Конспект урока по русскому языку по теме Типы речи


Урок русского языка во 2 классе УМК " Перспектива"
Тема Типы текстов.
Педагогическая цель Познакомить учащихся с типами текстов ,подвести к выведению основных признаков типов текстов .
Тип урока Урок открытия новых знаний
Планируемые результаты (предметные) Учащиеся познакомятся с типами текстов, научатся определять типы текстов по основным признакам.
Универсальные учебные действия Познавательные УУД: 
Учить различать разные типы текстов.
Учить составлять собственные тексты разного типа
Развивать речь при составлении устного рассказа.
Регулятивные УУД:
4. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.
5. Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные УУД:
6. Формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать.
7. Извлекать нужную информацию из вопросов и заданий учителя.
8. Формировать умение слушать собеседника и вести диалог.
9. Формировать умение работать в парах и группах.
Личностные УУД:
10. Формировать умение устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.
Методы и формы обучения Формы: индивидуальная, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Учебно-метод. обеспечение урока Учебное пособие Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина учебник " Русский язык" 1 часть. Москва " Просвещение" 2015
Оборудование Презентация по теме урока, карточки для групповой индивидуальной работы.
Конспект урока
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Мотивация
к учебной деятельности. Настраивает на урок, проводит игру " Доскажи словечко
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и… (внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай не… (перебивая).
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все… (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку… (поднимать).
Участвуют в игре, демонстрируют готовность к уроку. Начинают оформлять классную запись (число, "классная работа", тема)
II. Актуализация знаний учащихся. 1. Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Разделите на 2 группы ( слайд №1) м..рковь, м...ря, г...рох, хле...,гр...за, ур...жай,к...пуста, рука...,к...ртофель. По каким признакам вы разделили эти слова? ( орфограммам). Выпишите слова с непроверяемыми гласными в алфавитном порядке. Проверьте по орфографическому словарю ( слайд №2).
2.- Что записано на доске? ( осенние с деревьев листья падают)
-Составьте и запишите предложение.
- Что такое предложение?
- Какое это предложение по цели высказывания? А по интонации?
-Для чего нужны предложения?
- Что вы скажете о предложениях, которые связаны между собой по смыслу?
- Определите, в каком абзаце текст? Как вы определили?
- А для чего создаются тексты?
Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении  ответов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
 
III. Формулирование темы и цели урока. Работа в парах.
- У вас на партах лежат тексты. Прочитайте их.
1.У Саши пропал щенок. Мальчик громко его звал и долго искал. К вечеру Саша нашёл своего любимца под кустом.
2. У Саши живёт щенок Малыш. Малыш- это красивая болонка. Она небольшого роста, шерсть у неё белая. У Малыша длинные уши, коротенький хвостик на мордочке большие тёмные глаза.
3. Почему у Саши пропал щенок? Может Саша его обижал или плохо кормил? Ведь все домашние животные нуждаются в нашей заботе.
- Что общего у текстов? ( Тема).
-Чем отличаются?
- Сформулируйте тему и цели урока. (разные типы текста. Слайд №2) Работают в парах: читают тексты, сравнивают. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Работают с информацией, представленной в форме устного  вопроса учителя, участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют тему и цели урока.
IV. Решение учебной задачи. - Итак, мы прочитали три вида текста, давайте попробуем задать вопрос к каждому из них.
- О чем пойдет речь в третьем тексте? (Объяснения, почему посадили именно колокольчики)
- Назовите слово помощник (почему)
- Что вы можете сказать о первом тексте? О чём идет речь? (О том как, как пропал щенок и мальчик его искал))
- Значит, в первом тексте будет говориться о событиях, действиях. Какое слово нам это подсказывает? (случилось).
- Какой из предложенных вопросов вы бы задали к этому тексту? ( Слайд 3).
1. Что произошло? Как это случилось?
2. Какой?
3. Почему?
- Прочитайте предложения второго текста. Что мы узнаём из этого текста? (Описание щенка)
- Подберите вопрос к этому тексту. (Какой? )
- О чем прочли в третьем тексте? (По какой причине мог пропасть щенок)
- Назовите слово помощник (почему)
- Сверим наши предположения по учебнику стр. 26.
- Что нам сообщает профессор Самоваров?
-Сделайте вывод: какие бывают тексты?
( Слайд №4) Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты обсуждаются и выбирается оптимальный вариант: ( в первом тексте рассказывается история мальчика и его щенка- " Что произошло? Как это случилось?"; во втором- идёт описание щенка " Какой?"; В третьем - рассуждение " Почему произошла такая история, в чём причина?".
Читают диалог Ани и Вани, заключения И.И.Самоварова.
Делают вывод.
Совместно с учителем выводят основные признаки текстов с опорой на схему ( слайд № 4)
V. ФизминуткаVI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1. Стр. 27 учебника. Выполнение второй части задания упр. 28
( описание своего домашнего питомца).
2. Упр. 30.
- Как вы думаете, по какому рисунку можно составить текст -описание? По какому- текст-повествование? А по какому- текст-рассуждение?
Работа в группах ( по рядам)
- 1 ряд, составьте текст-описание, 2 ряд- текст-повествование, 3 ряд- текст- рассуждение. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (индивидуально, затем в группах) решают типовые задания на новый способ действия с проговариванием
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Задания для каждого ряда по индивидуальным карточкам.
- Определите границы предложений, исправьте ошибки. Укажите тип текста.
1)На высоком дереве мы увидели дятла какой он красивый головка и спинка тёмные, на небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски он весь пёстрый на голове у него красная шапочка у дятла сильный острый клюв, которым достаёт из-под коры вредных насекомых при лазании дятел упирается жёстким хвостом в кору дерева.
  2)   Однажды, прогуливаясь по парку мы услышали птичий свист и постукивания на берёзе висел скворечник , а возле него по коре дерева стучал дятел синичка отчаянно налетала на дятла, пытаясь отогнать непрошенного гостя от своего жилища дятел долго не отступал, но всё-таки сдался и улетел.    
3) Почему дятла называют доктором леса называют этих птиц так потому, что они лечат деревья дятел умеет определять, где прячутся вредители — для этого он слегка постукивает по коре едва ощутив присутствие вредителей, он тут же начинает свою «долбежку» и не успокаивается до тех пор, пока не достанет всех насекомых Дупла, выдолбленные им, часто служат пристанищем для гнездования других птиц вот почему называют дятла лесным лекарем.
Сравнение с эталоном ( слайд № 5). Фронтальная проверка. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с эталоном, выявляют и корректируют ошибки, проговаривают типы текстов.
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. - Какие цели ставили в начале урока?
- С какими типами текстов познакомились?
- Для чего нужен каждый из них?
- Оцените свою работу на уроке ( Слайд № 6) Фиксируют новое содержание, изученное на уроке, определяют результаты урока, проводят рефлексию хода урока и результатов собственной деятельности.