Разработка урока музыки по теме: Пришло Рождество-начинай торжество


Пришло Рождество, начинается торжество.
Урок музыки, 1 класс.
Цель урока: познакомить детей с христианским праздником Рождество Христово.
Задачи:
Образовательная: формировать знания об истории праздника, традициях, образах Рождества в музыке, живописи, литературе.
Воспитательная: формировать уважение к традициям и культуре разных народов, воспитывать любовь и понимание музыки.
Планируемые результаты:
Сформировать у обучающихся комплекс универсальных учебных действий:
Предметные: обучающиеся научатся выполнять дыхательные и метроритмические упражнения, понимать роль ритма, как одного из важных средств выразительности музыки, выразительно исполнять песню, определять характер музыкальных произведений и значение музыки в праздничном действии.
Метапредметные: обучающиеся формируют умение работать с книгой, репродукцией, предложенным текстом, картой.
Личностные: восприятие себя, как элемента продолжения жизни, культуры, традиций своего народа, необходимости знания культуры, искусства и традиций других народов в жизни человека
Тип урока: урок – формирование новых знаний.
Музыкальное сопровождение: дети входят в кабинет музыки и выходят из него под «Рождественскую песенку» (авторы?)
Образовательные ресурсы: геометрические фигуры разных форм и цветов, развешенные в хаотичном порядке для проведения физкультминутки, слайдовая презентация на интерактивной доске, стикеры-звездочки для рефлексии, карта Евразии, шумовые музыкальные инструменты (тамбурины, бубны, треугольники), маски для театрализации.
Ход урока
Организационный момент:
вход под музыку («Рождественская песенка»),
музыкальное приветствие, приветствие гостей
Погладьте свои ручки, ножки. Погладьте себя по голове. Поднимите ручки вверх и опустите их – сбросьте с себя все плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг-друга доброй энергией. Проверим готовность к уроку.
- На какой урок вы сейчас пришли, ребята
ХОРОМ: Музыка
- А под какую музыку входили в кабинет?
Песня
- Почему вы так думаете?
Потому, что ее поют.
- А какой характер у этой песни и какие чувства она у вас вызвала?
Радость, добро, веселье…
- Правильно. Мне хотелось дать вам хорошее настроение на весь наш урок.
С этой песенкой мы еще не прощаемся и встретимся с ней немного попозже…
- А начнем урок, как всегда с чего?
С музыкальной разминки
- Для чего нужна музыкальная разминка на уроке музыки?
Чтобы красиво петь песни.
Разминка дыхательная см. стрНачнем разминку
с дыхательной игры, поучимся правильно дышать: сделайте носом активный вдох и медленно выдыхайте воздух губами, собранными в трубочку. При этом сделаем на вдох, - два хлопка в ладоши, на выдох – два удара пальчиками друг о друга. Чтобы выдох получился более длинным, удары пальцами выполняйте не спеша
(упр. Повторить два-три раза)
Теперь удлиним наши вдохи и выдохи: во время них будем делать по 4 хлопка и 4 удара пальчиками.
(уч. Повторяют 2-3 раза упр.)
Музыкальная разминка
– вокальные упражнения, понятие о движении мелодии.
Вспомним упражнение для горлышка, которые вы делали в первой четверти.
Я вам подскажу: начну петь, а вы закончите хором: «Ши-ши-ши, ши-ши-ши, у нас песни …»(хороши) Спойте упражнение самостоятельно.
Двигается ли мелодия по звукам или звучит на одной ноте?
Звучит на одной ноте. Давайте покажем ступеньку на которой звучит мелодия.
Споем эту фразу от разных звуков и продолжим показ ладонью.
- Второе упражнение «Куры, гуси да индюшки» Вы помните слова этой народной песенки? Кто может их напомнить? (Дети повторяют текст и поют попевку)
Движутся ли звуки в этой попевке и если движутся, то куда? (сверху вниз)
Исполним от разных звуков попевку и покажем движение мелодии ладошкой.
Ритмический диктант
Педагог просит повторить ритмические рисунки, которые он прохлопывает в ладоши (хором) – ритм произвольный и знакомых песенок «Во поле береза стояла», «Песня о школе», «Маленькой елочке»
Знакомство с новым материалом
СЛАЙД 1(тема)
- Откройте учебник и посмотрите куда приглашает нас эта прекрасная девушка которую зовут? (вопрос к детям)
Ответ – Муза
Читаю: «Яркая звездочка на небе горит,
Детям у елочки мама говорит:
«В целом мире торжество,
Наступило Рождество,
Наступило Рождество!»
- И куда же нас приглашает муза музыки?
- Прочитайте тему урока (ДЕТИ ЧИТАЮТ ВСЛУХ)
- Учитель озвучивает тему «Пришло рождество, начинается торжество»
- Обратите особое внимание на последнее слово? (дети - ТОРЖЕСТВО) и скажите Куда же нас приглашает Муза музыки
- На торжество!
- А торжество это что, как вы понимаете?, каким другим словом мы называем торжество» -(ПРАЗДНИК)
165290529210000- Правильно. Фея Музыки нас приглашает на… (праздник Рождество)
СЛАЙД 2 (ЕЛКА)
ВЫХОД НА ЦЕЛИ (1. ЧТО значит слово Рождество) - А вы понимаете, что значит слово РОЖДЕСТВО? (Понимают не все ребята). Значит что мы должны узнать на уроке в первую очередь? (Узнать, что означает слово РОЖДЕСТВО) Остается Слайд 3. (Цели) «По щелчку» – первую строчку
(Переход ко второй цели - «С каким событием связан праздник Рождество» )Всякий праздник связан с каким-либо событием: Новый год?- (с наступлением нового 2017 года); День Победы? - (с Победой в войне); День матери – посвящен? ( мама)
Знаем ли мы с каким событием связан праздник РОЖДЕСТВО? (Не знаем, не все знают)
Значит на уроке мы должны? (узнать о событиях…)
Остается СЛАЙД 3 (Цели)
«КЛИК» по 2 строчке «цели»

Переход к 3 цели: Кто празднует Рождество?
Скажите, ребята, торжество- «День рождение» все люди празднуют или только семья имениника и друзья? (ответ); А Новый – 2017 год будут встречать все люди? (Да!) А знаем ли мы кто празднует Рождество? (Не все) Значит какая у нас задача на уроке? (Узнать кто празднует Рождество?) «По щелчку открыть 3 строчку «Цели»)
(Переход к 4 цели –«Какая музыка звучит в Рождество»)
На уроках музыки мы знакомимся с чем? (с музыкой). Значит, мы не случайно говорим сегодня о Рождестве. Если это торжество значит звучит? (музыка) А мы знаем какая музыка звучит? (Нет)
Значит что мы должны узнать на уроке музыки? Какая наша 3-я цель? (познакомиться с Рождественской музыкой)
СЛАЙД «ЦЕЛИ» (ОТКРЫТ)
1. Что такое РОЖДЕСТВО?
С каким событием связан этот праздник?
Кто празднует Рождество
Какая музыка звучит на Рождество?
ПУСТОЙ СЛАЙД 4 ГЛОБУС, карта, работа в парах
- Этот праздник будут праздновать 25 декабря вся Европа (?), а в Россию Рождество придет в ночь с 6 на 7 января. А знаете ли вы какие города есть в Европейской части земного шара? Конечно не все знают какие города находятся в Европе. А что нам может помочь узнать это? Конечно глобус или карта земного шара и она у вас на столах. Поработайте в парах: посмотрите на карту и прочитайте названия городов, которые находятся в Европейской части земного шара.
Карта: Работа в парах Европейская часть – города (Германия, Франция, Англия… СОБЫТИЕ РОЖДЕСТВА
- Ребята, праздник всегда связан с каким-то событием. Вчитайтесь внимательно в слово РОЖДЕСТВО и рассмотрите картинку на стр. 35, и определи – с каким же событием связан праздник Рождество?
- Правильно. Этот праздник связан с рождением ребенка!
СЛАЙД 5 НОВОРОЖДЕННЫЙ
Давайте прочитаем слова Колыбельной песенки на стр. 35, которые рассказывают, что же за ребенок родился 2000 лет назад и его День рождения люди празднуют до сих пор.
Дети читают слова Колыбельной и отвечают
- Младенец Божественный
Правильно! Две тысячи лет назад родился ребенок. Которого назвали Иисус Христос – спаситель мира.
Произошло это великое событие 2000 тысячи лет назад в стране Палестине, в маленьком городке Вифлееме.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Но прежде, чем я расскажу вам об этом чудесном событии, я проверю, все ли вы готовы внимательно слушать. Вы все внимательные? (вопрос к классу)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА на внимательность:
- По кабинету расклеены различные фигуры – круг, квадрат, овал, треугольник. Я буду называть фигуру, а вы должны к ней повернуться и хлопнуть два раза в ладоши
(упражнение выполняется детьми)
2-е упражнение (Вслед за звездочкой) см. стр- «Вслед за звездочкой» я позаимствовала у Музы звездочку. Звездочка будет плавно перемещаться вправо. Влево и вы должны глазками следовать ее движению (упр. Выполняется)
3- упражнение «Поморгашки» (поморгать и посмотреть на вытянутые перед собой руки)
- Вы хорошо сконцентрировали свое внимание и теперь мы можем продолжать разговор о Рождестве.
- Во многих произведениях живописи запечатлено это событие. И сейчас репродукции этих картин вы увидите на слайдах, а я вам расскажу, как это было…
- Слайды( 3-15) –рассказ о Рождестве
Произошло это великое событие 2000 тысячи лет назад в стране Палестине, в маленьком городке Вифлееме.
СЛАЙД 6,7, 8 Палестина, карта, Вертеп – необычные условия рождения ребенка…
СЛАЙД 9 - 14
жила давным-давно девушка по имени Мария. Ее обручили с плотником Иосифом, происходившим из великого рода царя Давида. И вот однажды Марии явился ангел Гавриил и возвестил ей: «Радуйся! Из всех женщин Бог избрал тебя.
Рождественская музыка: СЛАЙД 14
Рождественский гимн «Тихая ночь» Франца Грубера ( Ночь тиха над Палестиной,Спит усталая земля..)Как звучит музыка? Светло, тихо, ласково, нежно, тепло. Настроение намного грустное.
Колядка
Добрый вечер люди вашей доброй хати (дому),
Что вы были люди щедры и богати (богаты)
Рождество Христово вас благословляет,
Бог зарождае (родился)Вопросы к песне: что звучит? (песня), характер?, чувства муз. шумовые инструменты (Добрая, шуточная, веселая, задорная, громкая) см.стр.
Детская песенка «Рождественская песенка» П. Синявского
Яркая звездочка на небе горит,
Детям у елочки мама говорит:
«В целом мире торжество
Наступило Рождество,
Наступило Рождество.
Друзья, узнали ли вы эту музыку? (да, она звучала в начале урока)
Вопросы детям:
Что звучит (песня)
Какие чувства вызывает у вас (Веселая, праздничная, танцевальная, задорная, звонкая)
Образ?
Какой темп в песне, динамика, ритм создают этот образ?
Сегодня, начиная рождественское торжество, мы начнем разучивать одну из песенок. Как вы считаете, на какой песенке нам остановиться. (Рождественская праздничная….)
На этом наш сегодняшний урок заканчивается, но Рождественское торжество мы продолжи на следующем уроке… А сейчас давайте вспомним все что мы делали на уроке и что мы узнали нового:
Рефлексия:
Какая задача стояла перед нами стояла? (узнать о празднике Рождество Христово и о Рождественской музыке)
Удалось ли ее решить? (Да, мы узнали. что Рождество-это праздник в честь Дня рождения божественного ребенка Иисуса Христа. Мы слушали и исполняли рождественскую музыку и узнали, что это праздник зимний, праздник рождения нового года, праздник добрый, веселый, светлый). Кто справился с задачей? Кто испытывал затруднения? (почему?)
Театрализация стихотворения Саши Черного…