Выступление на тему Создание комфортной среды для детей всех возрастных групп на основе дифференцированной индивидуальной работы

Создание комфортной среды для детей всех возрастных групп
на основе дифференцированной индивидуальной работы.

В процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребёнка- это главная точка опоры в общей системе воспитания в индивидуальном подходе к детям. У каждого ребёнка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков, где первостепенную роль играет работа дефектолога и психолога, и на этой основе укреплять в нём веру в собственные силы и возможности, развивать жизнерадостность и оптимизм.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. При умелом и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания, особенно тех детей, у которых в течение длительного времени закреплялись отрицательные стороны поведения и характера.
Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребёнку с воспитанием и формированием коллектива, сплочённого, жизнерадостного. На примере своего класса могу сказать, что этому способствуют коррекционно-развивающие занятия, КТД, часы творчества, где для каждого воспитанника найдётся посильное и интересное задание, являющееся частичкой общего дела. Вне коллектива не могут раскрыться такие личностные качества детей, как коллективизм, уважение к товарищам, организованность, умение дружить, желание помогать друг другу. Влияние коллектива имеет особенно большое значение в преодолении отрицательных проявлений - эгоизма, своеволия, зазнайства.
Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительные качества в характере, в свойствах личности ребёнка. Опора на положительные качества должна сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью. Воспитателю необходимо в своём обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним. Недопустимо в присутствии ребёнка пренебрежительно о нём отзываться.
Индивидуальный подход требует от воспитателя большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребёнка. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, условия окружающей среды. Различные отклонения в поведении ребёнка на начальной стадии устранить легче; позже, когда они превратятся в привычку, устранять их гораздо труднее.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого воспитанника, если он осуществляется в определённой системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения , определение соответствующих средств и методов, чётких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку в общей коррекционно-воспитательной работе со всеми детьми.
Основным условием правильного осуществления индивидуального подхода является единство требований всех участников учебно-воспитательного процесса.