ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ — КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


ЗАЯВКА
Фамилия, имя, отчество (полностью): Ооржак Буян Алексеевич
Место работы МБОУ СОШ №3 г. Ак-Довурак
Почтовый адрес, телефон (обязательно): 668051, респ. Тыва, г. Ак-Довурак, ул. Центральная д. 23., тел. 8-933-314-53-58
Электронный адрес: b_oorzhak@inbox.ru
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ — КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Б. А. Ооржак, учитель физической культуры
МБОУ СОШ №3 г. Ак-Довурак
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения  в младших классах.
Требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения позволяют учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, предполагают воспитание и развитие качеств личности на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава.
В настоящее время взаимодействие народов приводит к стиранию межэтнических границ, исчезает межэтническое многообразие, с другой стороны возникает межэтническая напряженность.
Поэтому велика значимость формирования межэтнической толерантности уже у детей младшего школьного возраста. Данный возраст считается сензитивным для воспитания толерантности. В этот период важно начать равнозначное рассматривание разных культур в образовательных программах и признание их равноценности для представителя любой национальности.
Уважение к людям разных национальностей является одной из ключевых задач. В связи с этим воспитание детей в духе дружбы, согласия и миролюбия определяется как одно из ведущих направлений в современном образовательном пространстве.
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра – естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Используя подвижные игры народов мира, на физкультурных занятиях, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Поскольку в нашей школе дети тувинской и русской национальности, особый акцент я уделил именно подвижным играм тувинского и русского народов.
Исходя из поставленной цели и задач данной темы, необходимо действовать в двух направлениях:
1. Формировать интерес к подвижным играм народов мира;
2. Формировать основы толерантных взаимоотношений между детьми.
В содержание занятий по физической культуре были включены следующие виды подвижных игр тувинского и русского народа: «Тевектээр» (почекушки), «Аргамчы тыртары» (перетягивание аркана), Шалбалаар» (метание аркана); голова лошади вырезанная с картона,  аркан, канат, согур-аза (слепой чёрт), аскак-кадай (хромая старуха), адыр-бут (ходули), кажык (игра в кости) и др., «Русская лапта», «Палочка-выручалочка», «Казаки-разбойники», «Колдунчики», «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя на бору», «У ребят порядок строгий», «Делай, как я», «Мы веселые ребята» и т.д.
Занятие физической культурой и спортом мы рассматриваем как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо, развивать нравственные качества, воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
Воспитание толерантности, нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами физической культуры я построил по нескольким направлениям:
знакомство с культурой, традициями своего народа;
знакомство с культурой народов через подвижные игры;
формирование уверенности в себе, уважения и дружелюбия к сверстникам.
Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра — естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Используя подвижные игры разных (русского и тувинского) народов, на физкультурных занятиях, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе.
В результате проведенной работы по знакомству детей с играми народов мира, (в частности тувинского и русского народов) было выявлено, что дети несколько улучшили свои результаты. Таким образом, подвижные игры народов действительно оказывают положительное влияние на детей и закладывают основы толерантных взаимоотношений между детьми.
 
Список литературы:
Асмолов. А.Г «На пути к толерантному сознанию» / отв. ред. — М. Смысл, 2000.
Волков Г. Н. Этнопедагогика. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – С. 134. 129.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. / В. Даль. — М.: Рус. яз., 1982. — 683 с.
Кенеман А.В. , Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры» — М.: 1995, — 224 с.
Клепцова Е.Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям.
Курбатский Г. Н. Тувинские праздники. Историко-этнографический очерк. – Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1973. – 80 с.
Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», Айрис Пресс М.: 2003, 192 с.
Салчак К. Б. Преемственность тувинских народных традиций воспитания и современной педагогической культуры тувинцев. Этнопедагогика тувинского народа / Г. Н. Волков, К. Б. Салчак, А. С. Шаллы. – Кызыл : Изд.-полиграф. отдел «Билиг», 2009. – С. 76. 88.
Самбу И. У. Из истории тувинских игр. – Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1974. – С. 4.
Толковый словарь русского языка / сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М. : Азбуковник, 1999. – С. 235.