Рабочая программа курса «Этика: азбука добра» по внеурочной деятельности


Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Этика: азбука добра» составлена на основе нормативной базы:
Закона РФ «Об образовании»;
Устава школы;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;Авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова;
Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Пособия для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 г.;
Направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
патриотические чувства гражданина России;
гражданская идентификация;
общечеловеческие ценности;
поликультурный мир;
личное нравственное самосовершенствование.
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Цель программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы внеурочной деятельности «Азбука добра»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
Во втором классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, но уже понимают для себя школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком необходимого уровня результатов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/пДата Тема Содержание Терит.
часть
Практич.
часть
1 07.09. Мы пришли на урок. Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. 1 2 14.09. Правила поведения на уроке Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок 1 3 21.09. Зачем нужны перемены? Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений 1 4 28.09. Правила поведения на перемене Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. 1
5 05.10. Мы – в школьной столовой. Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой. 1
6 12.10. Правила поведения в столовой Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале. 1
7. 19.10. Как быть прилежным и старательным. Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. 1 8 26.10. Зачем нужны «вежливые» слова Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра 1 9 02.11. Доброжелательность Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок 1 10 16.11. Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами 1 11 23.11. Общение по телефону Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ 1 12 30.11. Мой учитель. Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок 0,5 0,5
13 07.12. Общение со взрослыми Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем 1
14 14.12. Добро и зло. Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев. 1
15 21.12. Думай о других: сочувствие – как его выразить? Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. 0,5 0,5
16 28.12. Эмоции. Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. 0,5 0,5
17 11.01. Наши имена. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. 0,5 0,5
18 18.01. Моя семья. Конкурс рисунков. Дидактическая игра 0,5 0,5
19 25.01. Старательность - помощник в учебе Чтение и обсуждение отрывков детских книг 1 20 01.02. Старательность - помощник в учебе Чтение и обсуждение отрывков детских книг 1
21 08.02. Как мы трудимся: в школе и дома. Конкурс рассказов. 1
22 15.02. Как мы трудимся: в школе и дома. Дидактическая игра. 1 23 22.02. Бережливость: каждой вещи своё место Наведение порядка в дневнике, портфеле. 1
24 01.03. Бережливость: каждой вещи своё место Наведение порядка в кабинете. 1 25 15.03. Основные правила Мойдодыра. Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» 1 26 22.03. Основные правила Мойдодыра. Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» 1 27 05.04. Учимся не болеть. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. 1 28 12.04. Каждой вещи свое место. Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры. 1
29 19.04. Правила поведения на улице. Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. 1
30 26.04. Правила поведения в транспорте. Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. 1
31 03.05. Правила поведения в гостях. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации 32 10.05. «Спасибо» и «пожалуйста». Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. 1
33,34 17.05.
24.05. « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» Проведение и организация итогового мероприятия. 1 1
По плану: 34 часа. По факту:34 часа.