Рабочая программа по курсу Этика: Азбука добра


Муниципальное общеобразовательное учреждение обучающихся воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г.Нерюнгри»
«Утверждено»
Директор
МКОУС(К)ОШИ г.Нерюнгри
_________
Н.В.Семенкова
«____»__________20__г. «Согласовано»
зам.директора по ВР
_________
А.А.Степченко
«____»__________20__г. «Рассмотрено»
На заседание М.О.
Протокол №_____
«____»__________20__г.
Программа внеурочной деятельности «Этика Азбука Добра»
Социально-нравственной направленности, для детей 8-10 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Программу составила
воспитатель
Крутикова Ирина Александровна
Воспитатель категории в
соответствии занимаемой должности.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Примерная программа по внеурочной деятельности направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Данная рабочая программа во внеурочное время разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ и на основе следующих документов:
Федеральный закон РФ № 273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации»
Приказ № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант №1), разработанной Российским Государственным Педагогическим Университетом им. А.И. Герцена от 03 апреля 2015 года.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
СанПиН 4076-86 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии»
Положение о структуре, порядке разработки и утверждение рабочих программ педагогов от 01.06.2014
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
Патриотические чувства гражданина России;
Общечеловеческие ценности;
Личное нравственное самосовершенствование;
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
Развитие способности увидеть нравственную ситуацию;
Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило;
Оценка нравственных поступков.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей , накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений нравственного воспитания и развития : воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа предназначена для учащихся 2-4 классов;
Программа рассчитана на 1 год;
Форма организации занятий групповая;
Воспитатель проводит занятия во внеурочное время 4 раза в неделю.
Для реализации программы используются следующие методы:
Наглядный метод:
- показ презентации;
- проведение дидактических игр;
- экскурсий по городу, прогулки
- рассматривание иллюстраций и продукций;
Практический метод:
- проведение сюжетно-ролевых игр
- проведение игр малоподвижных
- конкурсы и викторины
- изготовление подделок
Метод словесный:
-чтение литературных произведений:
-ответы и вопросы;
- беседы, рассказ
Форма содержания работы
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости ; мотивация поведения, поступка т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).
Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом . Младшие школьники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
Формы и виды деятельности
Игровая;
Познавательная;
Сюжетно-ролевые игры;
Просмотр мультфильмов;
Посещение выставочных залов и музеев;
Конкурсы;
Посещение библиотек;
Праздники;
Общественно-полезные дела
Ожидаемые результаты освоения программы.
Личностные(приобретение школьником социальных знаний)
Обучающийся получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнет осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные эстетические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например , «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как ее изменить? », «Бывает ли так в реальной жизни? »)Метапредметные(формирование школьника к базовым ценностям нашего общества в реальности )
Обучающийся научится или получит возможность иметь и выражать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относится к другим мнениям.
Обучающийся научится работать коллективно или в группах, парах, а так же с заданиями на выбор альтернативного решения.Обучающийся научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Предметные результаты(приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия)
Обучающийся выучит:
- правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать своё поведение.
- основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности.
- правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
- слова вежливости.
- основные правила общения, правила работы в группе.
Обучающийся получит возможность научится:
- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости.
-применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах.
- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников.
- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относится к вещам, созданным трудом других людей.
- работать в паре и в группе.
- проявлять доброе, терпимое отношение к людям, уважение к родителям, близким.
- культурно выражать свои эмоции в совместной работе.
- ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.
В результате прохождения программного материала к концу года обучающиеся должны знать:
Усвоение правил поведения в образовательном учреждении дома , на улице, в общественных местах, на природе.
Общечеловеческие ценности.
Основные понятия добро и зло
Уметь:
-Уважительно относиться к родителям, младшим ,сверстникам
-Различать хорошие и плохие поступки
- Выполнять основные моральные нормы
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯу обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно :Личностные универсальные учебные действия;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков так и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение ;-развитие этических чувств- стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-понимание чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные универсальные учебные действия;
-адекватно использовать коммуникативные , прежде всего речевые, средства для решения различных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Календарно-тематическое планирование
№ Наименование раздела и тем занятий Кол-во часов Теоретичес-
кие занятия Практические занятия Дата
I. Школьный этикет
1 Правила поведения в школе. Взаимоотношения со взрослыми, сверстниками. 12
3 2 1 2 Перемена с увлечением. Правила поведения на перемене с пользой для себя и окружающих 3 2. 1 3 Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять 2 1 1 4 Взаимопомощь: учёба и труд 2 1 1 5 Школьное имущество надо беречь 2 1 1 II. Правила общения 6 Добрый день. Здравствуйте. 2 1 1 7 По стране вежливых слов 3 1 2 8 Поговорим о доброте 3 2 1 9 Без друга в жизни туго 2 1 2 10 Порадовать близких – как это просто! 2 1 1 11 Можно и не ссориться 2 1 1 12 Идем в гости 3 1 1 13 Что тебе подарить 3 2 1 14 Поход в магазин 2 1 1 15 Не обижайте малышей 2 1 1 16 Наедине с природой 3 2 1 17 Большое значение маленьких радостей 2 1 1 18 Этикет познавая, дружно, весело играем! 3 2 1 19 Время надо беречь 2 1 1 20 Слово лечит, слово ранит 2 1 1 21 Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). Преодоление ссор, драк, признание своей вины. 3 1 2 III. О трудолюбии 22 Твой труд дома 3 1 2 23 Учись учиться 2 1 1
24 Ответственность 2 1 1
25 Труд кормит, а лень портит 3 2 1 26 Как организовать свой труд 3 2 1 27 Даже будни может труд сделать праздничными днями 2 1 1 28 Цена ломтика 2 1 1 29 Профессии людей 3 1 2 IV. Культура внешнего вида 30 Уход за своими вещами 3 1 2 31 Одежда будничная и праздничная 2 1 1 32 По одёжке встречают 2 1 1 34 Есть обычай у ребят – гигиену соблюдать 3 1 2 V. Внешкольный этикет 35 Разговор по телефону 2 1 1 36 Поведение в гостях 2 1 1 37 Я пишу письмо. Правила написания письма. 2 1 1 38 Правила безопасности при общении с животными 2 1 1 39 Поведение на природе. Экскурсия в парк. 3 1 2 40 Я в роли прохожего. Путь от дома до школы. Правила поведения на улице, дорогах, перекрестках 3 1 2 41 Правила безопасного поведения на природе 3 2 1 42 Где добрые люди там беды не будет 2 1 1 43 Мы маленькие дети на большой планете 1 1 44 Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом 2 1 1 45 Доброе дело делает смело 2 1 1 46 Любую болезнь лечит доброе дело 2 1 1 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Задачи:
-воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения в школе, дома, в общественных местах;
воспитание морально-волевых качеств;
Предполагаемый результат деятельности:
-знание основных моральных нормативов и ориентация на их выполнение уважение, справедливости, доброжелательности. Правила поведения в школе в общественных местах.
Мероприятия: Игры на развитие внимания, памяти и воображения наблюдательности, эмоциональные игры «Хочу и нельзя». Беседы «Я и другие», «Хочу быть щедрым», «Я и мое поведение», «Правила поведения в школе». Мини зарисовки.
Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значение в установление добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим, добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Задачи:
- формирование первоначальных представлений о моральных нормах, правилах нравственного поведения, об эстетических нормах , взаимоотношениях в семье между поколениями, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
-воспитывать уважение и доброжелательность к другим
-формирование дружеских отношений к игре.
Предполагаемый результат деятельности:
- активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых слов».
-сформировано доброе отношение к окружающим.
-сформировано правило коллективных игр, позволяющих играть дружно без конфликтов.
Мероприятия:
-Беседы «Нужно ли быть вежливым?», «Без друга в жизни туго», «Хорошо ли обижаться?», с/р игра «Семья», «Магазин», «Строитель», «Конкурс рисунков», «Ко мой друг», конкурс «Если с другом вышел в путь».
Универсальные учебные действия:
Использовать в речи слова вежливости.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предложение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии(формирование трудовых навыков)
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учение и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Задачи:
-подготовка учащихся к самостоятельной жизни
- формирование трудовых навыков и умений
- воспитание культуры и труда
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано правильное отношение к труду
-сформировано представление об ответственности за выполненную работу
Мероприятия: Беседы: «Твой труд дома», «Труд кормит, а лень портит», «Как организовать свой труд».
Игры: с/р игра «Строитель», «Больница», «Я санитар», «Я цветовод», Рисунки к пословицам о труде, «Викторина».
Универсальные учебные действия:
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значения для здоровья, уважение окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Задачи:
-формирование культуры внешнего вида
-воспитание заботы о содержании личных вещей порядке
-формирование у детей правила опрятности, оценивать внешнего вида человека.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано культура внешнего вида, видеть неполадки в одежде не только у себя, но и у других
-сформировано представление о том, что личные вещи должны содержаться в порядке.
-сформировано представление о том, что человек должен быть опрятен, аккуратен и соответствовать ситуации.
Мероприятия: Беседы «Есть обычай у ребят гигиену соблюдать», «По одежке встречают». «Уход за своими вещами». Игры: Кто быстрее сложит вещи. Каждой вещи свое место и т.д.
Внешкольный этикет (формирование вежливого отношения к людям в разных жизненных ситуациях)
Задачи:
-формирование представлений о правилах вежливости в общении с ближайшим окружением.
-формирование доброжелательного тона в общении
-соблюдение правил поведения в общественных местах
Предполагаемый результат деятельности:
- сформировано представление о правилах вежливости в общении с одноклассниками, взрослыми, друзьями и т.д.
-сформирован доброжелательный тон в общении с близкими, родными.
-сформировано представление о том, что в общественных местах, соблюдать правила поведения, не мешать другим, соблюдать очередь, обращаться к взрослым на «Вы».
Мероприятия: Беседы : «Поведение в гостях», «поведение на природе», с/р игры «Я пишу письмо», «Экскурсия в парк», «Экскурсии в театр», «Поход в магазин», ответы-вопросы, зарисовки.
Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с художественной литературой. Это позволяет заинтересовать ребенка и довести его до сознания представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия. В реальной жизни все это скрыто от внимания ребенка, а работа с художественными произведениями позволит педагогу использовать образы в целях развития личностного значимого поведения.
В процессе освоения материалов курса обучающийся получает знания о взаимоотношениях с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности.
Знакомясь с содержанием пословиц о добре, труде и учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок и других произведений художественной литературы , их инсценировка- все это нацелено на воспитание начальных этических представлений учащихся (понятия добра и зла , значение вежливых слов, правила поведения и их мотивация), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий , носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, проверять, уточнять и формировать начальные нравственные представления. Кроме того , она знакомит учащихся с нравственными понятиями (например , «Что такое добрый поступок ?» , «Какой нравственный выбор сделал герой?»).
Для овладения метапредметными навыками (сравнение, анализ , синтез обобщение), классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей).
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий(ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, выражения своего мнения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы открытого типа, например «Почему », «Как?» , которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение сверстников, работать коллективно или в группах, парах. Также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и т.д.
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся воспитанников , способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
пользовать различные способы поиска информации.
Литература
Для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373)
Воспитание школьников. № 6 – М., 2004 г .(42)
Воспитание школьников. № 2 – М., 2006 г. (46)
Воспитание школьников. № 6 – М., 2007 г. (30)
Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1989 г. (89)
Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классыДидактические материалыДемонстрационные картинки с изображением профессий
Демонстрационные картинки и плакаты по правилам дорожного движения
Наборы сюжетных картинокДля обучающихсяАндреев Ф. В. Золотая книга этикета. М. — «Вече», 2004.
Барто А.Л. «В театре».
Волков А. М. Волшебник Изумрудного города / Худож. М. Светланов. — Т.: Укитувчи. 1989.
Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З. Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М.: Правда,1985.
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный».
Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо».
Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной / Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М.: Правда,1985.
Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. Возраста / Худож. А. Момуналиев. — Ф.: Адабият, 1990.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000.
Осеева В.А. «Волшебное слово».
Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4–5 лет: в 2 ч. — М.: Эксмо, 2010
Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». М. — Просвещение, 2000.
Титкова Т.В. Как принимать гостей. — Издательская группа АСТ., 2004.
Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
Толстой Л.Н. Волк и собака.
Чуковский К. И. «Федорино горе».
Чуковский К.И. «Мойдодыр».
Чуковский К.И. «Телефон».
Чуковский К.И. «Краденое солнце».
Шалаева Г.П. Как себя вести? — Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. — Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя дома. — Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. — Издательская группа АСТ., 2010.