Образовательная программа Фантазии из ленточек


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
муниципального района Мелеузовский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании Утверждаю
методического совета Директор МБОУ ДО ДДЮТ
МБОУ ДО ДДЮТ ____________ Р.Р. Якиев Протокол №1 от __.09.2016г. Приказ №___ от ____.09.2016г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"Фантазии из ленточек"
объединения "Волшебная лента"

Рассчитана на детей 8-16 лет
Срок реализации – 1 год
Программу составила: педагог дополнительного образования
Сидорова Е.А. Программы составила
Мелеуз, 2016 год
Пояснительная записка
Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к таким выдам рукоделия как вышивка лентами , канзаши, цветы из лент и ткани.
Искусство - важнейшее средство приобщения человека к духовным и общечеловеческим ценностям. Художественная деятельность, приобщение детей к миру природы, ее красоте и неповторимости, к изучению и осмыслению народного декоративно-прикладного творчества имеет преобразовательный аспект - творит в каждом человека. В современных социально-экономических условиях художественно-эстетическое образование детей остается одной из актуальных проблем. Ее призвана решить программа дополнительного образования «Фантазии из лент», исходя из значимости народного искусства.
Рукоделием называют искусство изготовления изделий из различных материалов. Оно имеет богатую многовековую историю, отражающую древнейшую отрасль деятельности человека, его материальной культуры, собравшую воедино опыт и навыки приемов работы с материалами, дошедших до настоящих времен.
" Силк риббон" - так называется тип вышивки которая выполняется лентами. Это искусство зародилось во Франции в 18 веке, когда ленты были неотъемлемой деталью нарядов знати верхушки буржуазии и использовались как элементы убранства интерьера.
Другим видом работы с лентами, является техника “канзаши”. Канзаши – это украшения для волос, используемые в традиционных японских прическах. В настоящее время интерес к этому виду рукоделия возрождается вновь. Изделиями из лент можно украшать различные заколки, ободки, прически девушек и многое другое. Помимо всего прочего, занятие лентами развивает художественный вкус, приучает к аккуратности, воспитывает терпение.
На занятиях широко применяются наглядные пособия, образцы, книги, шаблоны, рисунки, демонстрация готовых изделий. Программой определен индивидуальный подход к детям.
Новизной в программе является, технологии, материалы и инструменты используемые в процессе работы не получившие широкого распространения.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию развития рукоделия и обучает детей модным в данный период искусствам работы с лентами.Программа «Фантазии из лент»» предполагает развитие у ребенка любознательности, интереса к изготовлению предметов интерьера, сувенирной продукции, украшений для волос и одежды своими руками. У ребенка развивается самостоятельность, трудолюбие на начальном этапе обучения через репродуктивное копирование готовых изделий – сувениров и как результат освоения программы - развитие творчества у детей через творческую и поисковую деятельность, умение пользоваться справочной и специализированной литературой, библиотекой и интернетом, а создание индивидуальных творческих проектов формирует у детей дизайнерское мышление.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том что, предполагает индивидуальную работу с детьми, учитывая возрастные и физиологические особенности детей и личностно-ориентированный подход педагога по подбору материала программы и различных видов деятельности для детей возраста 8-16 лет лет в зависимости от развития и способностей ребенка.  Программа знакомит детей с новыми современными материалами и технологиями в изготовлении декоративных цветов.Изготовление декоративных цветов является одним из видов декоративно-прикладного искусства, которое в свою очередь помогает формировать и развивать познавательный интерес, культуру личности, раскрывает творческие способности детей.
Цель программы: освоение детьми техники безопасности при работе с инструментами, оборудованием; обучение различным техникам работы с лентами, составлению и выполнению композиций, изготовление изделий с применением различных материалов, ознакомление детей с технологией изготовления декоративных цветов, желание самосовершенствоваться в творческой деятельности.Задачи реализации программы: Образовательные задачи:• обучить детей вышивке и изготавливать декоративные цветы из ткани, лент;• познакомить с основными понятиями и терминами;• научить пользоваться необходимыми инструментами для изготовления и оформления различных видов цветов; Развивающие задачи:• развить индивидуальные способности: самостоятельность трудолюбие, способность к восприятию новых знаний.  Воспитательные задачи:• воспитать способность видеть и воспринимать прекрасное, прилежание и тщательность в работе, аккуратность, опрятность;• воспитать уважительное отношение к товарищам по творчеству и их труду.Отличительная особенность программы «Фантазии из лент» является вариативность - детям дается право выбора изделия, техники его выполнения, материалов и технологий, что очень важно для ребенка 8– 16 лет. Такой подход рассчитан на большую эффективность обучения, заинтересованность детей в приобретении широкого круга разнообразных знаний и навыков по цветоделию из лент.Возраст детей. Программа рассчитана на детей 8-16 лет. Она предполагает индивидуальную работу и работу с подгруппами детей; учитывает возрастные и физиологические особенности детей и личностно-ориентированный подход педагога к подбору материала программы и различных видов деятельности.
Программа рассчитана на 144 часа по 2 часа два раза в неделю. Прохождение программы индивидуальное, по выбору самого ребенка, оптимальное количество детей на занятии 10-12 человек Набор в группы - свободный, он основан на желании детей заниматься данными видами творчества, изготовлением различных сувениров – изделий, украшений и предметов для дома своими руками.
Режим занятий: -1 группа 4 часа( 2 раза по 2 часа);
- ограниченный возможности 2 часа.
Программа построена по дидактическому принципу «от простого к сложному», «от абстрактного к конкретному» в зоне ближайшего и актуального развития. Это поэтапное усложнение как техники изготовления, так и изделий. Репродуктивное копирование изделия, выполненного уже кем-то из детей, настраивает ребенка на положительный результат. Несложность выполняемых заданий по изготовлению декоративного цветка на начальном этапе обучения и плавный переход от одной техники к другой с использованием различных материалов создают ситуацию успеха, у ребенка проявляется стимул к дальнейшей работе. Несколько занятий, и ребенок уже не хочет копировать чье-то изделие, а создает свою авторскую работу.
В процессе обучения предусмотрен ряд диагностических мероприятий:
-наблюдения во время работы;
-различные тесты;
-викторины;
-выставки поделок внутри творческого объединения.
К концу года обучения учащиеся:имеют обобщенные представления:*об основных способах, материалах, инструментах, приспособлениях используемых в вышивке и канзаши;*об истории цветочного рукоделия, о декоративных цветах, как украшение;*о дизайне цветочных изделий и основах композиции;*о сочетаемости цветов в цветоделии;*об общей последовательности выполнения цветов; *о факторах, определяющих художественную ценность;*о понятии дизайн.Учащиеся знают:*правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами и материалами (иглами, шилом, ножницами, проволокой); *правила техники безопасности при работе с электроприборами (выжигателем, паяльником)*знать основные понятия и термины в изготовление декоративных цветов.*элементарные основы рисования. Цветосочетание в композиции.*основные технологии изготовления цветов;*названия цветов и их характерные свойства.*свойства материалов, специфику обработки и подготовки к работе.*составные части дизайна.Учащиеся умеют: *пользоваться инструментами и материалами; *четко сформулировать последовательность выполнения того или иного цветка, а также выполнить его;*построить симметрическую и асимметричную композицию. Соединить в единое целое несколько разнородных цветов, в основе которых лежит идея.*подбирать цветовую гамму цветка.*изготовить и оформить сувениры из цветов (маленькие букетики, броши).*выполнить творческую работу по собственному замыслу.*производить приблизительный экономический расчет стоимости изготовленного цветка.
В конце учебного года в качестве формы итоговой аттестации будет проведена выставка работ участников объединения.


Учебно-тематический план
№ п/пТема Общ. кол. часов ТеорПракт. Планируемые результаты Форма аттестации: зачет, контр. работа, выставка, конкурс
1 Набор учащихся. Вводные беседы. Ознакомление с видами работ из лент. Техника безопасности. 4 4 Задачи работы учебной группы, организация рабочего времени, знакомство с изделиями. 2 Цветы из лент - канзаши. Изучение базовых лепестков. Острый и круглый лепесток. 2 1 1 Выполнение броши применяя изученные лепестки. 3 Острый лепесток с завитком. 2 1 1 Выполнение острого лепестка с завитком. 4 Двойной острый лепесток . изготовление украшения. 2 1 1 Изготовление украшения применяя изученные лепестки. 5 Острый с двумя углами. Изготовление цветка. 2 1 1 Сборка украшения. 6 Зефирный круглый лепесток. 2 1 1 Выполнение 10 лепестков и их сборка. 7 Острый вывернутый. Острый листок. Изготовление композиции "Тюльпаны" 2 1 1 Выполнение 3-х
тюльпанов и семи листочков . Сборка букета. 8 Бантик(двойной). 2 1 1 Выполнение банта собирая отрезки ленты 2шт. по 9 см, 2 по 10 см, 4 по 21 см. 9 Острый двойной и тройной лепесток. 2 1 1 Сборка цветка применяя изученные лепестки. 10 Роза из сложенной ленты. 2 1 1 Сборка цветка осуществляется на нить, лепестки располагаются в внахлест. 11 Вышивка лентами."Букет". Ленточный стежок. Роза паутинка. Ромашка и "французский узелок".Стебли и листочки. 8 1 7 Научиться базовым стежкам из лент. Выполнение вышивки. 12 "Бабочка" - канзаши. 2 1 1 Изготовление бабочки из изученных лепестков. 13 Пышный бант . Круглый лепесток с двумя спиральками. 2 1 1 Изготовление пышного банта. 14 Острый лепесток с двумя углами и завитком. 2 1 1 Выполнений лепестков и сборка цветка. 15 Круглый присборенный лепесток. 2 1 1 Сборка лепестков на нить. 16 Острый лепесток с тремя внутренними острыми. 2 1 1 Выполнение лепестка и сборка композиции с применением полученных знаний. 17 Бант из ленты 2.5 см. 2 1 1 Сборка нескольких отрезков в единый бант. 18 Мак 2 1 1 Поэтапное выполнение: подготовка лепестков, изготовление коробочки мака и сборка. 19 Изготовление подарка на День матери 2 1 1 Творческое задание, выполнение подарка под руководством педагога. 20 Чайная роза. 2 1 1 Лента собирается на нитку по схеме, а потом формируется цветок. 21 Изготовление шкатулки украшенной цветами из лент. 2 1 1 Из бобины от скотча изготавливается шкатулки и украшается цветами. 22 Елочка. 6 1 5 Выполнение работы применяя полученные знания , под руководством педагога. 23 Ангел. 4 1 3 Выполнение работы применяя полученные знания , под руководством педагога. 24 Елочные украшения. 4 1 3 Изготовление елочных украшений, применяя изученные лепестки. 25 Участие в конкурсах посвященных Новому году. 2 1 1 Подготовка работ, стенгазет. 26 Брошка "Елочка" . 2 1 1 Выполнение применяя острые или круглые присборенные лепестки канзаши. 27 Рождественская тематика. участие в мероприятиях в новогодние каникулы. 4 2 2 Творческая работа. 28 Вышивка "Букет полевых цветов" 8 1 7 Изучение новых стежков и применение изученных. 30 Насекомые из лент. 2 1 Дети выбирают из предложенных вариантов и работают применяя изученные лепестки. 31 Выполнение панно. 6 1 5 Делается зарисовка композиции, а потом воплощается в панно. 32 Украшения для волос. Беседа и практические занятия. 4 1 3 Выполнение украшений для волос под руководством педагога. 33 Первые весенние цветы. 4 1 3 Составление композиции. И выполнение применяя полученные знания 34 Ободок из роз. 8 1 7 Подготовка роз выполненных из лент, и сборка их на ободок. 35 Интерьерные украшения. Подхваты для штор. 2 1 1 Выполнение украшения. Самостоятельный подбор цвета и композиции, по контролем педагога. 36 Вышивка "Нарциссы" 6 1 5 Нанесение схемы на канву. Выполнение вышивки. 37 Цветочные композиции 8 1 7 Беседа о составлении композиции, подборе цвета. Выполнение работы. 38 Изготовление брошей к 9 мая. 2 1 1 Применение полученных знаний. Творческое задание. 39 Изготовление сувениров, подарков, подготовка к выставкам. 2 2 Творческая работа на выбор учеников. Содержание изучаемого курса
1.Тема: "Ленты один из видов украшения одежды и различных вещей". Правила поведения на занятиях, режим работы. Демонстрация работ на мини выставке работ объединения. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и изготовлении цветов. История возникновения вышивки лентами и канзаши.
2. Тема: "Цветы из лент - канзаши".
Изучение базовых лепестков. Острый и круглый лепесток. Техника их выполнения и сборки.
3. Тема: " Острый лепесток и его разновидности".
Острый лепесток с завитком. Двойной острый лепесток. Острый с двумя углами. Изучение техники выполнение. Изготовление украшения с применением этих лепестков.
4. Тема: "Зефирный круглый лепесток".
Используя уже изученный круглый лепесток выполняем зефирный лепесток. Для броши потребуется 10 лепестков , которые нужно собрать на нитку и приклеить на основу.
5. Тема: Композиции "Тюльпаны".
Выполнение 3-х тюльпанов и семи листочков . Сборка букета.
6. Тема:" Бантик"(двойной).
Бант, отрезки ленты нарезаются 2шт. по 9 см, 2 по 10 см, 4 по 21 см собираются на нить
7.Тема: "Острый двойной и тройной лепестки".
Нарезка квадратов 5 на 5 см. Выполнение лепестков по образцу. Сборка цветов на нить. Формирование цветка.
8. Тема: "Роза".
Цветок выполняется из отрезков ленты 5 на 10 см. Лента складывается по образцу. В первом ряду 7 лепестков собираются на нить и соединяются в круг. во втором 6 , в третьем 4 и 1 лепесток присоединяется при сборке в круг.
9. Тема: Вышивка лентами- "Букет".
Подготовка необходимых материалов для работы. Изучение и выполнение базовых швов таких как "ленточный стежок", шов петля, выполнение розы "паутинки", французский узелок. Формирование композиции в букет. Оформление работы.
10. Тема: "Бабочка" - канзаши.
Изготовление бабочка применяя изученные лепестки - острый, острый двойной круглый.
11. Тема: "Пышный бант".
Выполняется с применением круглого лепестка с двумя спиральками. Сборка осуществляется по схеме.
12. Тема: " Острый лепесток с двумя углами и завитком".
Нарезка квадратов. Подготовка ленты. Выполнение работы по схеме. Сборка лепестков на нить. Цветок приклеивается на основу.
13. Тема: "Бант"- из ленты 2,5 см.
Лента нарезается, края опаливаются. Бант собирается по схеме. Крепление по выбору учеников это может быть ободок, резинка, заколка.
14. Тема: "Мак".
Вырезаются лепестки по шаблону мака, выполняется коробочка и листья. Собирается цветок. Бутон выполняется из лепестков таких же как и сам цветок.
15. Тема: "Подарок для мамы".
Выполнение творческого задания под руководством педагога. Ученики изготовляют работу применяя полученные знания.
16.Тема: "Чайная роза".
Лента нарезается на отрезки необходимой длины, которые складываются по образцу и собираются в цветок.
17.Тема: " Шкатулка украшенная цветами из лент".
Из бобины от скотча изготавливается шкатулка, которая обклеивается лентой или тканью и украшается цветами.
18. Тема: Подготовка к Новому году.
Изготовление "Елочки", "Ангела", "Елочных шаров" применяя изученные техники сложения лепестков.
Участие в конкурсе стенгазет.
19. Тема: Рождественская тематика.
Участие в мероприятиях в новогодние каникулы. Творческая работа.
20. Тема: Вышивка "Букет полевых цветов".
Изучение новых стежков и применение изученных. Выполнение новых цветов , клубники.
21. Тема: Насекомые из лент.
Дети выбирают из предложенных вариантов насекомых и работают применяя изученные техники сложения. В работе сочетаются разные материалы бисер, бусины, проволока.
22. Тема: Панно.
Делается зарисовка композиции, подбираются материалы. Панно выполняется применяя изученные техники.
23. Тема: Украшения для волос. Беседа и практические занятия.
Рассказ о видах украшений для волос, немного истории. Выполнение выбранного украшения.
24.Тема: "Первые весенние цветы."
Разговор о первых цветах, об их видах, об их цвете, о технике выполнения из лент. Демонстрация наглядности. Составление композиции. И выполнение применяя полученные знания.

25. Тема: Ободок украшенный розами.
Ленты подбираются, нарезаются на квадратики , два угла у каждого квадрата срезаются и опаливается лепесток над огнем. На одну розу понадобится 25-30 лепестков, зависит от плотности сборки. Для каждой розы делаются 3 листочка. После этого композиции собирается на ободок.
26. Тема: Интерьерные украшения. Подхваты для штор.
Выполнение украшения. Самостоятельный подбор цвета и композиции, по контролем педагога.
27.Тема: "Нарциссы".
Подбор лент. Выполнение работы по схеме.
28. Тема: Цветочные композиции.
Беседа о составлении композиции , подборе цвета. Ленты нарезаются на квадраты над огнем лепесткам придается форма, и собираются в цветы. Выполняются листики. Собирается композиция.
30. Тема: Изготовление брошей к 9 мая.
Применение полученных знаний. Творческое задание.

31.Тема: Изготовление сувениров, подарков, подготовка к выставкам.
Методическое обеспечение образовательной программы
Методы реализации программы. Наглядный метод. Это показ образца , демонстрация техники выполнения, всевозможные схемы, иллюстрации с изображением изделий. Этот метод помогает привлечь внимание детей , заинтересовать их перспективой дальнейшей работы над ним. Словесный метод. Объяснение, разъяснение последовательности,техники выполнения и применения к различным видам работ. Беседы о декоративно - прикладном искусстве России. Различные инструктажи. Словесный метод помогает педагогу снять у ребёнка зажатость, страх перед предстоящей работой, нацелить на положительный результат Метод исследовательской работы. Это самостоятельное просматривание, прочтение и изучение на занятиях различной справочной литературы, сравнение, выводы – это исследовательская работа детей, работа над индивидуальными творческими проектами, постепенно формируя у детей дизайнерское мышление. Это могут быть книги по различным видам декоративно – прикладного искусства, журналы по искусствоведению, книги по истории. Метод исследовательской работы помогает педагогу воспитывать в детях вдумчивость, самостоятельность, способность применять полученные знания и умения на практике.  Практический метод. Выполнение практических упражнений. Практический метод помогает детям применить свои теоретические знания и умения в технике и технологии выполнения различных видов цветов, закрепляет знания и умения, вырабатывает у ребенка устойчивые навыки.  Метод контроля. Метод личной диагностики позволяет педагогу отслеживать стабильность посещения знаний, заинтересованности и удовлетворенности детей и родителей на основе анкетирования и собеседования. Первичный контроль помогает педагогу выявить знания, умения навыки учеников на начальном этапе обученияОсновной контроль позволяет поэтапно отслеживать усвоения детьми программы и помогает педагогу скорректировать программу для каждогоребёнка в отдельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности. Итоговый контроль помогает педагогу отслеживать результативность учащихся по образовательной программе и участию в выставках.
Условия и средства реализации программы.Специально оборудованный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиенический требованиями и эргономическим подходом. Помещение для занятий рукоделием должно иметь хорошее, качественное освещение (желательно лампы дневного света).Программа может быть реализована при наличии минимального набора инструментов и материалов:( Клей, ленты, ткань, ножницы, проволока, свечка, игла, нить).
Формы подведения итогов реализации образовательной программы Критерии оценки уровня знаний, умений и навыков по программе1. Работа с тканью, лентами.- правильно и экономно располагать шаблоны;- аккуратно и правильно вырезать детали;- выполнять работу четко и быстро;- уметь правильно обрабатывать ткань желатином (подготавливать к работе).2. Работа с инструментами.- соблюдает технику безопасности при работе с острыми, режущими и горячими инструментами, электроприборами;- правильно выбирать нужные для обработки инструменты, и пользоваться ими четко и правильно;- уметь пользоваться схемами при обработке деталей.3. Качество сборки и оформления изделий.- соблюдать последовательность и аккуратность при сборке изделия;- соблюдать последовательность и аккуратность при сборке букета, панно, композиции;- оценка качества выполненной работы в целом.4. Творчество, фантазия, креативность.- проявлять нестандартный подход к изготовлению изделий, вносить изменения, улучающие их внешний вид;- самостоятельно подбирать цветовую гамму изделия, композиции;- проявлять активность, инициативность, желание экспериментировать;- проявлять выдумку и фантазию при изготовлении панно и композиций.6. Знание основных биологических особенностей цветов. - знать название изученных цветов;- знать морфологические и биологические особенности изученных цветов, их экологию, значение для человека;- знать правила и владеет навыками составления композиций и аранжировок из цветов.7. Знание последовательности технологического процесса.- знать название специальных инструментов;- знать название и последовательность технологических операций;- уметь объяснять правила обработки и сборки изделия.8. Организация рабочего места.- поддерживать порядок на рабочем месте во время занятий и наводить порядок по окончании работы.
Список литературы для педагога
1. Вышивка лентами/ Пер. с анг. – М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2013;
2. Вышитые цветы/ Пер. с анг. – М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2012;
3. Деборо Хенри. Цветочные фантазии из лент. - М.: Мой мир, 2011;
4. Максимук, А.М. Предметы интерьера, сувениры и украшения [Текст] / А.М.Максимук. - Р- н- Д.: ФЕНИКС, 2011.- 208 с.;
5. Чернова А.Г., Чернова Е.В. «Искусство вышивки лентами». Ростов н/Д.: Феникс, 2011.;
6. Писарева, Е.С. Цветы для девочек [Текст] / Е.С. Писарева. – М.: Издательство АСТ Олимп Премьера, 2015.- 192 с.;
7. Чибрикова, О. Прикольные подарки к любому празднику [Текст] / О. Чибрикова.- М.: ЭКСМО, 2013.- 64 с.;
9. Чиотти Донателла. Украшения из шелковых лент. – Москва. Изд-во Мир книги, 2012.
Список литературы для детей
1. Вышивка лентами/ Пер. с анг. – М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2013;
2. Деборо Хенри. Цветочные фантазии из лент. - М.: Мой мир, 2011;
3. Чиотти Донателла. Украшения из шелковых лент. – Москва. Изд-во Мир книги, 2012.
Ссылки на интернет ресурсы:
1. http://stranamasterov.ru;
2. https://www.youtube.com/user/tupashka;
3. https://www.youtube.com/watch?v=GBUH6VQH-fA&feature=youtu.be.