Образовательная деятельность по формированию целостной картины мира Космическое путешествие во II младшей группе


Образовательная деятельность
по формированию целостной картины мира (ознакомление с окружающим)
во II младшей группе
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель: формировать элементарные представление о космосе, космическом транспорте – ракете, планете Земля и других планетах Солнечной системы.
Задачи:
Образовательные:
Дать детям начальные представления о космосе, о строении Солнечной системы, планетах.
Формировать представления о космическом транспорте – ракете, профессии космонавта.
Закреплять конструктивные навыки, умение составлять целое изображение ракеты из геометрических фигур по схеме.
Совершенствовать графические навыки, умение провести непрерывную линию по опорным меткам.
Развивающие:
Развивать любознательность, стремление узнать больше об окружающем мире.
Активизировать словарь: космос, космонавт, ракета, планета.
Воспитательные:
Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к нашему общему дому – Земле.Воспитывать самостоятельность, творческую активность и фантазию.
Оборудование и материалы: магнитная доска, картинка с изображением звездного неба, геометрические фигуры на магнитах, обручи малого диаметра, глобус, карточки-схемы «Звездный путь», светильник-ночник «Космос», электрический фонарик, аудиозаписи (А. Рыбников, музыка из к/ф «Через тернии к звездам», А. Зацепин, музыка из м/ф «Тайна третьей планеты», фломастеры, шапочки с изображением Солнца и планет Солнечной системы).
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением звездного неба, рисование, лепка из пластилина в технике «пластилинография» звездного неба, подвижная игра «Займи место в ракете», чтение стихов о космосе, комических полетах (стихотворение Я. Коваля «Ракета», О. Ахметовой «В космосе»), составление целых изображений транспорта из геометрических фигур на магнитах с опорой на схему, рассматривание глобуса. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель (подзывает детей и обращает внимание на большую картинку с изображением космоса, Солнца, Луны и звезд): Дети, посмотрите на эту картинку. Что вы на ней видите?
Дети: Небо, звездочки, Луну, Солнце.
Воспитатель: А вы видели звездное небо, такое, как на это картинке? (ответы) В какое время суток мы можем увидеть звездное небо: днем или ночью? (ответы). Правильно! Ребята, место, где находятся Солнце, Луна, звезды называется космос. Давайте повторим это слово - космос (хоровой ответ и несколько индивидуальных).
Воспитатель: Дети, а вы хотели бы отправиться в космическое путешествие? (Да!)
Если очень захотеть,
Можно в космос полететь.
Чтоб отправиться в полет,
Нужен нам не самолет.
- Друзья, может быть, вы знаете, на чем можно полететь в космос?
Дети: На ракете.
Воспитатель: Молодцы!
К звездам улетим легко
Не в трамвае, не в метро,
Не в такси, не на мопеде,
А в космической ракете.
Но у нас пока нет ракеты. Давайте ее построим! У меня есть чертеж, по которому мы будем строить ракету.
Воспитатель показывает схему ракеты из геометрических фигур. Дети собирают на магнитной доске изображение ракеты с опорой на схему.

Воспитатель: Ну, вот, наша ракета уже готова. Пора готовиться в полет.
Тех, кого в полет берут,
Космонавтами зовут.
Полететь готов не каждый,
Только сильный и отважный.
Вы хотите стать космонавтами? Тогда нужно немного потренироваться.
Физкультминутка
Не зевай по сторонам, (повороты головы вправо-влево)
Ты сегодня – космонавт.
Начинаем тренировку, (наклоны вправо-влево)
Чтобы сильным стать и ловким.
Мы ногами топ, топ, (топают ногами)
Мы руками хлоп, хлоп (хлопки в ладоши)
Мы глазами миг, миг (мигание)
Мы плечами чик, чик. (поднимание и опускание плеч)
Раз сюда, два сюда
Повернись вокруг себя. (повороты)
Раз присели, два привстали.
Словно ванькой-встанькой стали. (приседания)
Воспитатель: Молодцы, вы все прошли испытания, теперь пора в путь!
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планеты.
- Занимайте скорее места в наших ракетах!
Воспитатель показывает обручи, лежащие на полу. Дети произвольно выбирают себе место в ракетах!
Воспитатель: Внимание, ключ на старт! 5-4-3-2-1, пуск!
Звучит космическая музыка (А. Рыбников «Свет звезд» (из к/ф «Через тернии к звездам»), включается светильник-ночник «Космос».Воспитатель: И вот мы в космосе! Посмотрите, как необычно кругом! Давайте немного полетаем, привыкнем к невесомости.
В космосе так здорово!
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
Дети под музыку вместе с воспитателем имитируют медленные движения космонавта в невесомости. Воспитатель привлекает внимание детей к большому глобусу.
- А что это за большой красивый голубой шар?
Дети высказывают предположения. Воспитатель выслушивает и если не прозвучало верного ответа, сообщает сам:
- Это наша Земля, планета, на которой мы живем. На что она похожа? (Ответы детей). Как вы думаете, Земля большая или маленькая? (звучат разные версии). Наша Земля — это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Наша Земля вертится вокруг себя, подставляя то одну, то другую сторону под яркие солнечные лучики (воспитатель демонстрирует вращение Земли). На стороне, освещенной солнцем, наступает день. А на теневой стороне – ночь. Посмотрите, как это происходит.
Опыт «День-ночь»:
Воспитатель создает затемнение в группе и зажигает фонарик, направляя его на глобус. Нескольким детям предлагает разместить маленьких человечков из лего на глобусе (закрепляя на двойной скотч), а затем просит определить, для какого человечка-жителя планеты Земля сейчас день, а для какого – ночь. Выслушав ответы, воспитатель меняет расположение глобуса относительно света фонарика и вновь спрашивает, для какого человечка сейчас наступил день, а для кого ночь.
Воспитатель: Планета Земля не только вращается вокруг себя, но еще и вокруг Солнышка. Солнце притягивает Землю, не отпускает ее от себя, так же, как ваши мамы не отпускают вас, следят, чтобы вы далеко не отходили.
Эксперимент «Земля и Солнце»
Давайте мы поиграем. Я буду Солнышко (надевает шапочку), а Даша (вызывает одного ребенка) – планета Земля. Посмотрите, как Земля крутится вокруг Солнца.
Воспитатель берет ребенка за руки и направляет его вокруг себя, ребенок шагом или бегом делает круг вокруг воспитателя. Затем шапочка с изображением Земли надевается еще на 2-3 детей. Эксперимент повторяется.
Воспитатель: В космосе находится не одна наша Земля, есть и другие планеты. Все они, как и Земля, могут вращаться вокруг своей оси и летают вокруг солнышка.
Воспитатель одевает детям шапочки с изображением планет.
- Вы будете разные планеты. Покажите, как вы красиво кружитесь вокруг себя (дети кружатся). А как вы летите вокруг Солнышка? (дети бегут вокруг воспитателя стайкой или по одному, воспитатель не поправляет их, не сообщает лишних сведений про разные орбиты).
Воспитатель: Молодцы! Мы очень интересно провели время в космосе. А теперь настало время возвратиться домой. Но мы улетели далеко от нашей большой планеты Земля. И чтобы не заблудиться в космосе, нужно проложить ракетам обратный путь Землю. У меня есть вот такие космические карты, на которых нарисованы ракета и планета Земля. Ваша задача начертить линию, по которой будет лететь ваша ракета. Берите фломастеры, садитесь за столики и прокладывайте звездный путь. Старайтесь провести линию по отметкам как можно точнее!
Дети выполняют задание «Проложи путь ракете»


Дети выполняют задание.
Воспитатель: А теперь полетели на Землю! Занимайте место в ракетах! (Звучит музыка А. Зацепина из м/ф «Тайна третьей планеты»).
Возвращаемся назад,
Дом увидеть каждый рад.
Снились нам леса, поля
Мы соскучились, Земля!
Воспитатель: Вот мы и дома! Вам понравилось наше путешествие! Мы еще не раз отправимся с вами в космос! А я на память о полете дарю красивые звездочки. Вы покажете их мамам и папам и расскажете, где вы сегодня были.