровню подготовки обучащихся, основанные на умениях: Находить требуемую информацию в различных источниках.Переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот.Трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена.Понимать цели коммуникации, направленность информационного потока.Аргументировать собственные высказывания. Используемая литература:Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/Д.: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.Челышева И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе / Под ред. А.В. Федорова. Таганрог: Изд. Центр.Мантуленко В.В. Роль медиа в современном мире и образовании. Самарский госуниверситет, 2014. Сайт Медиапедагогика. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.mediapedagogics.ru/articles.htm Федоров А.В. Словарь терминовMasterman L. (1985). Teaching the Media Londоn: Comedia Publishing Group. 341 p. Зазнобина Л.С.Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 3. С. 26-34.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-метод. пособие. М.: АПК и ППРО, 2005. 101 с. https://yandex.ru/images/search?text=сайт клип арт сми