Презентация по информатике и ИКТ на тему Окружающая картина мира. Информация и информационные процессы. (10 класс)


ИНФОРМАТИКА И ИКТдля 10 класса Урок №1 Тема: Окружающая картина мираТема: Информация и информационные процессы Разработала:учитель информатики и ИКТ, ГБОУ СОШ № 327 Невского района Санкт-Петербурга, Никифорова Ирина Викторовна Цель урокаЧто такое вещество, энергия, информация. Есть ли между ними связь? Если нет, то почему? Если есть, то какая именно?2. Что изучает наука информатика?3. Какие процессы можно назвать информационными?3. Что нельзя делать на уроке информатики? Мы живем с вами в мире, который состоит из огромного количества объектов, различных по своим размерам, строению, назначению и т.д. Объекты окружающего мира находятся во взаимоотношениях, которые можно представить в виде следующей схемы: Элементарные частицы Атомы Молекулы Макротела Галактики Биологические системы Человек Техника Общество И все объекты от элементарных частиц до Вселенной состоят из вещества. Элементарные частицы Атомы Молекулы Макротела Галактики Биологические системы Человек Техника Общество Тема: Окружающая картина мира Вещественно-энергетическая картина мира На протяжении тысячелетий наука стремилась постичь тайны мироздания, составляя его модели, выделяя общие закономерности, пытаясь увидеть некоторое единство в разнообразии материальных объектов. И одним из первых обобщенных абстрактных понятий науки становится вещество. Вещество — это все, что нас окружает, это вода, земля, воздух, горы, деревья, это то, из чего мы делаем различные предметы, наконец, это мы сами. Вещество — это обобщенное, абстрактное понятие.Далее в истории науки появилось еще одно обобщенное понятие — энергия. Разного вида энергией обладает огромное количество объектов: поднятый над землей камень механической; нагретый утюг — тепловой, заряженный проводник — электрической и т.д. Ученые и конструкторы научились применять энергию на благо людей — стала развиваться техника, использующая или преобразовывающая энергию из одного вида в другой. Энергия — это то, что приводит наш мир в движение. Информационная картина мира Людям всегда была свойственна потребность выразить и запомнить информацию об окружающем мире, благодаря чему появилась устная речь, письменность, книгопечатание, живопись, радио, телевидение. В истории человечества произошло несколько информационных революций: Первая революция связана с изобретением письменности.Вторая революция (середина XVI века) вызвана изобретением книгопечатания.Третья революция (конец XIX века ) произошла благодаря открытию электричества.Четвертая революция (середина XX века) связана с изобретением компьютера. Таким образом, к концу XX века стала складываться информационная картина мира, которая рассматривает окружающий мир под информационным углом зрения, не противопоставляя себя вещественно - энергетической картине мира, а дополняя ее. Упражнение Впишите пропущенные слова (вещество, энергия, информация).1. Вода, которую в древности использовали для совершения механической работы, до сих пор является хорошим источником ... 2. Электронно-вычислительные машины, в отличие от устройств, преобразующих ... или ..., оперируют ..., которая, не материальна.3. Если бы Вселенную заполняло единое однородное ..., то никакая ... не существовала бы.4. Мир стоит на трех китах — ..., ..., ... Из ... он слагается, ... движется, ... направляется.5. На молекулярном уровне организации жизни организма проявляются обмен ..., превращение ..., а также передача наследственной ...6. Молекулы ДНК являются носителями ... Тема: Информация и информационные процессы Информация (от латинского information — «сведения, разъяснения, изложение») — это знания человека (декларативные — «Я знаю, что...» и процедурные — «Я знаю, как...»), которые он получает из окружающего мира и которые реализует с помощьювычислительной техники. Информация в информатике — это: Информация (от латинского information — «сведения, разъяснения, изложение») — это знания человека (декларативные — «Я знаю, что...» и процедурные — «Я знаю, как...»), которые он получает из окружающего мира и которые реализует с помощьювычислительной техники. Понятие информации во всех без исключения сферах предполагает создание, передачу, обработку и хранениеинформации. Все эти процессы называются информационными процессами. Информатика — это наука, которая изучает структуру и общие свойства информации, а также информационные процессы в живой и неживой природе, обществе и технике. Информационные процессы являются предметом информатики.Как же происходит передача, хранение и обработка информации?Передача информации происходит по следующей схеме: Помехи ИНФОРМАЦИЯ Канал связи ИНФОРМАЦИЯ Обработка информации — это получение одних информационных объектов из других путем выполнения некоторых действий.Модель этого процесса: Помехи, шум ВыходнаяИНФОРМАЦИЯ(новая) Обработка (преобразование)информации ВходнаяИНФОРМАЦИЯ(сведения, которые получает человек или устройство) + запас имеющихся знаний и опыта Упражнение Выполните обработку информации и нарисуйте схему к следующей задаче: «В древности люди решили, что каждой цифре от 1 до 9 соответствует Солнце или планета Солнечной системы: 1 — Солнце, 2 — Луна, 3 — Марс, 4 - Меркурий, 5 - Юпитер, 6 - Венера, 7 - Сатурн, 8 - Уран, 9 - Нептун. Последовательно складывая цифры даты своего рождения можно определить «свою» планету. 24.10.1989 = 2+4+1+0+1+9+8+9=34=3+4=7 - Сатурн входная обработка выходная информация . информация Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность хранить ее помимо памяти одного человека. Необходим какой-либо материальный объект, предназначенный для хранения информации — носитель информации.Хранение информации — это ее накопление на различных носителях.Носитель информации — среда для записи и хранения информации. Но просто сохранить информацию недостаточно. Ее необходимо организовать, чтобы быстро найти нужные сведения. Примерами организованного хранения информации являются записная книжка, оглавление в книге, словари, расписание, каталоги. Это наиболее эффективно организованное хранение информации. Процесс Передача Где хранится (носитель) Как обрабатывается (возможные помехи) источник приемник Животные, охраняя свою территорию, оставляют пахучие метки Растение Другое животное сравнивает со своим запахом и делает вывод, что запах не его Мы смотрим новости по телевизору Видеопленка Банк располагает данными о своих вкладчиках На дисках компьютера или на бумаге Процессором по специальной программе Петя решает задачу по математике На бумаге в виде текста С помощью математических действий Петя играет в компьютерную игру На диске в виде про­граммы Процессором по специальной программе Летучая мышь ориентируется в пространстве, испуская ультразвуковые волны Препятствия Мозгом мыши Автоматическое управление полетом ракеты Приборы Бортовым компьютером Открытие двери ключом В форме ключа Если форма ключа совпадает с формой отверстия замка, то ключ в замке поворачивается Упражнение Рассмотрим примеры информационных процессов Домашнее задание 1. Дайте своими словами определения понятиям: вещество, энергия, информация2.Расставте профессии по мере убывания степени использования компьютеров: водитель, программист, актер, бухгалтер, журналист, писатель, повар, швея, учитель, директор предприятия, министр. 3. Знать определения информации, информационных процессов. 4. Напишите сообщение о применении ПК в какой-либо профессии. Срок выполнения 2 недели.