Обобщение опыта работы с родителями по проблеме повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста

Обобщение опыта работы с родителями по проблеме повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги, в силу специфики профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, нам с Вами часто приходится работать с легковозбудимыми детьми, которые не могут длительное время успокоиться, а процессу возбуждения в силу физиологических особенностей развития организма преобладают над процессами торможения.
Известно, что движение - главное проявление жизни; без него немыслима деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.
Значительное количество движений, конечно, требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Активная мышечная деятельность, по данным многих исследователей (И.А. Аршавский, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Н.А. Бернштейн, Л.В. Карманова, В.Г. Фролов, Г.П. Юрко и др.), является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.
Психологами и физиологами установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Они отмечают, что под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. «В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушениям его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц приводит к нарушению работы всех внутренних органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессах на уровне клеток.
По этой причине никто из нас (ни родители, ни педагоги, ни медики) не высказывают сомнений в том, что движение для ребенка – жизненноважная необходимость.
Однако, именно из-за нестабильности процессов нервной системы, а также недостаточной осведомленности родителей о том, что и как необходимо делать, чтобы избежать перевозбуждения ребенка во время игр и как успокоить чрезмерно активного малыша, как помочь прийти ему в состояние эмоционального равновесия и покоя, я подобрала несколько игр и упражнений, которые озвучиваю на родительских собраниях в группах и во время индивидуальных консультаций с родителями. Главное отличие индивидуальной консультации ит родительских собраний в том. Что на родительских собраниях есть возможность обыграть разнообразные ситуации, прочувствовать в реальности все то, что может испытывать и ребенок. И родитель при использовании подобных мероприятий.
Подобные игры, упражнения, отвлекающие моменты можно найти в разнообразных источниках, в том числе и в сети «Интернет», так что данная подборка не является «ноу хау», а всего лишь систематизация игр в удобном и наиболее востребованном (как показала моя профессиональная практика) варианте.

Консультация для родителей:
«20 способов утихомирить разбушевавшегося ребенка»

Вы когда-нибудь встречали в своей жизни детей, которые способны:
Безостановочно вести себя тихо?
Играть так, чтобы их никто не видел и не слышал?
Передвигаться по квартире на цыпочках?
Не разбрасывать игрушки?
Не разговаривать громко?
Не кричать и не шуметь?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

«Таких детей не бывает», можете сказать Вы в ответ.
Конечно, не бывает. Ведь дети потому и дети, что они появляются на свет непоседливыми, неусидчивыми, шумными, крикливыми, желающими все узнать, все потрогать, все рассмотреть и т.д. Только таким способом они способны познавать наш сложный мир взрослых людей и знакомиться с рамками и правилами поведения: «Можно!», «Нельзя!», «Нельзя потому, что» Поэтому шум и гам, игры и смех, плач и множество вопросов – постоянные спутники семей с маленькими детьми.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
И все же в семье с ребенком бывают мир и покой, когда ребенок занят интересным делом, кушает, спит. Но бывают ситуации, когда малыш в силу собственной импульсивности, особенностей нервной системы или ситуационного перевоз-

буждения не способен успокоиться и услышать взрослого.
Итак, если ребенок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что Вы ему говорите - поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть.

1.«Вспоминалки-считалки»: Попросите малыша вспомнить, как «говорит» корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку. Ребенку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 1.

2.«Замри-отомри»: Вариаций этой игры множество. Например, по команде «День» ребенок прыгает, играет. А по команде «Ночь» притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете «Кошка идет!». Вместо словесной команды, можно давать звуковую - хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в «Море волнуется».
3.«Шторм-штиль»: Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но «штиль» – это тихие, плавные движения, медленно-размеренные действия, шепот. Что такое шторм, думаю, не надо объяснять.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4.«Выключалка»: Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу «выключится». Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный

пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: «Уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)». Пусть ребенок выполняет команды.

5.«Охота»: Предложите ребенку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом спрячьтесь вместе под покрывалом и сидите там тихо-тихо.

6.«Кит»: Предложите ребенку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.

7. «Угадай-ка»: Попросите ребенка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Пусть попробует узнать, что могло издать звук сигнала. Чтобы издать
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

сигнал, Вам надо, например, позвенеть ложечкой об стакан.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
8.«Лабиринты»: Попросите ребенка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности и повышенной концентрации внимания от ребенка во время выполнения (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями, выполнить какое-то физическое упражнение без значительного мышечного напряжения или даже сделать небольшое танцевальное «па»). За выполнение обещайте приз.


9.«Снежинки»: Предложите малышу представить, что его и Ваши ладошки – это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

10.«Громче-тише»: Предложите игру. Вы говорите слово, а ребенок старается произнести это слово громче, чем Вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем Вы.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
11.«Лялька»: Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте «малыша». Возраст ребенка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку.


12.«Смех громче всех»: Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребенком.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


13.«Обнимашки»: Лучше еще крохой приучить ребенка, что когда Вы расставите руки, он побежит к вам в объятия (знаю, многие родители так делают). Если это объятие будет приятным, то к 3-5 годам привычка обниматься у ребенка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребенок к Вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.

14.«Жмурки»: Предложите ребенку с завязанными глазами собрать пирамидку или найти все игрушки, разбросанные по полу.
15.«Мешочки баловства»: Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребенку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут).

16.«Капитан и корабль»: Предложите ребенку стать большим кораблем, а сами станьте капитаном. Капитан должен отдавать команды («Направо», «Налево», «Прямо»), а корабль четко им следовать. Для ребенка постарше можно выбрать цель (например, доплыть в прихожую) и расставить в комнате препятствия (кегли, мягкие игрушки). Ролями можно меняться, но не забывайте, что корабль в игре большой и он все делает медленно.

17.«Остановки»: Загородите дорогу или схватите носящегося по квартире ребенка. Чтобы пройти (освободиться) он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения. Например, назвать морское животное, сосчитать количество окон в квартире или придумать пять слов на букву «А».

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
18.«Мячик»: Попросите ребенка сесть на корточки и представить, что он мячик. Легонько хлопайте его по макушке и пусть малыш подпрыгивает. Ускоряйте и замедляйте хлопки, следя, чтобы малыш прыгал согласно задаваемому темпу.


19.«Выполняй-ка»: Попросите малыша, носящегося по квартире, выполнять ваши задания (три раза подпрыгнуть, два раза сбегать на кухню и обратно, четыре раза спрыгнуть с дивана). Важно, чтобы активное задание сочеталось с необходимостью вести подсчет действиям. За каждое выполненное задание рисуйте малышу в альбоме цветок или машинку.
20.«Зеркало»: Предложите ребенку повторять за вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения или громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Важно знать, что кроме достижения мгновенного эффекта, эти игры также помогут малышу учиться себя контролировать. Не забывайте, что и родителям важно быть терпеливыми и не терять самообладания, поскольку ребенок берет с Вас пример и чувствует и отражает Ваше собственное состояние.

Материал подготовила и обработала педагог-психолог МБДОУ № 76 Заговорич И.М. (статья Ю. Луговcкой)
15