ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Обучающая, воспитывающая и развивающая функции урока обеспечиваются различными средствами, одним из которых является компьютер. В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но и на уроках русского языка, литературы. Однако, чтобы применение компьютера на уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация учебного процесса.
Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, электронные учебники, электронные энциклопедии.
Презентации – это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.
Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление.
Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.
Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ.
В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличии от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки.
Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".[2. Стр.55] 
По нашим наблюдениям, уроки с использованием слайдов презентации вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Применение информационных технологий  на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:
1)способствуют формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации;
2)способствуют развитию коммуникационных компетенций у всех школьников;
3)позволяют индивидуализировать процесс обучения;
4)развивают творческий потенциал учащихся;
5) позволяют организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями и т.д.
Применение информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений, основными из которых являются: умение работать с мультимедийными программами (например, такими, как PowerPoin), умение пользоваться сетью Интернет.
Компьютерные технологии могут быть включены в любой этап урока: во время выполнения индивидуальных упражнений или фронтальной работы, при введении новых знаний, при обобщении и закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Компьютер помогает вовлечь всех учеников класса в литературное творчество (выпуск книжек-малышек, создание фильма и т.д.), организовать игру (отгадывание ребусов, кроссвордов по конкретной теме). В начальной школе игра остаётся желанным видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны.
В учебниках по литературному чтению практически нет информации о писателях. Поэтому, готовясь к урокам, можно собирать информацию о писателях в Интернете: биографию, портреты, фотографии. А рассказ об интересных фактах биографии писателя служит стимулом к чтению его книг.
При помощи презентации можно организовать и выставку книг – показать отдельные обложки книг на каждом слайде или несколько обложек на одном слайде презентации. Но, конечно же, непосредственное рассматривание книг необходимо младшему школьнику, как наглядность при изучении новых явлений. Сколько бы мы ни рассказывали о книгах, сколько бы их названий ни произнесли на уроке, это не вызовет у младшего школьника такого интереса, как книга, которую можно подержать в руках, изучить обложку и вводные листы, сориентироваться в содержании по иллюстрациям, прочитать в ней хотя бы несколько предложений.
Уроки литературного чтения  будут более насыщены, если учитель будет включать в их содержание - аудио средства, например мелодии для эмоционального настроя детей на тему урока. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
Чтобы расширить программный круг чтения современных детей, заинтересовать ребёнка книгой, с помощью информационно-коммуникативных технологий надо представить доступный круг чтения во всём его многообразии и привлекательности. Многие произведения для детей экранизированы, что даёт возможность использовать фрагменты фильмов на уроках литературного чтения, а это, в свою очередь, помогает сфокусировать внимание детей и заинтересовать в дальнейшем изучении произведения.
При использовании информационно-коммуникативных технологий осуществляются межпредметные связи - с окружающим миром (например, при изучении произведений писателей-анималистов целесообразно использовать мультимедийные презентации с фотографиями живой и неживой природы), русским языком.
Использование презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Включение в урок кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным. [1. Стр.8]
Наблюдения при посещении уроков и других мероприятий во время прохождения педагогической практики, беседы с учениками и учителями об эффективности и результативности использования презентаций позволили сделать некоторые выводы:
1)нельзя загромождать отдельный слайд большим количеством информации – это усложняет восприятие;
2)на каждом слайде должно быть не более двух картинок, чтобы не отвлекать внимание детей от основной информации;
3)вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов).
Без информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов. Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.

Список литературы
Баскаков В.Ю., Бахтеров В.Е, Резниченко И.Л. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку. // Русский язык в школе. 1988. №2, с.7-12.
Информационные технологии - шаг в будущее.- «Учитель», 2002.-№4.-с.53










15