Сценарий Послушай: музыка вокруг в рамках проведения недели музыки в школе.


Сценарий проведения «Недели музыки» в школе»
на тему: «Послушай: музыка вокруг»Цель:   развитие творческих способностей детей, расширение знаний о музыке, создание условий для активного вовлечения детей к участию и проведении недели музыки. Представить все отделения детских школ искусства, познакомить со звучанием музыкальных инструментов, развить творческие и музыкальные способности детей, расширить знания об известных исполнителях классических музыкальных произведений, привлечь  детей к участию во внешкольных мероприятиях.
Задачи:
- Сформировать целостную систему знаний по теме внеклассного мероприятия
- Воспитание любви и интереса к музыке
- Формирование умения работать в группах
Мероприятие проводится в актовом зале.
1-й день. Актовый зал празднично украшен.
1 ведущий. Послушай: музыка вокруг.
Она во всём - в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
2 вед.
Птиц несмолкаемые трели
Среди зелёной тишины
и дятла дробь, и поездов гудки,
Чуть слышны в дремоте.
И ливень - песенкой без слов.
Всё на одной звенящей ноте.
3 вед.
О, Музыка! Блистательный каскад!
Стихи твои прекрасные звучат.
Ни капли нет в тебе обмана
Ты - в пенье скрипки, арфы и органа.
4 вед.
Твой голос - в танце, в хороводе,
А сердце и душа - в природе.
О, Музыка! Ты там и тут,
Салют тебе, о, Музыка, салют!
В финале стиха появляется новая участница праздника - Фальшивая нотка. Она дирижирует, смешит ребят-зрителей, показывает разные гримасы.
Ведущая: А ты кто такая? Тебя как зовут?
Фальшивая нотка. – Меня зовут Фальшивая нотка. Я слышала, что у вас праздник.
Ведущая: Да, у нас самый главный праздник! Неделя музыкального искусства!
Вбегает Почтальон Печкин
Подождите! Подождите! Не начинайте! Вам телеграмма! (разворачивает)
«Спешу из сказочной страны -На праздник к вам, ребята,
Подготовьтесь, ждите, скоро буду.Король Музыки - собственной персоной»
Звучит музыка. Входит Скрипичный ключ
Почтальон Печкин:
Вот помощник наш отличный,
Мы зовём его ключ «соль».
Всё нам скажет Ключ скрипичный-
Нотной азбуки король!
Король: Музыка - один из древнейших видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии она является образным отражением окружающего мира. С первых минут жизни человека она входит в его дом с колыбельной песней мамы. Звучит на улице, в кино. в театре.
Я пришёл к вам не один. Со мной мои подданные - ноты.
ДО: В этот день мы поздравляем тех, кто любит музыку и посвятил ей свою жизнь, тех, кто сочиняет музыку и дарит её людям или просто слушает. Ведь она вызывает прекрасные эмоции и чувства
РЕ: Поздравляем с праздником композиторов и желаем им написать ещё много прекрасных произведений
МИ: Поздравляем учителя музыки школы. Вы учите чувствовать красоту музыки и любить её.
ФА: Поздравляем учеников, которые занимаются в музыкальной школе, вокальном или танцевальном кружке, знакомятся с музыкальным искусством.
СОЛЬ: Поздравляем слушателей, которые благодарны исполнителям, композиторам за то, что они дарят людям радость.
ЛЯ: Музыка обладает огромной силой. На свете найдётся мало людей, равнодушных к музыке.
СИ: Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек!
Фальшивая нотка: Ребята! Я тоже вместе с вами научусь петь не фальшиво, а чисто и красиво, и выучу все ноты! Я исправлюсь! Вы меня только научите!
Ведущая: Ребята, поможем Фальшивой нотке научиться понимать музыку?
Тогда послушайте распорядок нашего праздника.
/Объявляется распорядок праздника по дням/
Звучит песня А. Ермолова
1 день: Смотр строя и песни
2 день: «Музыкальный калейдоскоп» (блиц - турнир)
Смотр художественной самодеятельности
3 день: « Мульти-пульти» 1-е классы
Аукцион музыкальных слов 2-е классы
Музыкальные инструменты 3 классы
Угадай мелодию 4 классы
Смотр художественной самодеятельности
4 день: Закрытие Недели Музыки. Награждение.
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне! Она вокруг меня!
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землёй…
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и несмешных?..
Мы ей за всё «Спасибо!» говорим
И, веря в торжество её - творим!
Незаметно пролетело время. Неделя Музыки подошла к концу. Мы почитаем о ней стихи , ребята покажут своё музыкальное творчество, прозвучат песни.
Ведущий: Опускаешь на клавиши руки,
Волшебство совершается вдруг,
И рождаются чистые звуки,
Серебром рассыпаясь вокруг.
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки - семь нот.На земле для нашей радости
Вечно музыка живёт!
Птица-музыка крыльями машет
Никому – нибудь машет, а мне,
Словно солнышки рыжих ромашек
Расцветают на каждом окне.
Дождь и снег будут сыпаться с веток,
Будут люди опять и опять
Из роялей, как будто из клеток,
Свою музыку нам даровать.
ИСПОЛНЯЕТСЯ НОМЕР НА ФОРТЕПИАНО
Фальшивая нотка: У меня тоже есть инструмент, очень нужный и полезный – молоток!
Ведущий: Фальшивая нотка, мы же про музыкальные инструменты говорим! Такие, которые воспроизводят мелодичные звуки
Фальшивая нотка: И такой у меня есть!(Достаёт свистульку) Смотрите, какой у неё звук!(свистит) Очень мелодичный!
Ведущий: Да, свистулька используется иногда, но мы говорим о сложных музыкальных инструментах. Для них очень многие композиторы написали огромное количество произведений, например, для скрипки.
ЗВУЧИТ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ИСПОЛНЯЕМОЕ НА СКРИПКЕ
Ведущий: Скажи мне, Фальшивая нотка, а ты петь умеешь?
Ф.Н. –Я? Да я самый лучший певец в мире, между прочим! (Начинает петь невпопад)
Ведущий: Ой-ой-ой. Что-то фальшиво ты поёшь! А вокализ можешь исполнить, или арию?
Ф.Н. – Чего-чего? Чего это вы тётенька ругаетесь тут всякими словами?
Ведущий: Ну, раз ничего не знаешь, сядь и смотри, ребята покажут тебе, как нужно красиво и правильно петь!
ВЫСТУПАЕТ ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ
Ведущий: А тебе должно быть стыдно, Фальшивая нотка, неужели ты так ничему и не научилась?
Ф.Н. – Простите меня, Король Музыки, и вы, ребята. Я буду стараться и обязательно научусь так же, как и вы, любить и понимать Музыку!
А где мои подружки - нотки? Звучит трек «Театральные звуки. Настройка оркестра»
(На полу лежит полотно с 5-ю чёрными полосками, изображающее нотный стан. Нотки вбегают на сцену, бегают врассыпную. С окончанием звуков останавливаются в разных позах и замирают.)Мелодия: Что такое? Не пойму.
Что случилось? Почему
Ноты в руки не даются,
На линейке все дерутся? Помогите мне, детишки,
Собрать ноты в эту книжку.
Какая первая нота? (Ответ зрителей – ДО)
Фея Мелодия ищет нотку ДО и ставит на нотный стан
Ребёнок ДО: Я - нота ДО! Я - нота ДО,
Меня вы знаете давно.
За нотным станом нахожусь,
За чёрточку-тире держусь. (Встаёт на место под первой линейкой)Ребёнок РЕ: Я - нота РЕ, я - нота РЕ,
И я без чёрточки – тире. (Занимает место под 1 линейкой)
Ребёнок МИ: (обращается к ноте Ре)
Место есть для ноты МИ?
Меня в соседи ты возьми. (занимает место на 1 линейке)
Ребёнок ФА: Нота ФА, конечно, я
Не забудьте про меня! (занимает место между 1 и 2 линейками)
Ребёнок СОЛЬ: Я - нота СОЛЬ, я - не приправа,
Живу на второй, чуть справа! (занимает место на 2 линейке)
Ребёнок ЛЯ: Всем привет! Я - нота ЛЯ,
Потеснитесь, малышня! (становится между 2 и 3 линейками)
Фея: До, ре, ми, фа, соль, ля….
А где же нота СИ?
Все ноты обращаются к ноте СИ, которая, спит в сторонке
Эй, не спи, сюда иди!
Будешь нашей нотой СИ! ( СИ занимает место на 3 линейке)
Мелодия: Здесь чего-то не хватает! Подскажите, кто же знает?
Ноты: Скрипичного ключа!
Мелодия: Ведь без этого ключа не будет музыка звучать!
Он живёт невдалеке. В музыкальном теремке.
Но к нему одна дорожка
Не откроет он окошка
Ни – ко – му!
Только другу своему
Кто же друг? Ответь скорей,
Не задерживай друзей.
Нота СОЛЬ: Нота СОЛЬ, ведь это я. Мы большие с ним друзья.
И моя дорожка приведёт к окошку. ( нотка вытягивает ленту - линейку и кладёт возле домика, стучит молоточком)
Нота СОЛЬ: Ключ скрипичный, это мы!
Открывай, тебя нашли!
Скрипичный ключ выходит из домика. В руках у него бутафорский скрипичный ключ
Мои друзья, очень раз вас видеть я!
Встану я на место, чтоб сложилась песня!
(звучи музыка)
Фея - Мелодия : Весёлые нотки никогда не скучают
Песни поют, иногда сочиняют.
Спасибо вам, мои друзья,
Вы помогали мне не зря
Весёлые нотки вместе собрать
Чтоб с песенкой жить, никогда не скучать!
Звучит песня.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конкурсная программа «Музыкальный калейдоскоп»
Везде, где трудится или отдыхает человек, звучит музыка. Она помогает поднять настроение, поддерживает в трудную минуту. И наша сегодняшняя конкурсная программа очень тесно связана с музыкой и музыкальными инструментами. Каждый из вас сможет проявить свои творческие способности, смекалку, музыкальную эрудицию.
За правильные ответы и выполненные задания вы будете получать маленькие музыкальные значки-нотки. Команда, набравшая большее количество ноток, получит приз.
МУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗМИНКА
Нужно закончить строчки стихотворений.
Я мечтаю стать артистом,
Знаменитым пианистом
Чтобы музыку играть,
Буду ноты изучать.Я присяду на диван,Нарисую нотный стан
На стене танцует луч
Это мой скрипичный ключ
С ним изучим без забот
Семь весёлых звонких нот!
Чтоб легко запоминать,
Мы их будем называть.
Села утка на гнездо
Это будет нота ДО
Спит собачка во дворе -Это будет нота РЕ
Кошку с дерева сними-
Это будет нота МИ
По степи бежит дрофа-
Это будет нота ФА
А в шкафу летает моль-
Это будет нота СОЛЬ
В небе вижу журавля-
Это будет нота ЛЯ
В море блещут караси-
Это будет нота СИ
Мама, мама, как я рад
Знаю полный ЗВУКОРЯД
Я отвечу, ты спроси
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ !!!
Аукцион музыкальных слов
Командам нужно придумать как можно больше слов, начинающихся с названия нот.
ДО – дом, дорога, домино….
РЕ – река, республика…..
Конкурс «Музыкальный инструмент»
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, мы приглашаем вас
К загадкам поскорее.
Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он,
Я подсказывать не стану,
Всем знаком…(аккордеон)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека,
Поёт про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив…
Её названье…(скрипка)
Пять ступенек - лесенка,
На ступеньках – песенка (ноты)
У каждого инструмента
Есть струны и педаль?
Что же это? Несомненно
Это славный наш…(рояль)
Приложил к губам я трубку-
Полилась по лесу трель,-
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется - …(свирель)
То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит (гармонь)
Сверху кожа, снизу тоже,
А в середине пусто (барабан)
В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь,
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная (гармонь)
В лесу я сделана
Гладко вытесана,
Поёт – заливается,
Как называется? (скрипка)
Конкурс «МУЛЬТИ – ПУЛЬТИ»
Показываются слайды. Командам нужно вспомнить и исполнить песню мультипликационного героя. (Крокодил Гена, Львёнок и Черепаха, Кот Леопольд)
Конкурс «УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»
Приглашаются 4 участника от каждой команды. Командам предлагаются мелодии известных песен. Каждый участник начинает своё выступление словами: «Я угадаю эту мелодию с …нот (от 7 нот, минимум – 3). Кто наберёт наименьшее количество звуков, тот и угадывает. Музыка звучит в виде одноголосной мелодии.
1.Песня о райском уголке, где синее небо, жаркое лето и вечная фруктовая диета (Чунга-Чанга)
2. Песня о ежедневных занятиях детей в течение 11 лет. (Чему учат в школе)
3. «Песня - страшилка» о том, что может произойти, если ходить по тёмному лесу, без сопровождения взрослых (Серенький козлик)
4.Песня о очень сложном арифметическом действии, известном практически всему человеческому населению. (Дважды два – четыре)
5.Песня о сокращении мимических мышц лица, приводящих к хорошему настроению всех окружающих (Улыбка)
6. Акция сострадания к неодушевлённому предмету( Маленькой ёлочке холодно зимой)
КОНКУРС « БЛИЦ – ТУРНИР»
Приглашаются по 5 участников от каждой команды. Сейчас объявляется блиц - турнир. Участники команд по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ даётся значок - нотка.
Что мы слышим ухом? (звук)
Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (солист)
Музыкальный инструмент в форме стола на трёх ножках (рояль)
Как называются графические знаки для записи музыкальных звуков? (ноты)
То, что натягивается на гитаре (струны)
Торжественная песня – символ государства (Гимн)
Грустное, печальное настроение в музыке (минор)
Весёлое, оптимистическое звучание музыки (мажор)
То, что есть у каждого человека, возникает в результате колебания связок(голос)
На каком инструменте играл Шерлок Холмс? (скрипка)
Назвать клавишный музыкальный инструмент
Пьеса в чётком ритме для сопровождения военных парадов, демонстраций, шествий (марш)
Назвать русский народный щипковый музыкальный инструмент
Автор, создатель музыкальных произведений (композитор)
Многочисленный коллектив музыкантов – инструменталистов (оркестр)
Ансамбль из двух исполнителей (дуэт)
Назовите духовой музыкальный инструмент
Лирическая задумчивая песня, сопровождающая укачивание ребёнка(колыбельная)
Русские народные песни, основанные на многократном повторении небольшого куплета (частушки)
Каким ключом не откроешь дверь? (скрипичным)
Какой русский народный инструмент имеется в каждом доме? (ложки)
Собрать музыкальный пазл