Конспект урока Пришло Рождество — начинай торжество

Урок музыки в классе компенсирующего обучения (I уровень)
«Пришло Рождество – начинай торжество»
Цель: Развитие музыкальных способностей учащихся через музыкально-игровую деятельность – рождественские колядки.
Задачи: (это конкретные последовательные действия, которые обеспечивают достижение цели. Каждая задача направлена на достижение какого-либо планируемого результата.
Обеспечить мотивацию на активную познавательную деятельность, ввести в проблему, в тему.
Ввести понятие «рождественские колядки»
Научить сравнивать светскую и народную музыку.
Совершенствовать исполнение песни хором, передавая интонацией образ персонажа песни, рождественских колядок.
Изготовить «Вифлеемскую звезду»

Это планируемые результаты, их формулируют в наблюдаемых действиях
Образовательные, т. е Предметные:
Различают на слух светскую и народную музыку;
Выразительно исполняют рождественские колядки: «Щедровочка щедровала», «Сею, вею, посеваю», светскую «Котёнок и щенок».
Выполняют рождественскую «Вифлеемскую звезду» (по традиции Уинского района);
Развивающие
Определяют цветовой круг, основные и дополнительные цвета;
Умеют применять знания цветоведения на практике;
умеют действовать самостоятельно
Воспитательные:
Проявляют чувство уважения к традициям Уинского района, Пермского края, своего народа и истории родной страны.
проявляют эмоциональную отзывчивость в деятельности и в общении со взрослыми и сверстниками;

Приёмы руководства деятельностью учащихся.
Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: коммуникативная игра.
Приемы активизации деятельности детей: беседа, создание развивающей среды, - дать понятие рождественские "колядки", показ видеофрагмента, презентации, анализ и выводы.
Приемы организации практической деятельности детей: совершенствовать умение петь хором, и индивидуально, передавая интонацией образ персонажа песни;
Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности.
Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность, определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Оборудование:
- ноутбук;
- экран;
- проектор;
- колонки;
- заготовка «Вифлеемской звезды»
- эл. фортепиано;
- парты стулья;
- фантики, нитки.
Виды детской деятельности:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Музыкально-художественная.

Планируемые результаты:
Предметные: развитие у обучающихся интереса к истории народной музыкальной культуры,
Метапредметные: умение детей действовать самостоятельно;
Личностные:
- воспитание нравственных качеств, расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей:
Ребёнок задаёт вопросы.
Активно участвует в продуктивной деятельности.
Проявляет самостоятельность.
Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает её своим сверстникам.
Сопереживание.
Эмоционально реагирует.
Проявляет волевое усилие.
Аргументирует самооценку.
План урока
1.Вводная часть:
Распевание: пение попевочек, песен – «Зимушка», «Котёнок и щенок»;
Пальчиковые игры.
Создание мотива для деятельности детей, (светские песни и народные)
Определение цели (колядки).просмотр видеоролика.
2. Основная часть:
Просмот , презентации.
История колядок, назначение.
Разучивание колядок.
Назначение Вифлеемской звезды в коледовании.
Изготовление Вифлеемской звезды.
Коледование для гостей..
3.Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Закрепление знаний о колядках.

Длительность занятия - 40 мин.

7 мин

4 мин.

4 мин.




22 мин







3 мин.


Ход урока музыки в классе компенсирующего обучения (I уровня)
«Пришло Рождество – начинай торжество»

Части
Содержание
Области

1. Вводная часть.
Распевание: пение попевочек, песен – «Зимушка»,«Котёнок и щенок»;
Пальчиковые игры.
Создание мотива для деятельности детей, (светские песни и народные)
Определение цели (колядки).

Дети сидят за партами в классе.

Учитель: здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Какое у вас настроение? (ответы детей). Давайте передадим свое настроение друг другу, обменявшись рукопожатием. Ну, теперь мы получили заряд бодрости и можем приступать к работе. Давайте распоёмся.
(пение попевочек, песня «Зимушка»)
Молодцы, а теперь давайте разомнём пальчики.
(пальчиковые игры: «1,2,3.4,5 вышли пальчики гулять», «Замок» , «Домик», «Ай, туки, туки», «Тесто», «Ёжик»)
Ребята, а какой праздник мы ждём с вами с нетерпением. (ответы детей). Да конечно – Новый год.
А что произошло с котёнком и щенком в знакомой нам песне? (ответы детей). Да вы правы. Давайте её исполним. (исполнение песни «Котёнок и щенок»).
Ребята, а как вы думаете, песня «Котёнок и щенок» светская или народная? (ответы детей). Да, вы правы, она светская. Потому, что мы можем её исполнять когда захотим и где захотим.
Ребята, вот вы сказали, что очень ждёте праздник Новый год. А наш любимый праздник имеет продолжение, ведь мы с вами так много отдыхаем в новогодние праздники. (ответы детей). Да вы правы – имеет. А какие праздники мы отмечаем после Нового года. (ответы детей). Да Рождество и Крещение. И мы с вами ребята сегодня поговорим о самом светлом народном празднике – Рождество. О том, как дети отмечали этот праздник, что они делали. Внимание на экран (видеоролик «колядки»). Ребята, как вы думаете, что пели ребята, как называется то, что мы увидели? (ответы детей). Да, ребята – это колядовщики, а поют они народные песенки - колядки. И мы с вами сегодня поговорим о колядках.
Коммуникация


Познание

Социализация

2.Основная часть.
Просмотр презентации.
История колядок, назначение.
Разучивание колядок.
Назначение Вифлеемской звезды в коледовании.
Изготовление Вифлеемской звезды.
Коледование для гостей.








.
(презентация на экране.)
Учитель:
Ребята, колядки – это маленькие песни – поздравления с Рождеством.
Известный нам обычай колядовать на Рождество появился уже после Крещения Руси.
Коляда – старинный рождественский обряд – хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения.
В давние времена колядовали все, и взрослые и дети. Считалось, что чем больше за день зайдет колядовщиков в дом, тем лучше. Начинали колядовать с Рождественской ночи, сразу после службы и продолжали до самого Крещения.
Давайте и мы сегодня с вами выучим колядки.
(разучивание колядок «сею, вею, посеваю», «Щедровочка щедровала..», «Пришла кыляда»)
Сею-вею, посеваю.
Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
2. На телят, на жеребят
И на маленьких ребят.
3. Кабы нам колядок –
На недель десяток!
Говорком:
Здравствуйте!
С новым годом!
Со всем родом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили.
Щедровочка щедровала.
Щедровочка щедровала,
Под оконце подбегала:
– Что ты тётка, наварила?
Что ты тётка, напекла?
Выноси нам поскорей,
Не морозь-ка детей!
Говорком:
У нас лапти маленькие –
У нас ножки зябнут.
У нас рукавички худеньки-
У нас ручки зябнут.
У нас платочки тоненьки-
У нас ушки зябнут.
А кафтан-то короток
Колядовщик передрог.
(Пойдём в тот дом коледовать)
Пришла кыляда мыляду
Рассыпает мыляду
Да к Наташе под окно.
А Наташа добра
Нам конфеток дала.
(подходят к каждому и припевают, их одаривают)
Молодцы ребята!
Ребята, ещё одна очень важная традиция - это «Вифлиемская звезда» с которой ходят колядовщики. Давайте сегодня её изготовим по традиции Уинского района.
(изготовление «Вифлеемской звезды»)
Колядовщики всегда рядились в медведя, козу, для того чтобы весь год жить в достатке. Давайте и мы с вами найдём себе наряд из нашей корзины.
(берут понравившийся реквизит, рядятся)
Молодцы, ребята. Вы видите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте, ребята, возьмём нашу «Вифлеемскую звезду» и поколядуем.
(исполнение колядок гостям)

Познание

Коммуникация



Безопасность

Музыка


3.Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов урока.


Учитель: ну вот и подошел к концу наш урок.. Чем он вам запомнится ? (Ответы детей.)
Рефлексия.
Что такое колядки?
Что вы можете рассказать дома о колядках?
Понравилось ли Вам играть в колядовщиков?
Учитель: ребята, если вам сегодня понравилась наша игра давайте улыбнёмся друг другу.
(Дети выражают свое отношение к уроку)
Учитель: спасибо за работу. До свидания.

Коммуникация

Социализация