Эссе «Актуальность стратегического планирования в контексте внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»












Номинация:

Название конкурсной работы:




Автор:
Творческая мастерская педагога

Эссе «Актуальность стратегического планирования в контексте внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения»

Канева-Артамкина Елена Михайловна, учитель истории и обществознания













Город Ухта, Республика Коми

2015 г.
Известный русский писатель, ученый-японист, литературовед, переводчик и общественный деятель Григо
·рий Ша
·лвович Чхартишви
·ли, более известный под литературным псевдонимом Борис Акунин, в своем романе «Турецкий гамбит» писал: « Известно ли вам, что такое гамбит? Нет? По-итальянски gambette значит «подножка». Dare il gambetto - «подставить подножку». Гамбитом называется начало шахматной партии, в котором противнику жертвуют фигуру ради достижения стратегического преимущества.
А немецкий военный теоретик и историк Карл фон Клаузевиц (1780-1831) утверждал, что стратегические просчеты не могут быть компенсированы тактическими средствами.
Независимо от позиции руководителей образовательных учреждений по вопросу стратегического планирования, актуальность процесса создания и претворения в жизнь алгоритмов действий в контексте внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения очевидна.
Согласно американской статистике около (40%) компаний еще 20 лет, назад входивших в список Fortune 500, в наши дни благополучно прекратили свое существование. Эксперты, немало времени потратившие на то, чтобы докопаться до истины, сделали ошеломляющий вывод: вымершие компании либо не имели собственной стратегии, или же она представляла собой просто бумажный отчет, который так и не был реализован на практике.
Представители «первого поколения» российского бизнеса, работавшие 24 часа в сутки в период накопления начального капитала, твердо придерживались позиции, что планировать - это пустое дело.
С чем было связано такое мнение? При слове «планирование» многие из нас вспоминали советские время, когда задача планирования была возведена в ранг первоочередных задач. Написано - значит, так и надо делать. На голове шевелились волосы при воспоминании о централизованном планировании «сверху вниз», об обязательных личных творческих планах и соцсоревнованиях.
В настоящее время ситуация изменилась. Мы живем в эпоху постоянных перемен. Меняется все - технологии педагогической деятельности, способы взаимодействия с обучающимися и их родителями, ценности и жизненные цели наших учеников. Выход один - меняться вместе со всем миром. На вопрос: «Как это сделать?» на помощь приходят разнообразные инструменты планирования.
Убеждена - неудачные исходы внедрения в практику руководством образовательных учреждений стратегических планов и, как следствие, утверждения об их нецелесообразности и бесполезности, базируются на том, что:
нарушен баланс власти и ответственности за выработку стратегического плана;
стратегический план не обеспечен механизмами его практической реализации, т. е. отсутствует полноценное организационное сопровождение выполнения стратегических программ;
не обеспечено согласование принимаемых управленческих решений с содержанием стратегического плана;
недостаточный уровень профессионализма у руководителей разных звеньев управления, их неспособность руководствоваться в своей деятельности пунктами стратегического плана;
неупорядоченный ритм текущей деятельности затрудняет последовательную ориентацию на задачи долгосрочной перспективы, закрепленные в стратегическом плане, т. е. снижается внимание к реализации стратегических планов;
в стратегическом плане не определены конкретные, ясные, практически достижимые, поддающиеся контролю цели.
Вместе с тем, считаю, что залогом успешного стратегического планирования в контексте внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения является опыт практической (преподавательской и/или управленческой) деятельности в системе образования, а также понимание необходимости изменений в современной системе образования.
Говоря о цели стратегического планирования в школе, важно отметить, что за последнее десятилетие произошло значительное изменение назначения подобного планирования - от простого составления планов к значимости освоения инновационных практик управления развитием образовательного учреждения в условиях модернизации образования.
Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей, стоящих перед современной школой, и путей их достижения. 
Что дает система стратегического планирования современной школе? Возможность определиться с направлениями и темпом развития, очертить глобальные тенденции современного образования, понять, какие организационные и структурные изменения необходимы для повышения конкурентоспособности конкретной школы, какие инструменты необходимы для успешной реализации программы развития и внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения.
Каков оптимальный алгоритм процесса стратегического планирования с точки зрения достижения поставленных целей?
Стратегическое планирование как  процесс состоит из нескольких этапов:
Определение миссии и целей образовательного учреждения.
Целевая функция начинается с установления миссии, выражающей философию и смысл существования образовательного учреждения. 
Цель - это конкретизация миссии в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:
четкая ориентация на определенный интервал времени;
конкретность и измеримость;
непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
адресность и контролируемость.
Каким образом целесообразно строить стратегию развития и определять политику организации?
Считаю, что оптимальный алгоритм - исходя из миссии и целей функционирования образовательного учреждения.
Выбор стратегии.
Стратегия выбирается с учетом:
конкурентной позиции образовательного учреждения;
перспектив развития внутренней и внешней среды образовательного учреждения.
Реализация стратегии.
Реализация стратегии является критически важным процессом, так как в случае успешного осуществления приводит образовательное учреждение к достижению поставленных целей. При этом, на мой взгляд, важно реализовывать стратегию через разработку программ, бюджетов и процедур, которые выступают как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.
Оценка и контроль выполнения.
Оценка выбранной (реализуемой) стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению целей? В тех случаях, когда стратегия соответствует целям образовательного учреждения, дальнейшую ее оценку целесообразно проводить по следующим направлениям:
соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;
соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям образовательного учреждения;
приемлемость риска, заложенного в стратегии.
Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности образовательного учреждения, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.
Каковы функции высшего руководства в процессе стратегического планирования программы развития и внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения? Мой опыт работы на руководящих должностях позволяет утверждать, что оптимальными являются следующие функции:
Углубленное изучение состояния среды, целей и разработки стратегий: окончательное уяснение сущности определенных целей и более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников.
Принятие решений по эффективности использования имеющихся ресурсов.
Решения по поводу организационной структуры.
Проведение необходимых изменений.
Пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.
Следовательно, стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития образовательного учреждения, касающееся сферы, средств и формы его деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Подводя итог своих рассуждений, считаю важным отметить, что основными составляющими успешной реализации стратегического плана образовательного учреждения являются следующие:
цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;
руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;
в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.
Таким образом, стратегическое планирование обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений в процессе реализации программы развития образовательного учреждения и внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения, а в условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом не только социально-экономического, но и политического, и культурного развития страны.