План-конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №4 «Детский сад «Росинка» комбинированного вида»











План-конспект
интегрированной образовательной деятельности

в подготовительной группе
компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: «Наш город Шарыпово»












Воспитатель: В.В.Ромашкова

Учитель-логопед: С.М. Курносова




Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Коррекционно-образовательные цели. Углубление представлений о Шарыпове. Расширение и уточнение словаря по теме «город Шарыпово» (город, площадь, улица, микрорайон, музей, театр, здание, памятник, парк, аллея, скульптура; культурный, прекрасный, великолепный, красивейший; стоять, возникать, возвышаться, стремиться, создавать, возводить, восторгаться, любоваться). Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения). Совершенствование навыка слогового и звукобуквенного анализа слов. Совершенствование навыка составления, чтения и преобразования слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков.
Образовательные цели. Формирование элементарных математических представлений. Закрепление умения решать примеры, совершенствование умения составлять условие, ставить вопрос задачи и умение решать задачу. Совершенствование навыка количественного счёта в пределах первого десятка, вычислительных навыков, умения решать примеры. Закрепление умения ориентироваться в построении числового ряда в пределах 10. Закрепление умения конструктивных навыков, навыков ориентировки в пространстве, составлять коллективную аппликацию из геометрических форм.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений, речевого слуха, памяти, общих речевых навыков, просодики, слухового и зрительного внимания, координации речи с движением, мелкой и общей моторики.
Воспитательные цели. Воспитание любви к родному городу, самостоятельности, ответственности, активности, коммуникативных качеств.
Методы. Игровой, словесный, практический, наглядный.
Виды детской деятельности. Игровая, коммуникативная, двигательная.
Приемы. Использование ТСО, показ способов действия, моделирование, художественное слово, сюрпризный момент.
Педагогические технологии. Элементы ТРИЗ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, социоигровые подходы.

Оборудование. Телевизор, видеозапись «Наш город», фотовыставка «Все о любимом городе», магнитная доска, мольберт.
Материал. Раздаточный материал по математике, лист ватмана, набор плоскостных геометрических фигур из цветной бумаги разных форм и размеров, клей, карточки для штриховки «Собор», дидактическая игра «Слоги заблудились», демонстрационные карточки с буквами Р и Л, кукла, собака, наборы для составления схем слов, планшеты с буквами.

Предварительная работа. Просмотр видеозаписи «Наш город», беседа, заучивание стихов, рассматривание фотографий «Все о любимом городе», автобусная экскурсия по городу.
Самостоятельная деятельность детей: рисунки для выставки «Мой город Шарыпово».
Ход занятия

Организационный момент. Логопед. Сообщение темы. Сегодня утром вы посмотрели фильм с видами нашего прекрасного города, узнали многие красивые места, достопримечательности. Для создания настроения я предлагаю вам рассказать стихи о Шарыпове. Надеюсь, что вы будете говорить красиво, выразительно, правильно произнося все звуки.

Чтение стихов. Логопед. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи. Создание положительного эмоционального фона.

«Звезда КАТЭКа» А. Шиканков

Мой город родился столицей КАТЭКа,
В ту пору вершились большие дела.
А мать-деревенька, проживши два века,
Крестила и имя своё отдала.

Вокруг бесконечны поля и равнины
Блестит ожерелье лазурных озёр,
И кедры на страже стоят, исполины,
У дальних отрогов синеющих гор.

Ты делишь с Россией заботы и горе,
Сегодня нам трудно, но дышит разрез,
И пляшет волна рукотворного моря
Под песню турбины Берёзовской ГРЭС.

В Шарыпово все: от мала до велика,
Гордятся, что город цветёт и растёт:
Дома, магазины, больницы, аптеки,
Музей и театр. Словом, стройка идёт!

Он красив на рассвете,
Он красив на закате,
И всегда мы любуемся им.
Милый город Шарыпово,
Славный город Шарыпово!
Оставайся всегда молодым!!!

Вы очень красиво говорили. Я могу гордиться вами. А вот запомнили ли вы, в каких выражениях поэты говорят о нашем городе? (3-4 ответа) Вы правильно поняли чувства поэтов к нашему прекрасному городу.

Упражнение «Семейка слов». Логопед. Совершенствование навыков словообразования. Игра в кругу с мячом.
Давайте, образуем слова из одной семейки со словом Шарыпово.
- Как называют жителей Шарыпова? – Шарыповцы.
- Какие улицы в Шарыпово? – Шарыповские.
- Как называют жительницу Шарыпова? – Шарыповка.
- Как называют жителя Шарыпова? – Шарыповец.
- Как называется район вокруг Шарыпова? – Шарыповский .

Очень хорошо! Я вами горжусь.

Игра «Слоги заблудились». Логопед. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Дифференциация звуков (Р) – (Л). Развитие фонематических представлений.
Дети садятся за столы. На столах лежат карточки со слогами РА РО РУ РЫ ЛА ЛО ЛУ ЛЫ, а на доске прикреплены предметные картинки, начинающиеся на данные слоги.
Логопед. Сегодня к нам пришли гости: девочка и ее собака. Попробуйте догадаться, как зовут нашу гостью, если в ее имени есть звук (Л) – Мила. А в кличке собаки есть звук (Р) – Дружок. Мила и Дружок принесли вам разные картинки, чтобы вместе их посмотреть, но картинки перепутались, и Дружок загрустил. Помогите нашим гостям найти картинки, которые начинаются на слоги, напечатанные на ваших карточках.
Дети по очереди читают слог, находят картинку, название которой начинается на этот слог, и прикрепляют карточку под картинку на доске.

Вы все справились с очень сложным заданием! Молодцы!

Игровое упражнение «Составь схему». Логопед Совершенствование навыков звукового анализа слов. Слово ЛУНА.
Один ребенок составляет схему на доске, остальные дети за столами.
- Сосчитайте, сколько звуков в слове ЛУНА. Возьмите нужный домик.
- Назовите первый звук, обозначьте его фишкой. Дети обозначают фишками все звуки данного слова.
- Сколько согласных звуков в слове ЛУНА?
- Где находится звук (Л)? Какой он по счету?
- Сколько гласных звуков в слове? Произнесите их.
- Значит сколько слогов в слове? Проверьте хлопками.

И с этим заданием вы успешно справились. Я горжусь вами.

Игра «Волшебные буквы». Логопед. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов, навыка преобразования слов путем замены одной буквы. А теперь выложите на верхней полоске планшета слово ЛУНА. Преобразование слов: ЛУНА – ЛУПА – ЛАПА – ЛАПЫ

Молодцы! Никто не ошибся и мы можем порадоваться все вместе – похлопайте в ладоши.

Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять».
Логопед и воспитатель. Координация речи с движением.
Дети встают в круг на ковре.

Люблю по городу гулять, Приседают, шагают
Люблю смотреть, люблю считать. пальчиками по ковру.
Северный – раз, Пионерный – два, Встают, на каждое название
Три – с колоннами ДК , загибают по одному пальчику
А четыре – Дом Торговый, сначала на правой,
Пять – гуляю по Садовой. потом на левой руке.
Шесть – к Собору я схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, детский сад.
Как красив его наряд!
Восемь – мостик у Темры,
Были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
Памятник, погибшим на войне.
Десять – видеть каждый рад
Драматический театр.

Игра «Построй город из геометрических фигур». Воспитатель. Закрепление умения составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща; быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта.
Дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, то есть «строят» город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе.

Молодцы. Вы все вместе справились с заданием, работали дружно, поэтому город получился красивым.

Игра «Хитрые задачи». Воспитатель. Закрепление умения решать задачи на логическое мышление, умения считать в пределах 10.
- В группе 5 мальчиков. Каждый мальчик пригласил на танец девочку. Сколько всего детей танцевало? (10)
- Возле дома росло 3 яблони и 4 сливы. Сколько всего деревьев росло возле дома? (7)
- Пять лисят песок копают, три – на солнце загорают, два – купаются в золе. Сколько всех, скажите мне? (10)
- Пришла весна, с деревьев стали опадать листья. Ветер понес их по земле. Какого цвета были листья?
- У бабушки Маши внучка – Таня, кот – Пушок, собака – Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1)

Молодцы. Вы быстро и правильно решили все задачи.

Игра «Воздушные шары». Воспитатель. Формирование элементарных математических представлений. Закрепление умения решать примеры. Развитие умения ориентироваться в построении числового ряда в пределах 10.
Дети решают примеры со знаком «плюс» и со знаком «минус» в пределах 10. Расставляют ответы в определенной последовательности – по порядку от 1 до 10 и, перевернув цифры, читают слова «Вы - молодцы».

Да, вы молодцы. Правильно решили все примеры и получили замечательную оценку своей работы.

Упражнение «Я люблю Шарыпово». Логопед. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что).
Сегодня мы говорим о Шарыпово и сейчас я предлагаю вам рассказать, почему вы любите этот город, составьте предложения со словами потому что. Помните о правильном произношении звуков, старайтесь говорить красиво. Я люблю мой город, потому что он очень красивый. И т.п.

Очень хорошо, вы старались говорить правильно. Я дарю вам карточки с изображением нашего Свято-Троицкого собора. Выполните штриховку изображенного собора так, как показано стрелками. Затем расшифруйте слово, которое спряталось в рисунках.

Окончание занятия. Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, какие задания им было интересно выполнять, а затем положительно оценивает деятельность каждого ребенка.
Воспитатель дает в подарок детям разноцветные воздушные шары.









15