Непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по формированию целостной картины мира и лего-конструированию Наш аквариум

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ЦЕНР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №16 «РОСИНКА»











Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе
по формированию целостной картины мира и лего-конструированию
на тему: «Наш аквариум»

















г. Благовещенск
Интегрирование с образовательными областями: «Познание»; «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Цель: Учить детей индивидуальному и совместному конструированию.
Задачи: Учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;
- закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; создавая собственную модель, определять назначение частей предметов, их пространственное расположение; выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций; закреплять математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии;
- уточнить и расширить представления детей об аквариумах, об их обитателях, растениях и их внутреннем дизайне;
- сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать;
- развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику);
- развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве;
- воспитывать бережное отношение к природе, уважение к своему и чужому труду.
Оборудование:
аквариум с декорациями; покрывало (скатерть)
корзины с деталями LEGO;
иллюстрации, схемы, инструкции, готовые постройки;
магнитофон и кассета с записью музыкального произведения Сен-Санса «Аквариум»; ПК, запись «Звуки природы – МОРЕ»;
дополнительные материалы для оформления рыб (полоски из самоклеющейся бумаги для глаз рыб);
Предварительная подготовка:
Чтение литературы, рассматривание иллюстраций, беседа о морских обитателях и обитателях аквариума.

Ход занятия:

Вводная часть.
Педагог: - Все любят отдыхать. Вы отдыхаете между занятиями, после занятий; ваши родители - вечером после работы; мы отдыхаем летом, осенью, весной и зимой.
- А скажите, пожалуйста, а как можно отдыхать зимой?
Ответы детей: (кататься на лыжах в лес, на каток, в гости)
Педагог: - Все правильно!
- А если мы соскучились по летнему жаркому солнышку, и захотелось нам искупаться и позагорать? Куда можно поехать?
Ответы детей: (на море).
Педагог: - А кто из вас ездил на море?
Педагог: (звучит музыка – Звуки моря - на ПК)
(читает стихотворение и показывает рисунок)
На Земле четыре океана – омывают континенты, страны,
К суше разливаются морями, в них проложены дороги кораблями,
То штормят моря, то спят спокойно, ветру по волнам гулять привольно.
Суши меньше в нашем мире, чем воды, под водой растут волшебные сады,
Они дивных обитателей полны, разных формы, цвета и величины.

- Я хочу вам показать фильм про морских обитателей.
Педагог:- Кто обитает в подводном мире? Кто кого увидел? Кто кого узнал?
Ответы детей: - Я увидел морского конька,
Педагог: - Что вас удивило в этом фильме?
Ответы детей: - Меня удивило, что рыбы разного цвета. У них красивые и необычные формы тела, плавники, яркая окраска.
Педагог: - А почему почти все рыбы разноцветной окраски?
- Для чего она (окраска) нужна рыбам?
Ответы детей: (Пёстрая окраска рыб делает их незаметными, помогает укрываться от врагов и нападать на добычу, которая проплывает мимо них).
Педагог: - Рыбы все одинаковые по размеру? По цвету?
Ответы детей: - Осьминог очень крупный,
Педагог: - Чем они питаются, как вы думаете?
Ответы детей: - Водорослями, маленькими рыбками (травоядные и хищники).
Педагог: - Как называются растения в море?
Ответы детей: Водоросли.
Педагог: - Правильно! А для чего нужны рыбам водоросли? ( Некоторые рыбки ими питаются. Среди растений рыбки прячутся. Растения выделяют кислород, которым рыбы дышат.) Посмотрите, как растут водоросли, снизу вверх. Какого они цвета?/зеленого/.
Педагог: - Где эти рыбы обитают?
Ответы детей: - В морях и океанах.

Педагог: - Почему у нас в Башкортостане нет морских обитателей?
Ответы детей: - В Башкортостане нет морей.
Педагог: - Давайте мы с вами вместе «прогуляемся» к морю! Вставайте!
(игра «Прогулка к морю» - 2-3 мин.)
К морю быстро мы спустились,  (ходьба на месте)
Наклонились и умылись.   (наклоны вперед)
Раз, два, три, четыре, вот как славно освежились.  (хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно:  (круговые движения руками)
Вместе раз, это – брасс; одной, другой – это кроль. (дети «плавают»)
Все как один - плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой  (прыжки на месте)
И отправились домой.  (ходьба на месте)
- Молодцы! Как хорошо мы «поплавали» и отдохнули! Присаживайтесь на места!
Педагог: - Скажите, а где живут рыбы? Правильно все рыбы живут в воде. Рыба без воды жить не может. Рыбы, которые живут в море, как они называются? Правильно морские. А в реке? (речные). А в озере? (озерные).  А дома могут жить рыбы у человека?
Педагог: -  А у кого - нибудь есть из вас дома рыбка? А где они могут жить? Правильно в аквариуме - это аквариумные рыбки.
- Скажите, для чего нужны аквариумы?
Ответы детей: (чтобы там плавали рыбки, для красоты и уюта в доме, чтобы мы учились ответственности)
Педагог: - Каких аквариумных рыбок бы знаете?
Ответы детей: (петушок, комета, вуалехвост, телескоп, скалярии, даже могут водиться пираньи)
Педагог: - Аквариум мы с вами уже построили из LEGO – конструктора, но он у нас пуст, как вы думаете, кем мы будем заселять наш аквариум?
Ответы детей: (Рыбами.)
Педагог: - Давайте рассмотрим наших рыбок!
- Скажите, из каких основных частей состоит тело рыбки?
Ответы детей: (Голова, соединенная с телом, плавники (грудной и спинной), хвост. Педагог: - Мы будем работать с конструктором. Какие детали конструктора нам понадобятся для того, чтобы сделать наших рыбок?
Ответы детей: (крупные кирпичики (с 12-ю кнопочками), средние – с 8-ю, маленькие – с 4-мя)
Педагог: - Правильно!
- Тело нашей рыбки - самое большое, оно состоит из крупной детали кирпичика с 12-ю кнопочками и среднего кирпичика с 8-ю кнопками.
(показать детали конструктора)
- Хвост большой и раздвоенный, имеет другой цвет, его мы делаем из больших кирпичиков (с 12-ю кнопочками) (показать).
Педагог: - Так как нашим рыбкам нужны водоросли, то мы и их сделаем!
- Как вы думаете, из каких деталей конструктора можно сделать водоросли?
Ответы детей: (Их можно сделать из мелких деталей конструктора.)
Педагог: - Вы правы! Водоросли мы будем делать из средних деталей, а основание - из больших деталей конструктора с 12-ю кнопочками, которое будет крепиться на дно нашего аквариума.
Педагог: - Молодцы!
- А сейчас, перед началом работы, мы немного разогреем наши руки.
( Пальчиковая гимнастика «Рыбка» - 2-3 мин.)
Рыбки плавали, ныряли В чистой тёпленькой воде.
(Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)

То сомкнутся, 
(На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)

Разомкнутся, 
(Пальчики сильно растопыриваются в стороны.)

То зароются в песке. 
(Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).


Педагог: - А теперь давайте поработаем!

Практическая часть (7-10 минут)
Педагог: - Делаем наших рыбок и водоросли, чтобы было чем им дышать.
- У вас у каждого на столе лежат схемы постройки рыбки и водорослей. Посмотрите. Они помогут справиться вам с заданием. (Дети выполняют работу, опираясь на образец и собственный опыт).
- Те, кто выполнил свои постройки подойдите к аквариуму, мы с вами будем его заселять.

Заключительная часть (3-5 минут).
Педагог: - Все задания выполнены, приступаем к заселению нашего аквариума: сначала оформляем дно, затем «расселяем» наших рыбок.
- Посмотрите ребята, какой у нас получился аквариум!
- Вам понравилось наше занятие? Что больше всего?
- Какой материал мы использовали для поделок?
- Скажите, что мы сегодня конструировали на занятии? Что нового мы узнали?

Ответы детей: (ЛЕГО – конструктор. Мы конструировали рыбок, водоросли. Узнали об аквариуме и его обитателях, особенностях строения тела рыб, о роли водорослей в жизни водных обитателей).
Педагог: - Вы все молодцы! Наше занятие подошло к концу. Спасибо за хорошую и дружную работу, за правильные и полные ответы.