Клеточное строение – общий признак живых организмов.


Тема урока:
Клеточное строение – общий признак
живых организмов.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о клеточном строении живых организмов.
Задачи: 1) показать отличительные особенности строения растительной и животной клетки
2) продолжить развитие умений работать с рисунками учебника, сравнивать между собой объекты
3)воспитывать у учащихся культуру общения и устойчивую мотивацию к изучению биологии
Планируемые результаты обучения:
Предметные: - учащиеся получат возможность знать суть понятий «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «органоиды».
- отличать строение растительной клетки от животной
- что лежит в основе строения всех живых организмов
Метапредметные: - учащиеся овладеют способностями понимать учебную задачу урока
- обобщать понятия, слушать собеседника
- пользоваться учебником
Личностные: - иметь мотивацию учебной деятельности - проявлять эстетическую культуру и аккуратность ведения записей в тетради
Тип урока: комбинированный (изучение и закрепление нового материала)
Методы и формы: объяснительно - иллюстрированный Групповая, фронтальная, индивидуальная
Оборудование:
Таблица «Строение растительной и живой клетки»
Слайд «Портрет Р.Гука»
Учебник стр. 20, рис.15, стр.22, рис. 16.
Микроскоп
ХОД УРОКА
Организационный момент
Эмоционально-психологическая мотивация
- Ребята, посмотрите в окно на кирпичное здание, и телевизор в нашем классе, шкаф и т.д. Вы знаете, что каждый объект состоит из деталей. А из чего состоят живые объекты? Т.е. существа тела живых организмов также состоят из мельчайших структур-деталей. А название этих живых «деталей»-клетка!
Давайте сформулируем тему нашего урока.
После ответов учащихся я поддерживаю наиболее подходящую формулировку (дополняю) и делаю запись на доске, в тетради:
«Клеточное строение - общий признак живых организмов».
Изучение новой темы:
-Давайте вспомним , какие живые организмы вы знаете?
-Верно, это бактерии, грибы, растения, вирусы, животные и мы с вами.
На нашей планете около 2 млн. видов живых существ. Несмотря на многообразие живой природы биологи нашли черты сходства их строения. Самое интересное, что все они имеют клеточное строение. Исключение составляют вирусы - неклеточные формы жизни.
Большинство клеток настолько малы, что разглядеть их невозможно просто так. Хотя есть клетки-гиганты. Это клетки дольки апельсина, мякоти арбуза.
- А как же можно рассмотреть клетки карлики? Что приходит на помощь человеку-исследователю? Давайте вспомним наш самый первый урок. Можно посоветоваться друг с другом по парте.
- Верно! Это микроскоп.
- Давайте еще раз посмотрим на школьный микроскоп (демонстрация)
- В далеком 17 веке он выглядел иначе , намного проще. Но с помощью этого микроскопа английский ученый-физик Р.Гук на срезе пробкового дерева обнаружил ячейки, которые он назвал клетками.
( рассказ с элементами беседы и демонстрацией слайда с портретом Р. Гука и его микроскопом)
- Итак , все живые организмы, кроме вирусов, имеют клеточное строение(учебник стр. 20, рис.15)
Ребята, а вам интересно заглянуть вглубь клетки растений, животных?
- А как вы думаете, они будут похожи друг на друга как 2 капли воды? Или нет?
- Понятно! Вам сложно дать верный ответ
- Давайте искать правду все вместе
Перед вами таблица «Строение растительной и животной клетки».
-Можно ли сказать, что они клетки – близнецы?
Вы правы - нет!
- Действительно клетки растений, животных, грибов могут быть различными по размеру, форме, но все они имеют и сходство в строении.
- посмотрите внимательнее на таблицы, подписи на ней и скажите, что общего у них?
(после ответов учащихся, исправлений, уточнений дополняю: клеточная мембрана, ядро , цитоплазма-это главные части клеток растений, животных, грибов.
- Давайте все вместе еще раз посмотрим на таблицу. Я буду проговаривать предложение, а вы дополняйте( фронтальная беседа)
Начали: Любая клетка снаружи покрыта тонкой …(учащиеся дополняют клеточной мембраной)
Содержимое под мембраной-вязкое полужидкое вещество…(учащиеся- цитоплазма)
Цитоплазма постоянно движется, благодаря такому движению перемещаются вещества в клетке, что важно для её существования.
- Смотрим на таблицу и отвечаем- ядро имеет форму…(шара) и находится в … (цитоплазме).
Ядро – это хранитель наследственной информации, т.е. передаёт признаки от родителей потомкам. А еще его называют «мозгом» клетки, т.к. ядро управляет всеми жизненными процессами клетки.
- Помимо ядра в цитоплазме много мелких клеточных структур, которые принято называть органоидами. Они обеспечивают питание, дыхание, транспорт веществ и многое другое. Но об этом разговор будет в старших классах
- А что есть в строении растительной клетке, но нет в животной?
- Давайте откроем учебник на стр.22, рис 16 внимательно рассмотрите и дайте ответ( учащиеся называют: оболочка, пластиды, вакуоли)
- Как вы думаете, случайно ли природа сделала такие отличия? С чем они связаны?
- А все дело в том, что растения и животные по разному питаются.
- Животные в поисках пищи должны активно…(учащиеся дополняют - двигаться), а вот растения - ни с места. Они ведут прикрепленный неподвижный образ жизни. Посмотрите рисунок 16 на странице 22 < Строение растительной и животной клеток> под электронным микроскопом . Именно растительная оболочка, её другое название - клеточная стенка, делают растительную клетку нерастяжимой. Поэтому растения неподвижны. Но как же им удается питаться? Здесь на помощь приходит пластиды. Посмотрите , как они расположены в клетке, какую форму имеют?
Пластиды бывают бесцветными(демонстрация разрезанного клубня картофеля)
-красно желтыми(демонстрация красного яблока)
И зелеными-хлоропластами. Именно в них на свету у растений образуются питательные вещества(органические) из воды и углекислого газа. Поэтому растениям незачем передвигаться.
- Мы сегодня говорили, что клетка – это деталь живого организма а это значит, что процессы, протекающие в живой клетке, определяют жизнедеятельность всего организма.
Приобретенные вами знания помогут для проведения собственного исследования клеточного строения организмов под микроскопом.
Рефлексия:
- Понравился вам сегодняшний наш урок?
- О чем вы услышали впервые? Что узнали нового на уроке, чего раньше не знали?
- Поделитесь ли вы своими впечатлениями дома?
К следующему уроку обязательно выучите §6 стр.19. В конце этого параграфа есть вопросы постарайтесь ответить на них дома.