Доклад по теме «Формирование толерантности , поликультурное и полиэтническое воспитание»

Единство, межнациональное
согласие и политическая стабильность –
главное, чего хочет наш народ.
Назарбаев Н.А.

«Формирование толерантности , поликультурное и полиэтническое воспитание»


Во все времена главной проблемой остается проблема мира на планете Земля. Мир и согласие на земле – вот самое главное для каждого человека. Необходимым условием мира является толерантность людей.
В Декларации принципов толерантности, утвержденной генеральной конференцией ЮНЕСКО, говорится, что толерантность, как никогда ранее, важна в современном мире.
Она принята 16 ноября 1995 года государствами-членами ООН. Понятие «толерантность» вошло в нашу жизнь сравнительно недавно. Декларация принципов толерантности дает несколько определений толерантности:
1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
2. Толерантность – это гармония в многообразии.
Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка.
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.
По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.
Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.
Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.
Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.
Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.
Этническая толерантность – признание согласия между религиями и народами.
Критериями толерантности являются
1. Равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
2. Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, и др.);
3. Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
4. Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
5.  Охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
6.  Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
7.  Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
8. Сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
В настоящее время толерантность у разных народов не имеет однозначного трактования, однако в ее определении много общего.
В народной мудрости Казахстана толерантность понимается, с одной стороны как ненасилие по отношению к другим, а с другой – как бы насилие над собой. Поскольку умение сдерживать себя, подавлять раздражение и гнев требует иногда проявления сильной воли. Такого человека называют терпеливым, степенным, умеющим прощать.
Мировое сообщество признает уникальность этнополитики нашего президента и государства, в котором в мире и согласии проживают представители более 140 этнических общностей. Традиционно в ежегодных Посланиях народу Казахстана он пишет о ее важности, значительности, при этом убежден, что народ нашей страны его поймет, в трудностях будет терпелив, ибо верит, что согласие и мир обеспечат в будущем достойную жизнь. Сегодня ассамблея народов Казахстана, созданная по инициативе Президента страны переросла в институт дружбы народов. Наша полиэтническая Родина Казахстан живет в мире и согласии. Стремление к согласию характерно для всех народов мира, но как показала история, оно особенно развито у казахстанцев.
Сегодня есть ряд факторов, которые нас объединяют. Это наша земля в ее границах, наши родители, которые ее обустраивали, наша общая история»- (Н.А. Назарбаев.) История оставила нам жизнеописания великих людей мира, среди них Альберт Швейцер, которому в 1953 году была присуждена Нобелевская премия. А. Энштейн называл его «самым великим человеком». У. Черчилль – «гением человечности». (Доктор философии и медицины, талантливый музыкант и писатель отправляется из Европы в Африку, в колонию, чтобы лечить людей. Это было нелегко, никаких сбережений у Швейцера не было, так как он занимался воспитанием брошенных детей, устройством жизни бродяг. Пришлось преодолеть огромное душевное напряжение: непонимание родных и близких. Очень важно было добыть деньги для приобретения оборудования больницы. Сам себя он называл авантюристом милосердия». В Африке он работал дни и ночи, иногда ему приходилось ехать к больному более 200 км на барже, пробиваясь через стада бегемотов. Он боролся с эпидемиями, рискуя своей жизнью. Личным примером он показал человечеству пример великой любви, милосердия, сострадания, доброжелательного отношения независимо от цвета кожи и этнической принадлежности. Его имя пережило века, оно присвоено улицам, школам, больницам и даже кораблям.)
История нашей страны запечатлела замечательные примеры человеколюбия, милосердия, которые особенно ярко проявились у народа Казахстана в годы Великой Отечественной войны. Родители детей, эвакуированных в Алмаатинскую область из Москвы, в ответ на их письма выражали алмаатинцам глубокую благодарность за предоставленные детям лучшие помещения для размещения, за бесперебойное питание, в то время как сами недоедали; снабжение детей теплой одеждой, которая не была у них лишней, за создание обстановки, в которой дети, оторванные от родной семьи, почувствовали любовь и заботу жителей всего города, а не только педагогов. В годы ВОВ весь мир стал свидетелем дружбы народов.
Освоение целинных и залежных земель – еще одна героическая страница нашей истории. Этот подвиг действительно имел успех, и героизм проявили не только те, кто бросил работу, свою обжитую маленькую родину и ехал осваивать бескрайние степи, чтобы накормить весь народ и улучшить его жизнь, но и те, кто смог принять как родных этих отважных людей. Времена были нелегкие, не хватало вагончиков, палаток, и много, много самого необходимого.
Освоение целины – это бесценный опыт не только трудолюбия, мужества, но и дружбы и человеколюбия. Поэт О. Жанайдаров писал:
«Хлеб – не просто зерен масса,
Хлеб- источник добрых чувств»
Освоение целинных и залежных земель еще одно подтверждение мысли О.Сулейменова, что история любого народа по сути своей интернациональна.
На ум приходят мысли, которые В.А. Шалабаев выразил в балладе «Зауралье-Белозерье»:
Вот вспомнилось:
в войну, к хворавшей маме,
Когда в дому и «мыши не скребли»,
Соседки с невеселыми бровями
Нехитрой снеди – всячинки несли
Теперь,
Когда мы злей,
но обеспеченней,
Мучительно терзаюсь
иногда:
Неуж
чтоб люди стали
человечней,
Нужна нам
обязательно
беда?
Неуж-то надо,
тюрки и славяне,
По нынешним
раздорным временам,
Чтобы соседки с грустными
Глазами
Кусочек хлебца
протянули нам?
Меня ж тогда
учило
Белозерье
Ценить добро
и не придаваться злу
И бескорыстно
источало зори,
Как подобало русскому селу
Да, белозерье – белые озера,
Не за горами,
а рукой подать.
И я, казах, смотрю
сыновьем взором
На российскую ту,
На неизбывную ту,
Благодать.
Великие имена, история человечества постоянно напоминают важность сохранения мира и согласия, учат милосердию, состраданию, человеколюбию, а следовательно, толерантности. Для сохранения мира и согласия в стране каждому гражданину необходимо быть толерантным и особенно важно развивать этнотолерантность молодому поколению, как будущему нашей страны.
Этнотолерантность – качество личности, характеризующие уважительное отношение к взглядам, традициям, обычаям людей иных этнических групп и сохранение и бережное отношение к соей культуре. Этническая толерантность не просто пассивная терпимость по отношению к иным взглядам, поведению, обычаям, традициям иного этноса, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, основанную на уверенности в своих взглядах, соответствующих правам и свободам личности. Время обучения в школе характеризуется изменением парадигмы образования от знаниевой к компетентностной. Если раньше школьнику достаточно было получить знания, то теперь важно в процессе обучения узнать, как действовать в той или иной ситуации, в том числе и в полиэтнической среде. Этнотолерантная компетентность старшего школьника- это способность к взаимопониманию, взаимодействию с представителями иных этносов, основанная на знании, признании, принятия их отличий, уважении к правам и свободам личности, позволяющая ему создавать комфортную обстановку в общении в полиэтнической среде
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности в нашей школе начинается с самих маленьких воспитанниках нашей школы. В тесном сотрудничестве детей разных возрастов при осуществлении социальных и творческих проектов дети учатся уважать старших и не обижать младших. (например, изготовление методических пособий и мебели для малышей старшеклассниками)
В школе проводится мероприятия, способствующие улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, уважительному отношению к уникальности культуры каждого этноса.
Жасулановцы нашей школы ежегодно оказывают помощь ветеранам войны и труда по очистки территории двора от снега, мусора, побелка забора, проводят беседы, организуют концерты. Это и есть проявление милосердия и уважительного отношения к старшему поколению.
В проявлении творчества школьников и их родителей также прослеживается этнотолерантная компетентность, основанная на любви к людям. Человеколюбие, умение прощать не только составляющие этнотолерантной компетентности, но и главные нравственные, духовные ценности Человека мира.
В историко-краеведческом музее школы собраны материалы, которые так или иначе не оставляют равнодушными людей разных возрастов, способствуют воспитанию интернационализма. Каждый выпускник или взрослый ищет частичку своей жизни. Здесь можно увидеть быт казахского народа и людей разных национальностей, живших в годы целины. Есть материал, посвященный памяти ВОВ и материалы, показывающие сплочение и дружбу народов
Соединить мир мы сможем вместе с вами и нашими детьми – будущими нашей страны, для которых главным принципом в сфере отношений станет высокая человечность, которая как говорил Абай, выражается в человеколюбии.
В конечном итоге каждый должен помнить, что этнотолерантная компетентность будет обеспечивать в будущем социально-экономическую стабильность нашего государства, личную безопасность каждого, улучшение благосостояния народа, мир и согласие в нашем общем доме – нашей Родине Республике Казахстан

Чуждайся дурного, будь добрым всегда –
Все блага найдут к тебе жизнь без труда.
Во всем и всегда будь и сдержан, и строг:
В умеренных действиях – счастья залог.
Кто был терпелив, то обрел благодать:
С терпеньем и лебедя можно поймать!
Возвышен, собой не гордись никогда, -
Свершай лишь добро и не делай вреда
Твори людям благо, не делай им зла,
Будь добрым, круши все пороки до тла.






15