Развитие компонентов поликультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста


Развитие компонентов поликультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста
Трансформация социальной и культурной парадигм в условиях расширения экономических, политических, социальных и культурных связей на фоне долговременной глобальной системной перестройки в области экономики затронула бытие каждого гражданина современного глобального социума, его образование и инициировала переход от модели формирования личности с заданными свойствами к гуманистическому образцу. Необходимыми условиями ее становления является высокий нравственный потенциал, толерантность в межличностном и межнациональном общении. Среди исходных положений глобального образования принципы развития цивилизации как совокупности частных культур, поиска и использования эффективных приоритетных образовательных технологий (технологии эпистем — проблемно-познавательных тем, возникающих в процессе знакомства ребенка с окружающим миром и сопровождающих человека на протяжении всей его жизни, помогая понять себя и мир; в культуре под ними понимаются явления, концентрирующие в себе колоссальные — в количественном и качественном отношениях — усилия человечества, содержащие неохватную и непосильную единичному человеческому разуму программу историко-культурного развития, которые можно вводить в учебный процесс в любом количестве и в любом порядке) становятся крайне востребованными и совершенно необходимыми.
Приобщение молодого поколения к национальной культуре своего народа, народов ближайшего и отдаленного национального окружения, освоение способов межличностного и межкультурного взаимодействия на основе «диалога культур» в принципиально новом поликультурном и полилингвальном пространстве глобального мира с гарантией обеспечения идентификации личности осуществляется в ходе поликультурного воспитания глобального социума.
Действительно, объективная необходимость обеспечения сосуществования больших и малых этносов на принципах взаимопонимания и плодотворного сотрудничества в условиях глобализации вызывает желание овладеть его гражданами языковым кодом своих соседей. Реалии таковы, что глобализация оказывает весьма глубокое влияние и на детей дошкольного возраста. Вынужденное вхождение в иную национальную культуру глобального социума в сочетании с потребностью развития системы компетенций и ценностных ориентаций в условиях сближения стран, народов, их языков и культур потребовали существенных изменений в трактовке проблемы воспитания с дошкольногоСтратегия поликультурного образования ребенка дошкольного возраста — формирование поликультурной личности дошкольника глобального социума. Так можно назвать ребенка дошкольного возраста, развивающегося в современном глобальном поликультурном и полиязыковом пространстве, если он: a) имеет элементарные представления о родном крае, его природе, материальной и духовной культуре, искусстве, литературе, традициях своего народа и народах ближайшего и отдаленного национального окружения; элементарные знания/навыки владения неродным (вторым/иностранным языками), обеспечивающие способность коммуникации на элементарном уровне; б) знает нормы поведения в быту и в обществе, представленные как в родной культуре, так и в культуре носителей иных языков и культур, соблюдает их; в) обладает способностями воспроизводить полученные знания и представления в своей жизнедеятельности, используя приобретенные элементарные средства неродных языков.
Показатели определили критерии поликультурной воспитанности поликультурной личности дошкольника глобального социума, позволившие условно разделить детей по 5 уровням:
Низкий уровень (Нз): представления о национальных культурах у детей не сформированы, они не умеют применять полученные знания в жизни; нетерпимы к другим культурам и ее представителям; отсутствуют элементарные иноязычные умения и навыки.
Уровень ниже среднего (Нс): представления о национальных культурах у детей нечеткие, поверхностные, нет интереса к компонентам национальных культур, к деятельности по реализации представлений о национальных культурах; индифферентность к другим культурам, их представителям; отсутствуют элементарные иноязычные умения и навыки; элементарные иноязычные умения и навыки сформированы довольно слабо.
Средний уровень (С): представления о национальных культурах у детей сформированы в целом, но самостоятельности и активности в использовании знаний о национальных культурах не наблюдается; налицо вынужденное снисхождение к культурным различиям, представителям других культур;элементарные иноязычные умения и навыки не всегда достаточны для выражения высказывания или коммуникативного намерения.
Уровень выше среднего (Вс): дети имеют достаточно сформированные для данного возраста представления о национальных культурах, проявляют интерес к национальным культурам, активность в применении знаний и представлений о них в деятельности; стремятся к расширению собственного культурного опыта и диалогу с представителями других культур; элементарные иноязычные умения и навыки достаточны в основном для собственного высказывания или выражения коммуникативного намерения.
Высокий уровень (В): представления о компонентах национальных культур отличаются устойчивостью и творчески воплощаются в детской деятельности; дети проявляют умения и навыки позитивного толерантного поведения, их поведение служит примером поведения для других детей; элементарные иноязычные умения и навыки сформированы для собственного высказывания или выражения собственного коммуникативного намерения.
Ознакомление молодого поколения с национальной культурой своего народа, народов ближайшего и отдаленного национального окружения, привитие навыков позитивных толерантных взаимоотношений в условиях раннего языкового поликультурного образования глобального социума в принципиально новом многомерном поликультурном пространстве обусловливает моделирование педагогической системы по межкультурным основаниям.
Модель педагогической системы по межкультурным основаниям для формирования поликультурной личности ребенка глобального социума многомерна и представлена следующими ингредиентами:
— целевой компонент (цели, задачи воспитания поликультурной личности дошкольника в глобальном социуме с привлечением потенциала раннего билингвального образования глобального социума);
содержательный компонент (языковые знания (второй/иностранный языки)/знания и представления дошкольника о национальных культурах, включенных в процесс поликультурного воспитания/образования, способствующих формированию поликультурной личности дошкольника глобального социума и определяемых уровнями поликультурной воспитанности ребенка);
организационно-процессуальный компонент (принципы, методы, формы, средства воспитания поликультур- ной личности дошкольника глобального социума);
комплекс педагогических условий (дидактические меры для достижения цели поликультурного воспитания в процессе образования глобального социума);
аналитико-оценочный компонент (показатели, уровни поликультурной воспитанности дошкольника);
результат (знания, умения и навыки как итог поликультурного образования дошкольника) и др.