Статья на тему «Проблемы правового регулирования трудоустройства выпускников»


Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно – технологический университет»
(ГГТУ)
Профессионально – педагогический колледж
Научно-практическая конференция:
«Проблемы привлечения работодателей»
Тема: «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ»
Подготовил:
Азовцев Д.В.
г. Орехово-Зуево, 2016г.
Российская Федерация, согласно ст. 7 Конституции, провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Выпускники учебных заведений, как граждане социального государства, тоже вправе рассчитывать на особую защиту со стороны государства. Тем не менее, по отношению к ним нередко допускаются нарушения трудового законодательства: перед приемом на работу им предлагают в течение нескольких месяцев пройти стажировку, при этом в лучшем случае заработную плату выплачивают не в полном размере, что, согласно ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации является формой принудительного труда, а в худшем они вообще работают без оплаты; в надежде на трудоустройство выпускники не настаивают на оформлении трудового договора, и если вдруг оказывается, что через определенное время они не прошли испытательный срок, то с ними прощаются без оформления трудовой книжки и оплаты труда; вместо трудового договора заключается гражданско-правовой договор, работа по которому существенно снижает уровень социальной защиты; выпускники могут оказаться участниками заемного либо дистанционного труда, то есть нетипичных трудовых отношений.
За защитой нарушенных прав выпускники обращаются редко, так как считают, что причиной является отсутствие у них опыта работы. В 2013 г. в Трудовой кодекс Российской Федерации внесен ряд изменений, направленных на повышение уровня социальной защиты выпускников учебных заведений. Статьей 64 ТК РФ предусмотрены основные гарантии при заключении трудового договора: запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора, какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.
Трудовой кодекс РФ в ст. 70 в качестве гарантии предусматривает, что для лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня, испытание при приеме на работу не устанавливается. Примером принятия в организации локальных нормативных актов, регулирующих гарантии молодым специалистам и их наставникам, могут быть положения о стажировке и наставничестве, которые уже приняты в отдельных организациях. Это позволяет реализовать основные задачи наставничества: оказание помощи стажеру в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами труда, передачи наставником личного опыта. Стажеру гарантируется оплата труда, а наставнику – надбавка за наставничество. Таким образом, можно усилить эффективность и производительность труда выпускников профессиональных учебных заведений и повысить уровень социальной защиты работников, являющихся трудовым потенциалом страны.
Список используемой литературы
1.Курсова О. А. Альтернативные формы применения труда: к вопросу о широкой трактовке сферы действия трудового законодательства / О. А. Курсова // Акт. проблемы трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников высш. учеб. заведений : сб. ст. всерос. науч.-практ. конф. – Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2013. – С. 219–224.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» :Федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 421-ФЗ // Собр. законодательства Рос.Федерации. – 2013. – № 52, ч. I. – Ст. 6986.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» :Федер. закон от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. – № 27. – Ст. 3477.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации :Федер. закон от 5 апр. 2013 г. № 60-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. – № 14. – Ст. 1668.
5.  О занятости населения в Российской Федерации : закон Рос. Федерации от 19 апр. 1991 г. № 1032-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 17. – Ст. 1915.
6.  О комплексе мер по модернизации общего образования Тюменской области в 2012 году : распоряжение правительства Тюмен. обл. от 13 февр. 2012 г. № 133-рп [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://law7.ru/tyumen (дата обращения: 11.11.2016).
7. Положение о наставничестве ОАО «Российские железные дороги» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.up-pro.ru/library/personnel_management/training/nastavnichestvo-rzd.html (дата обращения: 11.11.2016).