План работы по самообразованию: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»





План работы по самообразованию


Тема:
«Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
воспитателя
Татарникова Е.Ю.
2015-2016г.
Направление: социально-личностное.
Образовательная область: социализация.
Цель: повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по формированию социально-правовых норм и правил поведения у детей старшего возраста.
Задачи:
- создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально – правовыми нормами и правилами поведения;
- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста;
- содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства своего мнения и навыков его проявления;
- оказание необходимой помощи семьям в вопросах правового воспитания детей, подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.
Работа с детьми.
Сентябрь.
1. "Что такое право?"
Познакомить детей с понятием “Право”. Воспитывать уважение к правам человека. Способствовать воспитанию правовой культуры.
2. "У каждого есть имя».
Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Имя, имена, фамилия, отчество, возраст.
Октябрь.
1."Семья – семь Я". Углубить представлениям детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи. Благополучие, дружная семья, родственники, любовь, забота, уважение, защита, обязанности, права.
2. "В гостях хорошо, а дома лучше". Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Дом, квартира, комнаты, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги.
Ноябрь.
1. "Кто где живет?". Ознакомление детей с разными странами и народами. Страна, народы, географическая карта, национальность, раса, вера, сходства, различия.
2. "Моя Родина". Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Страна, родина, Россия, россияне, столица, город, флаг, герб, территория.
Декабрь.
1. "Хочу или надо?" Развитие самостоятельности и ответственности, формирование навыков совместной деятельности. Помощь, поступок, забота, ухаживание, обида, прощение, дружба, друг, приветствие, сочувствие.
2. "Худо тому, кто добра не делает никому". Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного поведения и общения. Обида, ссора , плохой поступок, зло, добро, жадность, щедрость.
Январь.
1. "Чего в другом не любишь, того и сам не делай". Закрепление элементарных правил поведения в детском саду, формирование навыков вежливого обращения и поведения. Уважение, терпение, внимание, понимание, правила; добрый, вежливый, внимательный, отзывчивый, нежадный.
2. "Секреты вежливости". Ознакомление с правилами вежливого отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения. Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, вежливые слова, до свидания, здравствуйте и др.Февраль.
1. "Дети и взрослые ". Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик, старушка, возраст, помощь, забота.
2. "Жизнь дана на добрые дела". Воспитание доброжелательного отношения к людям. Уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела.
Март.
1. "Как дружить без ссоры". Формирование у детей навыков бесконфликтного поведения и общения. Добро, зло, обида, обман, наказание, переживание, расстраиваться.
2. "За свое постою, а чужое не возьму". Формирование представлений о собственности, личных вещах. Личные вещи, общие вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешения (красть).Апрель.
1. "Труд и отдых". Познакомить с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе Труд, работа, помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых.
2. "Грамоте учиться всегда пригодиться". Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Знание, обучение, образование, грамотный.
Май.
1. "Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок". Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками в общественных местах. Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимание, запрещено, смерть, травма.Диагностика уровня освоения детьми знаний и навыков
Работа с родителями.
Сентябрь.
Акция «Уроки семьи и семейных ценностей».
Октябрь.
Папка – передвижка «Права детей».
Ноябрь.
Анкетирование «Понимаете ли вы своего ребёнка?»
Декабрь.
«Поощрение и наказание» – восемь правил для взрослых.
Январь.
Консультация «Детская ложь, за и против».
Февраль.
Памятка «Жестокое обращение с детьми».
Март-Апрель.
Собрание «Умеем ли мы решать конфликты с детьми».
Май.
Анкетирование родителей. 
Самореализация.
Участие в системе методической работы в ДОУ.
Открытое занятие по теме, самоанализ занятия.
Изучение литературы:
1. Буркацкая А. Поощрение и наказание // Ребенок в детском саду. – 2007. - №5
2. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. – 2008. - №4
3. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.
4. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. – 2002. - №6.
6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.
7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, я имею право. М.: «Издательство Скрипорий2003», 2007.
8. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2007.