Формирование поликультурной компетентности детей дошкольного возраста в условиях НДОУ


Формирование поликультурной компетентности детей дошкольного возраста в условиях НДОУ Старший воспитательБакушкина Н.А. «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина»В.М. Сухомлинский Идея необходимости реализации поликультурного воспитания впервые прозвучала после второй мировой войны, когда только что созданные ЮНЕСКО и ООН объявили о новой культурной и образовательной политике, базирующейся на идее поддержания человеческого достоинства на основе общечеловеческих ценностей, наиболее четко отражённых в Декларации прав человека. Это проявлялось в процессах совершенствования системы образования и воспитания, улучшения условий жизни общества, борьбы с тоталитаризмом, в поддержании культурного разнообразия и поощрении развития культурных меньшинств. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребенок будет знать о своей родине, ее истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни. Приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур; гармоничное включение процесса передачи новому поколению культурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей; формирование культуры межнациональных отношений, лежит в основе поликультурного воспитания дошкольников. Поликультурное образование – понимается как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.Поликультурное воспитание –понимается как психолого-педагогический процесс, предполагающий учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает: адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми разных традиций; ориентацию на диалог культур; отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Межэтническая толерантность – это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Поликультурное воспитание решает следующие задачи: - глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России;- воспитание понимания самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям; - воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности;- приобщение к основам мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других народов;- формирование культуры межнациональных отношений в полиэтническом коллективе;- воспитание личности в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания необходимости сохранения культуры мира. Большое значение в поликультурном воспитании имеет опора на основополагающие принципы развития личности:а) принципа историко-культурной и цивилизационной направленности, предполагающего необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций, выявление и анализ "культурных стереотипов", развитие целостного поликультурного мировоззрения;б) принципа самоактуализации личности, основанного на включении в социально полезную деятельность (коллективные творческие дела), формировании коммуникативных особенностей личности в современном мире;в) принципа этнокультурности и поликультурной толерантности, отражающего механизм этнокультурной идентификации личности и гармонизации межэтнических отношений. Поликультурное воспитание детей в НДОУ осуществляется в трех направлениях: Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях народов Севера, специфике их культуры и ценностей) Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства) Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении) Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста используются разнообразные средства: устное народное творчество;художественная литература;игра, народная игрушка и национальная кукла;декоративно-прикладное искусство, живопись;музыка;этнические мини-музеи В Декларации прав ребенка сказано: «Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо другую форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей». Это, предполагает: - насыщение предметно-пространственной среды дошкольного учреждения в соответствии с российскими традициями; - наполнение воспитательных программ, направленных на работу с дошкольниками, фольклорным материалом (пословицы, колыбельные, колядки, хороводные песни и пляски, сказки, российские песни, игры); - приобщение к российским духовным и культурным традициям (проведение утренников, праздничных мероприятий, посвященных традиционным российским праздникам и др., особо значимых событий в истории, культуре, знакомство с героями Отечества, святыми, почитаемыми на Руси, и др.). Поликультурное воспитание в дошкольном учреждении предусматривает реализацию следующих основных разделов: В возрасте 3-4 года: «Ты и твое имя», «Хороший-плохой поступок», «Семья», «Дом», «Общие игры и игрушки» и др.В возрасте 4-6 лет: «Твои друзья», «Дружба», «Честность», «Добро и зло», «Родина» и др.В возрасте 6-7 лет: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и история», «Человек и мир» и др. В младшей и средней группах у детей должны быть сформированы элементарные представления о присущих человеку чувствах; в старшей – о возможностях управления своими чувствами и поступками; в подготовительной – о том, что человек – часть живой природы. В дошкольном возрасте также даются первые сведения об организме человека, формируются представления о его половой принадлежности, национальности.Наряду с общеизвестными средствами (предметы быта, игрушки, сказки и др.), начиная со старшей группы в программу должен быть включён мифологический материал, цель которого расширить и углубить представления о культуре российских народов, помочь ребёнку разграничить и воспринять реальный и вымышленный мир, усвоить нравственные, экологические, эстетические правила поведения человека в окружающей среде актуальными для ребёнка дидактическими средствами – игрой и сказкой.Должно быть предусмотрено также знакомство дошкольников со знаковой символикой России (герб, флаг, гимн). Работа с дошкольниками должна иметь:- общий план работы; - четко выстроенную методику; -содержать познавательный региональный материал;- конкретные разделы; - последовательные этапы работы в разных возрастных группах;Работа с дошкольниками должна включать:- специально организованная образовательная деятельность; -совместная деятельность педагога и детей;-свободная деятельность дошкольника в специально организованных условиях. Тематика ДошкольноеОбразование Возраст 3-5лет 5-7 лет «Я и другие» «Имена», «Хороший - плохой поступок»,День именинника «Дружба», «Честность»,«Добро и зло» «Мой дом, моя семья» семья в фотоальбоме, разучивание песен, стихов совместные с родителями праздники «Мир вокруг» предметы быта, нужные вещи мир профессий, что могут взрослые «Почитайка» «Грамматика общения»,«Основы конструктивного взаимодействия» обсуждение хороших поступков, беседы«Почему так нельзя?» опыт психологических упражнений на общение «Все разные – все равны» «Похожие и непохожие»,разучивание песен, стихов сказки и мифы края, России «Человек и природа» живая и неживая природа рассказы о природе, «Мои младшие друзья», как заботиться о животных, «Я и растения»  «Человек и общество» кто и где работает, кто и что делает полезного Российская символика с элементами игрового досуга «Человек и история» что было раньше, что было давно, как это было, сказки и мифы беседы с применением элементов кросс-культурной психологии «Человек и мир» транспорт, улица, город (село), люди, овощи, фрукты, «Чего ты боишься» «Россия – россияне», «Земля – земляне»  Примерный тематический план поликультурного воспитания в НДОУ Работа с родителями:В решении поставленных задач большое значение имеют установки родителей, их позиция в этом вопросе. Программа поликультурного воспитания предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в поликультурном воспитании своих детей. Родителей необходимо привлечь в союзники педагогам в этом направлении, поскольку именно семья, являясь источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействий с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта конструктивного общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников. Родительская семья является своеобразным транслятором особенностей этнического сознания. Традиционно именно она формирует идеалы, общественно-социальные установки через комплекс этико-нравственных понятий, составляющих в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и установок. Формы работы с родителями:БеседыДискуссииСитуации для обсужденияТворческие встречи с родителями (опыт семейного воспитания, интересные рассказы о своей профессии и т.д.)Организация совместных мероприятий с родителями (праздники, развлечения, спортивные досуги, конкурсы рисунков, походы и экскурсии и т.д.)Совместный просмотр телепередач и видео материаловВыполнение совместно с детьми творческих семейных заданий (подарок имениннику, семейная газета, семейный пирог, подготовка к КВН и т.д.) Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.