План — конспект урока Окружающий мир «Невидимые нити в зимнем лесу» 2 класс


План – конспект урока «Окружающий мир»
по теме «Невидимые нити в зимнем лесу»
2 класс
МБОУ Балыксинская СОШ
2014 г.
Тема раздела Природа.
Тема урока Невидимые нити в зимнем лесу.
Тип урока Комбинированный.
Цель урока Обобщение и систематизация знаний о зимних изменениях в живой и неживой природе.
Задачи урока Познакомить детей с изменениями в неживой и живой природе с приходом зимы.
Сформулировать понятия: зимние явления в природе.
Обогатить знания детей о природных связях.
Ожидаемый результат Извлекает из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе;
Анализирует рисунок и схему в учебнике;
Соотносит их между собой.
Прослеживает по схеме связи между елью и лесными животными;
Моделирует связи в зимнем лесу с помощью различных методов схем;
Рассказывает по схемам (моделям) об изученных невидимых нитях;
Этапы урока Действия учителя (типичные фразы диалога) Действия учеников
(предполагаемые) Слайд
Мотивация к учебной деятельности Мы внимательны. Нам нравится сравнивать и обобщать. Улыбнитесь друг другу. Пожелаем всем удачи – за работу! В добрый час! Подготовка рабочего места к уроку. Слайд 1
Актуализация знаний - Давайте вспомним……
В некотором царстве, в некотором государстве жили – были……
Нет – нет, не царь с царицей…..
Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас. Это царства природы.
- Давайте с вами отправимся в путешествие по царству живой и неживой природы.
Какие царства живой природы вы знаете?
- Какие основные царства неживой природы вы знаете? Ответы учащихся
- Животные, растения, птицы, бактерии, грибы.
- Камни, солнце, тучи, вода. Слайд 2
Постановка и решение учебной задачи - Скажите существует ли связи в природе?
Давайте с вами повторим связи в природе, по другому назовём их невидимые нити.
Невидимые нити – связи в природе
Связаны между собой различные животные. Связаны между собой растения и животные, а человек с ними. Связь живой и неживой природы.
- Подумайте, как человек может нарушить эти связи?
- Сегодня я приглашаю Вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, Вы узнаете из загадки:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
- По каким признакам мы узнаем приход зимы?
Вспомним зимние месяцы.
- А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений и животных. Как зимуют деревья?
- Как зимуют кустарники и травы?
- Почему они не замерзают?
- Здесь мы видим связь живой природы и неживой.
- Как зимуют звери?
Физкультминутка.
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя) слайд 11
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движение руками)
- Как зимуют птицы?
Зима – трудное время в жизни животных, поэтому человек
подкармливает их.
- Ребята, как вы можете помочь птицам перенести трудное время?
Вы уже помогаете птицам, сделаны кормушки, и корм птицам заготовлен.
Отгадай загадки
Среди леса
Кузнецы куют.

Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета.

Без крыльев,
А быстрее птицы
С дерева на дерево перелетает.

Какая птица зимой птенцов выводит?

Что за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

- Ребята, как вы думаете, что общего у этих животных?

- Да.
Связаны между собой различные животные. Связаны между собой растения и животные, а человек с ними. Связь живой и неживой природы.
- Человек может истребить животных, загубить природу . Вырубить лес. Нанести непоправимый вред экологии.
- Зимой
•холодно, температура воздуха ниже нуля
•реки покрылись льдом, а земля - снегом,
•часто идет снег,
•день короткий,
•птиц не слышно,
•морозы
Декабрь, январь, февраль.
- Лиственные деревья сбросили листву, а хвойные – стоят зелёные.
- Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют.
- Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.
- Заяц - ночной житель. День проводит в укромных местах: под поваленными деревьями, в кустах, под лапами ели. В сильные морозы роет в снегу норы до полутора метров глубиной. Кормится тонкими веточками осины, ивы, берёзы. С веток, более толстых, сгрызает только кору, ест сухую траву.
- Лисица ловит зайцев, но главная её пища – грызуны, прежде всего серые полёвки, которые медлительнее, чем полёвки рыжие и мыши. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием.
Отдыхает лисица обычно прямо на снегу, в открытых логовах – где-нибудь посреди поля на возвышении. Тут лисице безопаснее.
Хорошо видно всё, что происходит вокруг.
- Волк – сильный, умный хищник. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими стаями. Они могут долго, упорно преследовать свою добычу. Правда, по глубокому, рыхлому снегу им
трудно бегать, и часто волки остаются голодными.
- Самый заметный зверёк в лесу – белка. В лесу, где много дуплистых деревьев, белка живёт в дупле. Если их нет, строит гнездо. Главный корм белок – семена хвойных деревьев. Белка ещё отыскивает под снегом зимний склад сойки, то раскопает шишку, ещё осенью оброненную клестом. В голодные годы белка
ест древесные почки, особенно еловые. Ест зимние запасы: жёлуди, лесные орехи, грибы.
- Птицы, которые питаются насекомыми улетели в тёплые края. Остаются зимовать сороки, синицы, воробьи, поползень,дятел, клёст. Они продолжают вести активный образ жизни. воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ челове-
ка. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений.
-Можно сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала – для синиц.
Дятлы
Заяц
Белка
Клест
Ель
- Все они находятся на ели или прячутся под лапами ели.
- Животные прячутся среди ветвей ели, находят пищу.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Работа по теме урока «Невидимые нити в зимнем лесу»
Откройте учебник страница 36-ая.
- Что мы называем невидимыми нитями?
- Сегодня мы посмотрим эту связь.
Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.
- Рассмотрите рисунок.
Как связана жизнь животных с елью?
- Но существует также и связь между животными – «друзьями» ели. Так, в питании клеста есть особенность: срывая шишку ели,он выедает из неё только часть семян, а затем её бросает. Бро-
шенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полёвок, которые не могут сами сорвать их на деревьях.
Вот так интересна жизнь зимнего леса, так сложны, хотя на пер-
вый взгляд и незаметны, связи в зимнем лесу.


- Ребята, как вы думаете, а существует ли связь между этими животными.
-В питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из нее только часть семян, а затем шишку бросает.
-Как вы думаете, подберет кто-нибудь из лесных жителей, брошенные клестом шишки?

-Итак, мы на примере только одной елочки убедились, что она
связана невидимыми нитями с животными, т.к. она служит им укрытием, обеспечивает их питанием.
А теперь выполним задание в рабочей тетради. Стр. 20-ая, упражнение 1. Открывают учебник.
- Невидимыми нитями мы назвали связи, которые есть в природе повсюду.
Связаны между собой неживая и живая природа, растения и животные, различные животные.
- Животные питаются семенами ели.
- Прячутся среди ветвей ели, под ними.
- Клесты строят зимой на ели гнёзда и выкармливают еловыми семенами своих птенцов.
- Белка - это облегчит ей поиск пищи.
Мыши, полевки - они не могут сорвать их сами.
Выполнение задания в рабочей тетради.
Слайд 13
Рефлексия учебной деятельности Что вас заинтересовало на уроке?
Кто был самым внимательным и организованным?
Где испытывали трудность?
Оцените свое настроение от проведенного урока карточкой смайликом.
Домашняя работа: стр. 21 упражнение 2.(рабочая тетрадь)
Слайд 14