Школьное самоуправление как ресурс гражданско-правового воспитания


Школьное самоуправление как ресурс гражданско-правового воспитания
С недавнего времени в системе образования снова стал повышаться интерес к проблеме школьного самоуправления. Школьное самоуправление является одной из систем воспитания в современной школе. Ученическое самоуправление уходит корнями в советское время к пионерским организациям. Возможно, именно поэтому мы имеем достаточно слабое и расплывчатое представление о нем.
Самоуправление имеет несколько подходов к своему пониманию:
во-первых, оно рассматривается как часть системы управления;
во-вторых, как форма организации жизни коллектива;
в-третьих, как способность и возможность учеников реализовывать свое право участия в управлении делами своей школы.
Таким образом, основной смысл ученического самоуправления заключается в том, что при его помощи ученики получают возможность оказывать влияние на школьную жизнь. Это происходит через участие в управлении процессами, происходящими в школе, а так же участие в принятии решений, которыми в дальнейшем руководствуется администрация учебного заведения. В процессе ученического самоуправления проявляется совместное творчество всех участников школьной жизни.
Само по себе развитие самоуправления тесно связано c темой прав человека. Современные образовательные учреждения работают в условиях значительных изменений в российском обществе. Эти изменения важно учитывать при проведении образовательной политики.
Одной из значимых задач школы является преодоление традиций, которые были установлены советской системой образования, которая была сохранена после распада СССР. Если государство хочет, чтобы современные образовательные организации готовили детей к жизни в демократическом правовом государстве, то школе нужно опираться на демократические ценности и права человека. Современная школа должна выпускать в жизнь такое поколения граждан, которое способно формировать демократическое правовое государство.
Все мы знаем, что важным правом человека является возможность участия в управлении делами государства. Именно поэтому у всех участников образовательного процесса есть возможность управлять делами школы. В руках учеников имеется возможность изменить школу, сделать ее более демократичной, такой, какой ждет ее общество.
Такого условия можно достичь только тогда, когда самоорганизация учеников не будет зависеть от желания администрации, не будет подконтрольна ей, а будет идти параллельно с действиями администрации. Безусловно, для того, чтобы заработала система самоуправления, нужно научить ее основным принципам и механизмам.
Все школы, особенно большие, должны быть заинтересованы в том, чтобы перестраивать свою работу на основе прав человека, также и ученики, которые избирают орган самоуправления, но не с целью того, чтобы он ими командовал, отдавал приказы и просто руководил, а для того, чтобы этот орган представлял интересы учеников.
Важной функцией самоуправления является разработка и утверждение нормы гуманистического отношения в коллективе, что позволяет воспринять каждого участника как уникальную личность и способствовать ее самореализации, а также ее неповторимость. Самоуправление рассматривается как фактор социализации личности, поскольку оно способствует реализации социальных функций, таких как: информационная, ценностно-ориентированной, нормативной и т.д., правда к большому сожалению, школьное управление является одним из рычагов проведения административных решений.
Для того чтобы ученическое самоуправление заработало, нужно создать следующие условия:
• наделить полномочиями ученическое самоуправление, которое даст возможность повлиять на политику школы;
• разработать технологии ученического самоуправления, которые дадут возможность проектировать, а также создавать системы самоуправления в условиях каждой конкретной школы;
• создать систему поддержки развития ученического самоуправления, в виде информационной, методической поддержки, работы по развитию организаторских способностей учеников.
В системе ученического самоуправления можно выделить следующие направления:
• представительское
• разрешение конфликтов
• информационное направление
• шефское направление
• внешние связи
• организаторское направление
• правозащитное направление
Список не является окончательным. При этом не обязательно создавать структурные подразделения. Возможно, что школьное самоуправление будет работать и по одному - двум направлениям.
Для того чтобы ученическое самоуправление состоялось, необходимо обеспечить возможность самостоятельных суждений, а также поступков учеников, пробудить желание взяться за дело самим, а не по наставлению, взяться за преобразование своей жизни. Все это может подвести их к самоуправлению. Кроме того, следует понимать, что не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для учащихся.
Список использованной литературы
Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой/ авт.-сост. Д.В. Рогаткин.– Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2004. Школьное самоуправление: структура, рекомендации, нормативы/ авт.-сост. Н.А. Алымова, Е.И. Надточий. – Волгоград: Учитель, 2012. – 139 с.