Урок по технологии Текстильные материалы и их свойства (5 класс)

Учитель: Картышева Наталия Васильевна.
Класс: 5
Тема урока: Текстильные материалы и их свойства.
Место урока в серии других уроков: Урок раздела Материаловедение. Изучение темы носит ознакомительный и исследовательский характер
Тип урока: Комбинированный.
Цель: Сформировать понятие о свойствах тканей и способах их определения;
Задачи:
Обучающие: - Ознакомить учащихся с понятием «Свойства тканей» и способами их определения, расширить кругозор учащихся.
Развивающие: - Способствовать формированию и развитию самостоятельности, наблюдательности, умения сравнивать, делать выводы;
- Способствовать воспитанию коммуникативных качеств в условиях групповой работы.
Воспитывающие: - Формировать представление о деятельности работников текстильной промышленности и воспитывать уважение к их труду.
Планируемый результат.
Предметные умения:
- Понимание понятия свойства тканей;
- понимание сформированности свойств тканей по группам;
- умение определять свойства тканей самостоятельно с опорой на инструкционную карту;
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: умение провести самооценку, взаимооценку и взаимопомощь в группе.
Регулятивные: умение ставить учебную цель и задачи; планировать собственную и групповую деятельность; умение контролировать и оценивать свои действия, проявлять самостоятельность.
Познавательные: умение самостоятельно формулировать познавательную цель; выделение необходимого результата исследовательской деятельности; построение речевых высказываний в устной форме.
Коммуникативные: формирование умения вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.
Методы: беседа, лекция-демонстрация, организация самостоятельной исследовательской деятельности в группах.
Формы работы: Фронтальная, групповая.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, инструкционные карты, образцы тканей, нитки, ножницы, английские булавки, ручные иглы, утюг, утюжильная доска, колбы с водой.








Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты





Предметные
УУД

I.
Организация класса. Мотивация к учебной деятельности.
(2 мин)
Цель:
-создание условий для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность;

Готовятся к работе.



Проверка готовности к уроку, создание эмоционального настроя к уроку.





- Добрый день! Я рада видеть Вас на уроке.
- Посмотрите внимательно, всё ли вы подготовили к уроку?
-Что ещё необходимо для успешной работы на уроке?

Личностные: самоорганизация

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


II.
Актуализация знаний.
(5 мин)
Цель:
1.Актуализация и обобщение имеющихся знаний.
2.Мотивация ученика к учебной деятельности.

III. Постановка проблемы.
(2 мин.)
















IV. Сообщение темы и цели урока. (2 мин.)
Вспоминают изученный материал, применяют полученные знания в практической работе, рассуждают о требованиях к одежде
Выявляет уровень знаний, ведет с учащимися диалог.







Подводит учащихся к теме и цели урока.
Учитель пошагово предлагает ученикам составить алгоритм работы
.
Человек создает свой предметный мир из самых различных материалов: глины, камня, дерева, кожи, металлов, пластмасс, ткани. Из ткани делают одежду, которая защищает человека от холода и зноя, ветра и дождя. Ткани бывают толстые и тонкие, гладкие и пушистые, белые и ярко-окрашенные.
- Давайте вспомним, о каких текстильных волокнах вы узнали на прошлом уроке?
- Вспомните признаки натуральных тканей растительного происхождения.
- Перед вами на парте лежат образцы тканей.

Какую ткань вы выбрали бы себе для пошива летнего сарафана? Почему?
- Что необходимо, чтобы ткань соответствовала перечисленным вами требованиям?
-Конечно, ткань должна обладать определёнными свойствами.
Когда мы говорим о свойствах чего-либо, что мы имеем в виду?

Мы имеем в виду характеристики, показатели.
В данном случае нам необходимо знать характеристики и показатели материалов, из которых будут изготавливаться изделия.
И мы должны знать об этих свойствах при выборе вида, фасона изделия, технологии пошива, а также режима влажно-тепловой обработки.
- Хотите ли вы узнать, какими свойствами обладают ткани?
- Попробуйте сформулировать тему урока? (помогаю сформулировать тему урока. «Текстильные материалы и их свойства»)
- Качество ткани зависит от их волокнистого состава.
- Все натуральные и химические ткани обладают одинаковыми свойствами, но проявляются они в разной степени.
- А есть ли у вас желание изучить, как проявляют ткани свои свойства?
-Какая цель нашего урока?
- Цель урока:
- Изучить свойства тканей и способы их определения.

- Как вы думаете, как можно познакомиться со свойствами тканей и изучить свойства тканей?
- Попробуйте предположить.

Понимать для чего необходимо знать о свойствах тканей.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные:
осознание своих возможностей

Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в коллективе

Познавательные:
умение анализировать, выделять и формулировать цели

V.Открытие нового знания.
(10 мин)
Цель:
Формирование
представления детей о свойствах тканей и признаках разделения свойств на группы.
Слушают, запоминают, наблюдают, отвечают на вопросы учителя, устанавливают логическую связь между свойствами и признаками разделения их на группы.
Изложение учебного материала с использованием презентации, диалог с учащимися.
Свойства тканей необходимо учитывать при выборе модели швейных изделий, при способе обработки и при уходе за одеждой.
Свойства тканей зависит от волокнистого состава, вида переплетения нитей, особенностей отделки (отбеливания, окрашивания, пропитки различными веществами. (слайд 3).
Различают три группы свойств тканей:

Физико-механические свойства:
- Износостойкость - способность материала противостоять воздействию трения, кручения, света, влаги, температуры, микроорганизмов, моли;
- Прочность – способность ткани противостоять нагрузке под действием внешних сил.
- Что можно назвать внешними силами? (Внешние силы это человек, ветер, солнце, вода и т.д.)
Подобные нагрузки испытывают ткани в одежде в местах облегания суставов человека-локти, колени, плечи. (слайд 4)
- Сминаемость – это способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать складки и замины; зависит от упругости, эластичности волокон и степени крутки пряжи. (слайд 5)
- Драпируемость – способность ткани в подвешенном состоянии образовывать мягкие округлые складки. Большей драпируемостью отличаются мягкие пластичные ткани. (слайд 6)
Гигиенические (санитарно-гигиенические) свойства тканей
-Как вы думаете, по какому признаку объединили эти свойства? (направлены на сохранение здоровья человека)
Например, ткань для верхней одежды, особенно зимней, должна иметь хорошие теплозащитные свойства.
- Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло человеческого тела. Натуральные ткани отдают нам свое тепло и энергию. Чем больше теплозащитность ткани, тем теплее одежда.
- Водоупорность - свойство ткани не впитывать влагу.
(слайд 7)
- Гигроскопичность – это свойство ткани впитывать влагу и отдавать её в окружающую среду. Это свойство важно для бельевых тканей. Нательная одежда должна хорошо впитывать пот. А верхняя одежда должна защищать тело от промокания при дожде, снеге.
- Воздухопроницаемость – это способность ткани пропускать воздух. Все натуральные ткани способны «дышать». Летняя - должна хорошо пропускать воздух, чтобы не было жарко. (слайд 8)
Для декоративных тканей, используемых для обивки мебели, изготовления портьер, занавесей большое значение имеет пылеёмкось – способность впитывать пыль, загрязнения. Плотные ткани с гладкой поверхностью загрязняются меньше, чем рыхлые, шероховатые.
Технологические свойства тканей – свойства, влияющие на обработку ткани при изготовлении швейных изделий.
- Осыпаемость нитей заключается в том, что они не удерживаются в ткани по открытым срезам материала, выскальзывают и осыпаются, образуя бахрому.
Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделия ,срезы деталей кроя необходимо сразу же обмётывать.
- Скольжение - может осложнить крой и пошив изделий. (слайд 9)
- Усадка
Знакомо ли вам это слово, где вы его слышали?
– это уменьшение размеров ткани при замачивании, стирке или влажно – тепловой обработке. (слайд 10)
И так вы узнали, какими свойствами обладают ткани.
Но проявляют эти свойства ткани в различной степени.
Знать свойства тканей, понимать признаки разделения свойств на группы.

Личностные:
осознание значимости темы
Регулятивные:
принимают учебную задачу, сохраняют, решают
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учеником, слушают, слышат друг друга, составляют связные высказывания
Познавательные: логические умения (сравнивают, анализируют, классифицируют)



IV. Физкультминутка
(2 мин)
Цель:
Снятие физического и умственного напряжения.

Учащиеся выполняют упражнения

Учитель показывает презентацию. (физминутка «Городок»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 (слайд 11,12)

.


V.Этап закрепления (первичное закрепление и примение знаний)
Исследовательская работа с самопроверкой по эталону.
(15 мин)

Цель:
Проговаривание нового знания, применение на практике.


Выполняют задание в группе, используя инструкцион-
ные карты; фиксируют результаты своей работы.










Организует выполнение задания, инструктирует по правилам т/б, корректирует работу учащихся, демонстрирует проведение опыта по определению «усадки» ткани.










-Сейчас вам предстоит изучить, как проявляют эти свойства х/б и льняные ткани.

-Для этого вы будете работать в группах. Чтобы работа была успешной нужно соблюдать правила:
1. Выбрать организатора группы.
2. Выбрать секретаря и хранителя времени.
3. Выбрать оратора (выступающего).
5. Все должны проявлять активность в работе.
6. Нести ответственность за результат работы.

Используется Метод « ПРЕСС».
- После окончания практической работы оратору группы необходимо выступить с докладом о проделанной работе последующей схеме:
– Высказывание собственной точки зрения («Мы считаем, что»)
– Обоснование своей мысли (« Так как»)
– Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения (« например»)
– Обобщение, выводы («Итак»).

-Для выполнения самостоятельной работы у вас на парте есть все необходимые материалы, инструменты, инструкционные карты.
-Так же не забывайте соблюдать правила техники безопасности.
- Для того чтобы проверить Усадку, необходимо взять лоскутки тканей размером 10х10 см, пропитать образцы водой, отжать, высушить с помощью утюга.
- Сравниваю размеры образцов, накладывая их на квадрат из бумаги (10х10 см).
Теплозащитность вы можете определить исходя из своего опыта.
- Руководствуясь инструкционными картами, проведите работу и запишите результаты в таблицу:

« Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

Свойства тканей
Хлопчато-
бумажные
Льняные

Механические:
- прочность
-сминаемость
- драпируемость



Гигиенические:
- гигроскопичность
- теплозащитность
- воздухопроницаемость



Технологические:
- осыпаемость нитей
- усадка





Уметь определять свойства тканей,
работая по инструкцион
ной карте.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, прогнозирование Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение договариваться Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации,
умение планировать свою трудовую деятельность








VI.
Обобщение и систематизация знаний
(4 мин)

Цель: Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (таблица).




Озвучивают получившиеся результаты, сравнивают результаты соей работы с эталоном, фиксируют правильные результаты в таблице.


Выслушивает, корректирует, оценивает результаты работы учащихся.

- Итак, работу вы закончили. Проверим ваши результаты с эталоном. (слайд 13)

Свойства тканей
Хлопчатобу-мажные
Льняные

Механические:
- прочность
-сминаемость
- драпируемость

-средняя
-средняя
- малая

- высокая
- большая
- малая

Гигиенические:
гигроскопичность

теплозащитность воздухопроницаемость

- высокая

- средняя
- высокая

- выше, чем у х/б
- малая
- средняя

Технологические:
- осыпаемость нитей
- усадка


- слабая
- значитель-ная


- средняя
- значительная


Знать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

Регулятивные: коррекция и оценка
Коммуникативные: умение выразить мысли
Познавательные: логические умения

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин)
Цель:
- зафиксировать новое содержание урока,
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Организует рефлексию.
Организует оценку и самооценку учебной деятельности.
Какая была цель урока?
Удалось ли ее достигнуть?
Каким способом?
Что понравилось на уроке, что не понравилось?
Чему вы сегодня научилась?
Над чем ещё необходимо поработать?
Где вы можете применить новые знания?
(слайд 14)
- Молодцы! Спасибо за работу.


Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные:
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Личностные:
умение провести самооценку и организовать взаимооценку, осознанность учения












15