Конспект НОД Игровые технологии в старшем дошкольном возрасте


Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.Показатели связного высказывания:1.Смысловая ценность текста:высказывание на определённую тему, реализуется замысел говорящего, автономное законченное высказывание, можно подобрать заголовок,- правильно оформленный текст, имеющий определённую структуру.2. Связность (членимость). Основа – связь предложений между собой, коммуникативная преемственность предложений. Формы связного высказывания:1. монолог 2. диалог* 1 – дети учатся мыслить, учась говорить и совершенствуют речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).2 – развивается чувство красоты языка (выразительность, образность).3 – выполняет важнейшие социальные функции, помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка.4 - Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.Линии развития связной речи:1 – от ситуативной к контекстной (происходит в возрасте 4 -5 лет)2 – от диалога к монологу3 - от устной речи к письменной 4 – от звука к слову и предложению Младший дошкольный возраст:1 - Речь разговорная, простая форма диалогической речи2 - Речь структурна, неоформленная, существительные заменяются местоимениями, используются глаголы. 3 – Чаще используются короткие предложения, характерны инверсии (нарушение порядка слов в предложении).4 – Речь ситуативна, речь больше выражает, чем высказывает.5 – Речь более эмоциональна, эмоциональность проявляется по отношению к предмету, а не к содержанию речи. Изложение экспрессивно, выражает не содержание, а впечатление.Средний дошкольный возраст1 – Активизируется словарь, высказывания более последовательны и развёрнуты.2 – Структура речи несовершенна, при употреблении сложно - подчинённых предложений упускается главная часть.3 – Развивается контекстная речь, но ситуативная преобладает.Старший дошкольный возраст1 – Речь более монологична, дети отвечают на вопросы кратко или развёрнуто.2 – Структурно могут оформлять разные типы связного высказывания.3- Используют все типы предложений.4 – Речь контекстная (понятна для всех окружающих, определяется задачами и характером общения ребёнка с детьми).5 – Речь более выразительна. Переходит от использования невербальных средств к речевым, но ещё недостаточно развита для передачи эмоционального отношения к описываемым предметам и явлениям. 1. Составление предложений полного состава, сначала простых, а потом сложных конструкций.2. Игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз.3. Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:- Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;- Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков; - Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;- Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;- Культура изложения в широком смысле слова:- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,- интонационная выразительность речи,- достаточная громкость, отчетливость произношения.Средства развития связной речи:- разговор (преднамеренный и непреднамеренный),- беседа (целенаправленное обсуждение чего-либо, подготовленный диалог),- занятия по обучению рассказыванию,- пересказ литературных произведений,- рассказывание по игрушке,- рассказывание по картине,- рассказывание их опыта,- творческое рассказывание, рассуждение. Основные формы развития связной речи :*1. Организация образовательных ситуаций.2. Ситуации общения. Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя: сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей; предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка); предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент; использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов. 3. Занятия. Индивидуальная работа:Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития. Работа с родителями:(в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду Н.Е.Веракса) Изучение особенностей общения взрослых с детьми в семье.Рекомендации родителям, использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния.Показать родителям ценность диалогического общения с ребенком. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками.Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничуству. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.