Инновационные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС


Инновационные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОСПодготовила: Зарипова А.Ю. Оценка: -внутренняя;-внешняя.ФГОС – это новая система требований к результатам, структуре и условиям основной образовательной программы. Образовательный результат – это развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий (личностных, метапредметных) и предметных результатов. Как раньше оценивали результат обучения? Учитель рассказывает, показывает, ученик запоминает, воспроизводит и получает отметку.Теперь при переходе на ФГОС надо оценить еще универсальные учебные действия (личностные и метапредметные) – поэтому и появляются новые требования к системе оценки.Приоритетным в диагностике становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, где обучающийся в ходе своего решения делает вывод, находит новые подходу к решению. Как оценивать образовательные результаты – предметные, личностные и метапредметные? Предметные результатыОценивание знаний по предмету. Предметные результаты оцениваются в форме бальной отметки. Результаты фиксируются в классном журнале.Пятибалльная система в том виде, в котором она существует сегодня, противоречит требованиям к системе оценки, предъявляемым Стандартом:• отметка выставляется за урок, а не за достигнутый результат;• не оценивается динамика (за четверть выводится средний балл, который включает и первоначальный, и итоговый уровень освоения предметного содержания);• выставляет отметку учитель, отметка часто субъективна, в этих условиях не происходит формирования универсальных учебных действий. Что предлагается в новой системе оценивания? Предлагаются следующие уровни достижения планируемых результатов.Базовый уровень достижений – решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем.Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3»). Повышенный уровень достижений – это превышение базового уровня. Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»),Высокий уровень достижений - планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований. Ученик умеет добывать знания, умеет преподносить материал. Пониженный уровень достижений - оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»). Недостижение базового уровня. Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Ученик пробует выполнять задания, но допускает ошибки.Низкий уровень достижений - оценка «плохо» (отметка «1»)Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Нет мотивации к обучению. Ученик выполняет задания, но неправильно. Совершенно новым для школы является оценка личностных результатов. Оценка личностных результатов - осуществляется только в ходе внешних мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации учреждения) при согласии родителей (законных представителей). Личностные результаты: любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т.п.Все личностные результаты отражаются в портфолио. В системе оценивания используются:- преимущественно внутренняя оценка, выставляемая пе­дагогом, школой;- субъективные или экспертные (наблюдения, самооцен­ка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки;-оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и осознанности каждым обуча­ющимся особенностей собственного процесса обучения;-разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целя­ми обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации;- интегральная оценка, в том числе портфолио, выстав­ки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;- самоанализ и самооценка обучающихся. Существенно расширяется перечень видов и форм учебных работ, которые могут свидетельствовать о результатах учебной деятельности и подлежат оценке.В их число входят:— работы учащихся (домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные тексты, отчёты о наблюдениях и экспериментах, дневники, собранные массивы данных, под­борки информационных материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы);—индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;—статистические данные, основанные на ясно выражен­ных показателях и/или дескрипторах и получаемые в ходе це­ленаправленных наблюдений или мини-исследований;— результаты тестирования (результаты устных и пись­менных проверочных работ). Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Формирующее оценивание позволяет учителю:• четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;• сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.Формирующее оценивание для учащихся:• может помогать учиться на ошибках;• может помогать понять, что важно;• может помогать понять, что у них получается;• может помогать обнаруживать, что они не знают;• может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.Принципы формирующего оценивания:1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов Критериальное самооцениваниеОсновной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего оценивания, заключа­ется в том, что в процессе познавательной деятельности уча­щихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности (который оно, безусловно, тоже анализирует), но и процесс работы, приводящей к этому результату.Варианты использования:-Цветовые дорожки;-Светофор. Критериальное взаимооцениваниеМо­жет использоваться для оценки того или иного учебного дей­ствия со стороны учителя, самого ученика или его товари­щей. Карта понятийОсновная цель применения данной методики- определить, насколько ученик хорошо видят общую картину курса или отдельной темы. Рассматривая карту от вершины к основанию, учитель сможет:- понять, как ученик воспринимает отдельные темы курса;- проверить уровень понимания учебного материала учеником и возникшее у него ложное толкование понятий;-оценить сложность установленных школьником структурных взаимосвязей; Рейтинговое оцениваниеРейтинг отражает участие школьников в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях, проводимых как в школе, так и за её пределами.За каждое достижение определенного уровня ученику начисляются баллы в рейтинговой таблице.Рейтинговая оценка способствует: повышению учебной мотивации и ответственности, росту социальной активности, ориентации на успех, формированию более адекватной самооценки. Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. ОцениваниеТекущееПромежуточноеИтоговоеЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЦельВыявить уровень и динамику достижения обучающимися отдельных планируемых личностных результатов.Выявить уровень достижения обучающимися отдельных планируемых личностных результатов.Выявить итоговый уровень достижения обучающимися планируемых личностных результатов (комплексная оценка).ОбъектыЛичностные УУДЛичностные УУДЛичностные УУДПроцедуры, технологииНаблюдение с последующим заполнением листов наблюдения ПортфолиоВнешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных потоков информацииИнструментарий (КИМы, шкалы, критерии, оценочный лист, дневник и др.)Листы наблюденияТворческие работы учащихся, в ходе выполнения которых учащиеся должны дать морально-этическую оценку кому-чему-либо.Централизованно разработанный инструментарий МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЦельВыявить уровень и динамику достижения обучающимися отдельных планируемых метапредметных результатов.Выявить уровень достижения обучающимися отдельных планируемых метапредметных результатов.Выявить итоговый уровень достижения обучающимися планируемых метапредметных результатов (комплексная оценка)..ОбъектыРегулятивные, познавательные, коммуникативные УУДРегулятивные, познавательные, коммуникативные УУДРегулятивные, познавательные, коммуникативные УУДПроцедуры, технологииВ зависимости от выбранной педагогической технологии (Школа-2100, система Занкова и т.д.).Инструментарий (КИМы, шкалы, критерии, оценочный лист, дневник и др.)Учебно-познавательные задачи с предметным / межпредметным содержаниемУчебно-познавательные задачи с предметным / межпредметным содержаниемПроектные работы ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЦельВыявить уровень и динамику достижения обучающимися отдельных планируемых предметных результатов.Выявить уровень достижения обучающимися отдельных планируемых предметных результатов.Выявить итоговый уровень достижения обучающимися планируемых предметных результатов (комплексная оценка).ОбъектыДеятельность (действия) в рамках предметных результатовДеятельность в рамках предметных результатовДеятельность (действия) в рамках предметных результатовПроцедуры, технологииТехнология оценивания на критериальной основе. Инструментарий (КИМы, шкалы, критерии, оценочный лист, дневник и др.)Учебно-практические задачи с предметным содержанием, тесты, практические / лабораторные работыУчебно-практические задачи с предметным содержанием, тесты, практические / лабораторные работыЦентрализованно разработанный инструментарий в рамках ГИА (9 класс)