Выступление на МО по теме: Использование активных форм обучения младших школьников при формировании коммуникативных УУД


МБОУ «Владимировская средняя общеобразовательная школа»
Тема выступления:
« Использование активных форм обучения младших школьников при формировании коммуникативных УУД».
Подготовила:
учитель начальных классов
Стасенко Марина Ивановна
В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Важнейшим показателем является наличие у ребенка внутренней мотивации, которое оказывает наибольшее влияние на его образование, поэтому необходимо формировать у него потребность учиться и вести коммуникацию.
Образовательный процесс ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).
Опыт работы в начальных классах у меня 2 года. В 2014-2015 учебном году я работала в спаренных 2,4 классах; 2015-2016 уч \год в 1-3 классах по программе Н. Ф. Виноградовой.
Строить учебный процесс стараюсь на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. На уроках я использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, парные.
Считаю, что особое внимание в процессе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный вид УУД имеют огромное значение в образовательном процессе. Во-первых, они влияют на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Развитие коммуникативных умений младших школьников происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося.
ФГОС нового поколения ориентирует нас на становление личностных характеристик выпускника. В частности подчеркивается, что «выпускник начальной школы должен быть доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, свободно высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать.
Но как показывает практика, большинство выпускников начальной школы имеют низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Поэтому на каждом уроке особое внимание я уделяла развитию коммуникативных универсальных учебных действий через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения). …
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника включает в себя несколько этапов.
I этап. Умения, отрабатываемые под руководством учителя:
Готовность учащихся участвовать в урочном общении.
Отвечать на вопросы, давая при этом полный ответ.
Задавать вопросы.
Комментировать вопросы или ответы.
Делать сообщения.
Рассказывать логично и последовательно.
II этап. Развитие школьной коммуникации.
Простота и чёткость речевого высказывания.
Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко.
Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание.
Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником.
Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
III этап. Развитие школьной коммуникации.
Умение вести беседу в паре, в группе.
Умение поддерживать беседу.
Умение вести диалог.
Умение построить дискуссию.
Умение участвовать в исследовательских проектах, играх и турнирах.
Большое внимание уделялось интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
На уроках часто использовала игровые формы сотрудничества. Применение игровых форм помогало мне поддерживать интерес обучающихся к изучаемому материалу, концентрировать их внимание. Очень эффективно использование на уроках различных элементов соревнования, создание ситуации успеха.
Одним из эффективных методов формирования УУД является проектная деятельность. Авторы учебников тоже предлагают работу над проектами. Проект на уроках технологии - это творческая работа, от идеи до её воплощения.
С проектом учащиеся знакомились на уроке, подбирали нужный материал, обсуждали тему, но выполнение его осуществлялось и во внеурочное время, а также дома. В этом им помогали родители, затем в классе дети защищали свои работы.
В 2014 - 2015 учебном году учащимися 2, 4 классов были созданы индивидуальные проекты: «Сказка подводного мира»; «Кем работают мои родители». Коллективные проекты: « Краски Осени», «Новогодний проект «Зимняя сказка»;
На уроках окружающего мира обучающиеся выполнили исследовательские и проектные работы на темы: «Москва времён Ивана Калиты»; «Деревянное строительство на Руси». Ученица 4 класса, Пидопригора Александра приняла участие в районном конкурсе с исследовательской работой: «Бабушкины «золотые руки».
В 2015-2016 уч \году учащиеся 1 класса участвовали: в муниципальном этапе Всероссийского конкурса детских проектов «Пишем кулинарную книгу» Зубрилкина Вероника – 2 м, Криворучко Виктория - участие, в муниципальном туре регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» с исследовательской работой: «Молоко и молочные продукты» - Зубрилкина Вероника (3 место), в муниципальном смотре достижений обучающихся –Криворучко В – 3 м.
В районном конкурсе «Красный Крест глазами детей» Сергеева Анжела (1м).
В районном пасхальном конкурсе-фестивале детского творчества «Радость души моей» - Сергеева Анжела призёр.
Исследовательская и проектная деятельность позволяет организовать совместную работу родителей с детьми.
Учащиеся 1-3 и 2-4 классов за время моей работы неоднократно награждались школьными грамотами: за участие в мини-спектаклях «Внимание, туберкулёз» в рамках районного месячника по борьбе с туберкулёзом; за участие в школьных конкурсах рисунков различной тематики , а также за участие в выставках тематических композиций.
На уроках литературного чтения использую сказки. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
В сказках много метафор, олицетворений, фантастических сюжетов, заключающих в себе проблемные ситуации, для интерпретации которых обучающиеся должны применить свои собственные мыслительные способности.
- Рассказ от первого лица.
- Рассказ от лица второстепенного героя.
- Комплимент. (Сказать комплимент литературному герою)
- Сказка в заданном ключе (введение в сказку нового персонажа)
- Изменение сказочной развязки (придумать другое окончание произведения).
Понимание значения эмоциональной окрашенности сюжетных линий произведения, способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Однако, я убеждена, что формированию коммуникативных универсальных учебных действий урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды, используемых мною внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, тематические классные часы, праздники.
Приложение 3
Определение сформированности коммуникативных действий
Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера) (интеллектуальный аспект общения)
«Левая и правая стороны» (Пиаже).
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Возраст: 6,5 – 7 лет
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.
Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета, например, монета и карандаш.
Инструкция:
1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».
2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. [Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.]»
Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой.
3. «[На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку.] Карандаш слева или справа? А монета?»
4. «[Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш.] Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А карандаш?»
Критерии оценивания:
• понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
• соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.
Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.
Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.
Она способствует формированию следующих УУД:
-регулятивные: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
-коммуникативные: умение и навыки работы в сотрудничестве, навыки коллективного планирования, умение взаимодействовать с любым партнёром, навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач, умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
-поисковые: находить информацию, формулирование ключевых слов.