Доклад на тему Детское творческое объединение как форма воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста

Вот и подошел к концу еще один учебный год. Впереди у нас отпуск, значит отдых. Давайте улыбнемся друг – другу. Улыбка всегда располагает к общению, к уважению, вниманию и доброте. Тем более речь идет о толерантности.
Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национально-этнических особенностей, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне важно сближать интересы обучающихся различных национальностей.
Работа по воспитанию этнической толерантности должна быть систематической, основанной на возрастных особенностях, учитывающей уровень имеющихся знаний и умений. Работа с младшим школьником должна опираться на эмоциональную сферу, иначе эта работа имеет малый процент эффективности.
Вместе с тем в начальной школе имеется ряд факторов, которые отрицательно сказываются на создании благоприятной толерантной среды. К ним относятся:
-          отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
-          агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих;
-          неумение и нежелание признать свою вину;
-          неумение общаться  (ребенок то домогается внимания, то отторгает
его, переходя к агрессии);
-          неразвитость механизмов управления своим поведением в
соответствии с меняющимися обстоятельствами;
-          иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие
бережливости и ответственности;
выбору своей судьбы.
Все эти черты – своего рода защита ребенка от мира взрослых, неумелая попытка воспитанника противостоять тем ситуациям, в которые он попадает. При условии правильно организованной воспитательной работы по воспитанию толерантности можно избежать проявления многих отрицательных наслоений в личности ребенка. Поэтому задача педагога в своей повседневной воспитательной деятельности уделять внимание воспитанию толерантности, обучать детей корректно общаться не только друг с другом, но и с окружающими людьми, проявляющими о них заботу и внимание.

Творческое объединение играет огромную роль не только в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников, но воспитании толерантности по отношению друг к другу.
Для успешного формирования толерантности у младших школьников я веду свою деятельность в трех направлениях:
- работа с личностью;
- работа ближайшим окружением;
- работа с коллективом (группой).
Для положительных результатов воспитания большое значение имеют методы и приемы, организационные формы занятий. Это – этические беседы, диспуты, обсуждение книг, телепередач, анкетирование, тестирование, анализ ситуаций, решение этических задач, практические занятия, встречи, обсуждения, изучение других культур.
В своей деятельности я довольно часто использую такой метод, как беседа. Этот метод получения информации в процессе словесного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания того, насколько личность толерантна.
Убеждение как метод в воспитательном процессе реализую через различные формы, в частности, использую отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни, легенды. Как приме
·р легенда Североамериканских индейцев. Боги лепили фигурки людей. Для прочности ставили впечь на обжиг. Те фигурки, которые достали из печи после обжига имели кирпично – красный цвет, это индейцы. В следующий раз боги забыли вынуть фигурки из печи, достали угольки – это негры. В третий раз боялись пережечь, вынули фигурки очень рано – бледно – розовые – европейцы. Все расселились по всему земному шару, так образовалось 15 – 20 тысяч разных народов. Все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты.
В ходе работы использую дидактические игры, наблюдения, упражнения, развлечения, индивидуальные беседы и т.п.
Воспитание толерантности тесно связано с развитием у младшего школьника эмоционального отношения к окружающей действительности. Эти чувства формирую в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками во время игры, тренировочных упражнений. Например:
“Дружба начинается с улыбки”
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему, молча, самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
“Тренируем эмоции”
Ребята должны попробовать:
- нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек;
- улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребенок;
- позлиться, как человек, которого ударили;
- испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу.
Научившись понимать чувства других, ребенок научится бескорыстию, взаимности и будет благополучен в общении.

Провожу с детьми беседы. Например:
- Как вы понимаете слово “дружба”?
Из опыта жизни люди знают, что подлинной основой дружбы является взаимная поддержка, взаимное уважение, основанное на взаимной симпатии. Настоящая дружба правдива и отважна. Дружба – это школа понимания другого человека. Ведь с другом мы порой бываем чем-то схожи или, наоборот, различны. От друга ждут верности, доверяют как самому себе.
Знаете ли вы, что главное в дружбе – уметь хранить секреты и помогать друг другу. И даже если вы поссорились, не выдавать секрет никому!
В ходе работы я провожу с детьми Упражнение “мировое приветствие”.
Приветствовать друг - друга принятыми в различных странах способами:
1) Россия – «Здравствуйте, привет» объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.
2) Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками.
3) Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки.
4) Индия – легкий поклон, ладони вытянуты по бокам.
5) Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам. (три вида поклона)
6) Испания – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.
7) Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза.
8) Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.
9) Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами.
И еще одно упражнение "Сосед справа, сосед слева"
Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее.
Так что же значит быть толерантным? Толерантность – это уважение, принятие людей, какими бы отличными от нас они не были. Люди разные, это нужно понимать и принимать.
В конце мне бы хотелось сказать, что наш коллектив – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, не было бы ни ссор, ни обид. А для этого нужно как можно бережнее относиться друг к другу.
Желаю тепла, уюта и благополучия вам и вашим близким.
Спасибо за внимание!


15