Доклад на тему «Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста».


Доклад
«Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Ондар Аюхан Оттук-ооловна учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 города Чадана
Изменения, происходящие в обществе, новые подходы к проблеме воспитания здорового ребенка требуют обновления целей, задач, а также работы образовательных учреждений на новой концептуальной основе. В концепции модернизации российского образования указывается на важность образования как фактора, формирующего новую экономику и общество, на способность конкурирования российской системы образования с системами передовых стран. Подчеркивается, что «обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого развития общества- общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой».[1] Там же указывается на необходимость организации обучения «в условиях гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность» на оказание социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка; на оптимизацию нагрузки: учебной, психологической и физической; на создание в образовательных учреждениях условий сохраняющих и укрепляющих здоровье обучающихся, в том числе за счет «повышения удельного веса качества занятий физической культурой; организация мониторинга состояния здоровья детей».[1] В концепции предлагается улучшить организацию питания в образовательных учреждениях, а также обеспечить досуговую деятельность.
Учитывая новые подходы к выстраиванию стратегии образования, ориентацию системы образования на воспитание здорового ребенка можно реализовать проект «Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности здравотворческой деятельности».
Целью проекта является культура здоровья и основы здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста, формируемые на основе преемственности здравотворческой деятельности.
Задачи проекта направлены на:
- обоснование теоретико-методологических положений по вопросам здоровья, культуры здоровья, здорового образа жизни детей, а также здравотворческой деятельности;
- разработку моделей «Здоровье ребенка», «Культура здоровья», Здравотворческая деятельность;
- определение содержания компонентов культуры здоровья, здорового образа жизни, здравотворческой деятельности, соответствующих возрастным периодам жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста с учетом преемственности.
Теоретическое обоснование проекта основывается на подходах, рассматривающих проблемы здоровья с различных точек зрения.
ВОЗ определила здоровье как состояние полного физического , душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Данное определение считается теоретической моделью здоровья, не отражающей, однако, в полной мере характеристики здоровья как состояния многомерного и многокомпонентного.
В.Ф. Базарный указывает, что здоровье – это категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Это жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье – это категория педагогическая[2]
Проблема здоровья ребенка столь же многогранна, как и проблема здоровья человека, так как ребенок - это тоже человек, но человек, развивающийся и растущий, обретающий жизненный опыт и проявляющий все качества, присущие человеку. Здоровье является одним из основных условий, определяющих полноценное развитие ребенка. Здоровье индивида позволяет ему полностью реализовать свой творческий потенциал и быть свободным в своей деятельности. Здоровье, как и жизнь, которую оно обуславливает, является высшей ценностью общества, совокупность всех состояний, свойств и качеств человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство. Вопрос в том, как составить это богатство? Современный человек живет в быстро меняющемся мире и для управления своим состоянием здоровья каждый человек должен иметь необходимые знания, уметь использовать способы укрепления и сохранения своего здоровья.
В современных условиях уровень культуры общества немыслим без культуры здоровья, а картина мира не будет полной без понимания сути здоровья человека, которая исходит из сущности самого человека как биопсихосоциальнного существа. Обучение здоровью должно способствовать формированию культуры здоровья, которая является частью культуры общества. Культура охватывает всю совокупность проявлений социальной жизни индивидов и социума. При этом культура является способом существования человека как субъекта разнообразной деятельности. И наоборот, в процессе деятельности культура рассматривается как формирование самого человека. Можно говорить о том, что культура проявляется, как внутренняя потребность человека раскрыть самого себя. Именно культура с детства осваивается ребенком под руководством взрослых в специально задаваемых условиях и ситуациях в процессе социализации. Вне культуры невозможно развитие всех качеств присущих человеку.
В дошкольных образовательных учреждениях и школах следует не только укреплять и сохранять здоровье детей, но и учить их тому, как быть здоровыми. Деятельность педагогов и медицинского персонала образовательных учреждений в этом направлении следует считать оздоровительно-образовательной работой, которая является комплексом оздоровительных мер гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с образованием детей по вопросам укрепления и сохранения здоровья, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью. Кроме того, ребенка следует самого вовлекать в деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья, т.е. в здравотворческую деятельность. Результатом такой работы должна быть личная культура здоровья ребенка, которую следует понимать как часть культуры личности. Опирающуюся на систему ценностных ориентаций, приоритетными из которых являются жизнь и здоровье, на сформированные потребности и мотивацию к здравотворческой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; на систему знаний, позволяющую отбирать и использовать соответствующие своим индивидуальным особенностям способы оздоровления, а также на систему знаний, убеждений и умений, позволяющих выстраивать личный, здоровьеориентированный образ жизни. [3] Образ жизни зависит от состояния здоровья и одновременно с этим формирует или разрушает здоровье человека. Образ жизни, формирующий здоровье, является сложной проблемой. Это не просто способы укрепления и сохранения здоровья, это создание новых форм поведения, полезных для здоровья, осознаваемых человеком.
Во многом отношение к жизни, себе и своему здоровью, своим близким зависит от того, как человек воспитан. Поведение человека должно быть ориентировано на будущее, а по отношению к здоровью-к его будущему более оптимальному состоянию.
Культура здоровья как интегрирующее социальное образование должна формироваться как культура личная, общественная и включать в себя компоненты здоровья, которые формируются в здравотворческой деятельности. Специфика такой деятельности заключается в том, что исследователем, создателем своего здоровья становится индивид, обладающий чувством ответственности за себя и свое здоровье.
Здравотворческая деятельность осуществляется совместными усилиями педагогов, детей, родителей, медицинских работников и опирается на знания о сущности человека и его здоровья, об особенностях образа жизни человека, ведущего к здоровью; на формирование умений и навыков здоровьесбережения, саморазвития, самореализации с учетом индивидуальных особенностей и культуры социума. В образовании здравотворческая деятельность должна быть стратегическим направлением педагогического процесса и способствовать формированию творческой личности, способной совершенствовать себя на протяжении всей жизни.
Анализ заболеваемости детей в образовательных учреждениях показывает, что имеется четкая тенденция к ее значительному увеличению по мере взросления ребенка. В связи с этим в образовательных учреждениях должна вестись работа по воспитанию культуры здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности здравотворческой деятельности становится актуальной.
Результатами работы будут диагностические материалы компонентов здоровья и культуры здоровья детей, критерии оценки уровней культуры здоровья, средства, методы воспитания культуры здоровья и основ здорового образа жизни, содержание здравотворческого процесса в дошкольном учреждении и начальных классах общеобразовательной школы, а также программно-методические материалы.
Список использованных источников:
Министерство образования Российской Федерации: Сб. нормативных документов: Общее среднее образование России 2002-2003 гг./ Сост. А.А. Баранников, С.В. Иванова, А.М. Водянский. М, 2002.
Базарный В. Ф. //Медицинская газета. 2008. №7.
Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб., 1999. С.105.