Программа по самообразованию «Творческая деятельность в кружке декоративно-прикладного творчества, как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Воротынского муниципального района
Нижегородской области
Программапо самообразованию
«Творческая деятельность в кружке декоративно-прикладного творчества, как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».
педагога дополнительного образования
Марковой Татьяны Викторовны
на 2012-2015
р.п.Воротынец
2015г.
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились, сколько бы ни знали, знанию и образованию нет ни грани, ни пределов.
Н.А. Рубакин
Пояснительная записка.
Новые социальные запросы, определяют цели образования как личностное, общекультурное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас.
Роль педагога повышается, кроме того, растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а яркие личности, способные работать творчески.
Обязательным условием формирования личности педагога является овладение исследовательскими навыками. Функции педагогической деятельности педагога дополнительного образования отражают как общее назначение педагога, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой дополнительного образования и современными требованиями к нему.
Современный педагог дополнительного образования является одновременно воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения собучающимися, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения  целей современного образования. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Актуальность темы
Наблюдения за эффективностью применения различных техник аппликации на занятиях в ДОУ, я заметила недостаточную степень развитости мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.  Обсуждения с коллегами в ДОУ и подтолкнули меня на мысль о необходимости использования творческих работ для поддержания интереса детей к ручному труду и как следствие развития мелкой моторики.  Ведь развитие  тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка,  свидетельствующий о функциональной зрелости коры головного мозга. Идея моего опыта - развивать мелкую моторику рук детей, совершенствовать их творческие и интеллектуальные способности с помощью выполнения творческих работ в кружке, а также использование игр на развитие мелкой моторики на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества «Росток».
Цель самообразования:
«Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций педагога с целью достижения положительной динамики в развитии мелкой моторики рук, через выполнение творческих работ в кружке».
Задачи:
Расширить и углубить свои знания в данной области.
Обобщить и проанализировать опыт работы других педагогов по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Внедрить в практику педагогической деятельности современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества дополнительного образования и развитие творческих способностей учащихся.
Активизировать работу по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, через выполнение творческих работ в кружке.
Продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся.
Разработать методические и дидактические материалы.
Совершенствовать систему мониторинга, по отслеживанию результатов освоения учащимися дополнительной образовательной программы.
Формировать опыт сотрудничества по данной теме.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет, общения с коллегами.
Срок реализации программы самообразования: с декабря 2012 года по декабрь 2015 года
Представление материала: открытые занятия, выступления из опыта работы на педагогических советах.
Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.
Основные этапы работы по теме самообразования:
Этапы Сроки Содержание деятельности
диагностический 2012 – 2013 учебный год Постановка проблемы, анализ и диагностика, изучение методической литературы по теме «Развитие мелкой моторики рек, средствами декоративно-прикладного творчества»
прогностический 2012 – 2013 учебный год Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.
практический 2013 – 2014 учебный год Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение передового практического опыта в практику своей деятельности. Формирование методического комплекса.
обобщающий 2014 – 2015 учебный год Подведение итогов, оформление результатов работы по теме.
внедренческий дальнейшая педагогическая деятельность Предусматривает использование опыта работы в своей деятельности и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.)
Предполагаемый результат
для педагога
Повысить знания по данной теме.
Повысить качество дополнительного образования.
Разработать дидактический материал по дополнительной общеразвивающей программе кружка декоративно-прикладного творчества «Росток».
Создать методические рекомендации по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, для родителей.
Обобщить опыт работы по исследуемой проблеме.
Создать и обеспечить постоянное действие персонального сайта.
Внедрить в учебно-воспитательный процесс образовательные технологии:
Технологию разноуровневого обучения;
технологию индивидуализации обучения;
игровые технологии;
ИКТ-технологии;
проектного обучения;
здоровьесберегающие технологии;
для учащихся:
Повысить качество ЗУН, уровень обученности учащихся.
Повысить творческую активность учащихся.
НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ
Профессиональное:
Знакомиться с нормативно-правовыми документами различного уровня по дополнительному образованию детей.
Знакомиться с новыми типовыми, модифицированными и авторскими общеразвивающими программами дополнительного образования детей по направлению декоративно-прикладное творчество.
Изучать новую литературу по дополнительному образованию детей и методике преподавания.
Пройти курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования, организованных в НИРО в 2015 г.
Пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию в 2015 г.
Продолжить работу по оформлению учебного кабинета дидактическим материалом и наглядными пособиями.
Подготовить учащихся к участию в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня.
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители уч-ся).
Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.
Опубликовывать материалы с опытом своей работы в различных изданиях и сети Интернет.
Внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии.
Создать комплект дидактики по предмету (схемы, технологические карты и т.д.).
Создать пакет разработок учебных занятий с применением информационных технологий.
Организовать работу с одарёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое:
Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.
Изучать современные психологические методики.
3. Создать пакет психолого-педагогических материалов для педагога дополнительного образования.
Методическое:
Совершенствовать знания современного содержания дополнительного образования детей.
Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания и Интернет.
Изучать опыт коллег по организации учебно-воспитательного процесса.
Изучать научно-методическую литературу по дополнительному образованию детей.
Проводить открытые уроки, мастер-классы для коллег ДДТ, педагогов ДОУ, родителей.
Принимать активное участие в работе методического объединения педагогов дополнительного образования района, в работе педагогического совета МБОУДДТ Воротынского муниципального района Нижегородской области.
Создавать пакет сценариев занятий и мастер-классов с применением информационных технологий.
Создать собственный УМК по дополнительной общеразвивающей программе кружка декоративно-прикладного творчества «Росток».
Создать копилку пальчиковых игр.
10. Создать собственный сайт.
11. Участвовать в Интернет-конкурсах.
12. Размещать методические разработки в интернет-ресурсах.
Формы представления результатов педагогической деятельности:
Проведение серии открытых занятий и последующим анализом.
Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.
Выпуск методической продукции.
Создание портфолио.
Творческий отчёт, обобщение педагогического опыта.
Представление результатов педагогической деятельности и выступление по обмену опытом на педагогическом совете и заседании методобъединения педагогов дополнительного образования района.
Результаты работы по теме самообразования разместить на собственном сайте.
План работы по самообразованию
2012 – 2015 г.
сроки Содержание деятельности результат
Определение темы самообразования, планирование системы работы
декабрь -январь
2012 г. Обзор в Интернете информации по направлению деятельности, педагогике, психологии, педагогики использованию в опыте работы педагогов дополнительного образования Обобщение и систематизация знаний
2012-2013 уч.г.
весь период Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы Составление картотеки информационных ресурсов
2012-2013 уч.г.
весь период Чтение и изучение периодических изданий:
- информационно-методический журнал «Дошкольное воспитание»;
- научно-методический журнал «Дополнительное образование и воспитание»;
- научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования»
- библиотечка для УДОД (приложение к журналу «Внешкольник»)
- Бюллетень-региональный опыт развития, воспитания и дополнительного образования;
- дополнительные образовательные программы (сборник программ); Пополнение картотеки, методической копилки
декабрь
2012 г. Накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию, анализ полученной информации, определение перспективы развития Обобщение и систематизация знаний
декабрь
2012 г. Разработка собственной программы по самообразованию Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования
Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
сентябрь 2014 Внесение изменений в дополнительную общеобразовательную программу кружка декоративно-прикладного творчества «Росток». Соответствие программы современным требованиям и содержанию деятельности
весь период Разработка УМК к дополнительной общеобразовательной программе кружка декоративно-прикладного творчества «Росток». Систематизация используемых материалов
весь период Разработка комплекта дидактического материала к учебным занятиям по программе Систематизация используемых материалов
весь период Создание копилки пальчиковых игр Систематизация используемых материалов
весь период Создание авторских разработок конспектов занятий, в том числе с применением ИКТ Систематизация используемых материалов
весь период Выбор диагностического инструментария к мониторингу результатов обучения и воспитания учащихся Систематизация используемых материалов
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
2013 – 2014 уч.гВнедрение современных образовательных технологий, форм и методов в образовательный процесс Повышение качества дополнительного образования по программе, активизация творческой активности учащихся
сентябрь – декабрь 2015 г. Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования, методических разработок занятий, массовых мероприятий с учащимися, дидактического материала, обобщения опыта работы Распространение опыта работы
декабрь 2015 Отчёт по теме самообразования Самоанализ деятельности
Участие в методической деятельности, распространение опыта работы
2014 – 2015 уч.гОформление и публикация учебно-методического материала в социальной сети работников образования Распространение опыта работы
март
2014г. Проведение семинара
для педагогов ДОУ по теме: «Почему важно развивать мелкую моторику?» Распространение опыта работы
ноябрь 2014г. Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования Распространение опыта работы
декабрь 2015г. Выступление на заседании педагогического совет «Творческая деятельность в кружке, как средство развития мелкой моторики рук». Распространение опыта работы
2013 – 2015 уч.гПроведение открытых занятий и мастер-классов для педагогов ДОУ и ДДТ Распространение опыта работы
2014 – 2015 уч.гОбобщение и оформление материалов в методическую копилку ДДТ (на сайте ДДТ) Распространение опыта работы
Повышение профессиональной компетентности
весь период Участие в работе методического объединения педагогов дополнительного образования Обмен опытом работы
весь период Обучение на методических семинарах педагогов дополнительного образования Приобретение новых знаний
весь период Взаимопосещение занятий коллег Обмен опытом работы
2013 – 2014 уч.г. Участие в профессиональных конкурсах на внутриучережденческом и муниципальном уровнях Повышение профессиональной компетентности
апрель 2015 г. Прохождение курсов профессиональной переподготовки Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение квалификации
декабрь 2015г. Аттестация на высшую квалификационную категорию Повышение профессиональной компетентности
Работа с учащимися
весь период Проведение учебных занятий и внеучебной деятельности с внедрением новых творческих работ Повышение активизации и результативности участия обучающихся во всех творческих конкурсах на всех уровнях
весь период Организация работы с одарёнными детьми. Участие в реализации программы Повышение результативности участия в конкурсах, фестивалях, смотрах детского творчества
ежегодно май Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления удовлетворённости качеством учебно-воспитательного процесса в кружке. по плану Организация индивидуальных мини-выставок учащихся, выставок семейного творчества Повышение мотивации к учебной деятельности
Оценка эффективности программы самообразования
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук;
уровень ЗУН учащихся;
уровень участия в смотрах, фестивалях, конкурсах;
степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
качество учебно-методического и технологического обеспечения;
качественное и количественное размещение информации на сайте педагога и других информационных источниках