Разработка открытого урока по химии в 10б экспериментальном классе на тему «Марганец и его соединения»


Разработка открытого урока по химии в 10б экспериментальном классе на тему «Марганец и его соединения».
Цели урока: Осуществление восприятия и осмысление знаний по металлам. Обобщение и закрепление знаний, полученных на уроке в игровой и групповой форме, умение составлять химические формулы и уравнения по марганцу и его соединениям. Развивать познавательный интерес к предмету, умение высказывать мысли, логически их излагать, выделять главное, сравнивать и обобщать. Формировать основные мировоззренческие идеи, познавать мир. Формировать умение работать в команде, в группе, в коллективе, развивать чувство товарищества, доброжелательности и требовательности к себе и к другим.
Девиз урока:
«Чтобы что-то узнать,
нужно уже что-то знать»
С. Лем.
Структура урока:
Организационный момент (деление на группы) – 3 минуты
Опрос домашнего задания - 8 минут
Изучение новой темы - 20 минут
Закрепление полученных знаний - 10 минут
Рефлексия - 3 минуты
Домашнее задание и выставление оценок - 1 минута
Ход урока
Организационный момент: Ребята, все вы знаете, что химия - это наука серьёзная, но сегодня мы постараемся внести элемент игры и групповой работы. Для этого нам нужно разбиться на две команды. (Рассчитаться на 1 и 2) - Команда №1 и Команда №2.
Опрос домашнего задания: Сегодня мы с вами на уроке будем изучать марганец и его соединения. Но прежде мы с вами повторим то, что изучили раньше, в виде химической разминки.
- Какой химический элемент носит название соснового леса? (бор)
- Какой химический элемент назван в честь планеты? (нептуний)
- Какой элемент образует больше всего химических соединений? (углерод)
- Недостаток, какого элемента в организме приводит к кариесу зубов? (Ca, F)
- Название солей азотной кислоты? (нитраты)
- Название солей серной кислоты? (сульфаты)
- Назовите самый распространённый элемент (металл) в земной коре? (алюминий)
- Назовите инертные благородные газы? (He, Ne, Ar, Kr, Xe, Rn)
- Назовите щелочные металлы? (Li, Na, K, Rb, Cs, Fr)
- Назовите создателя таблицы элементов? (Д.И.Менделеев)
- Загадка: Он твёрд, тяжёл и тугоплавок и сталь хорошую даёт.
А от его больших добавок, она ржаветь перестаёт.
Его валентность, нет сомненья, бывает шесть лишь иногда,
А у его соединений – окраска разная всегда. (хром)
- Загадка: От всех металлов отличаюсь и в медицине применяюсь,
Когда случайно я прольюсь, в блестящий шарик обращусь. (ртуть)
Изучение новой темы: Теперь мы переходим к изучению новой темы.
Отгадайте загадку: Он ясно в окислах представлен,
Типичен в сплавах как металл,
И солью он одной прославлен,
Та соль – окрашенный кристалл,
Который цвет легко меняет,
Как минеральный хамелеон.
Ожоги, раны, заживляет
И воду сильно красит он. (марганец)
Да, ребята, мы сегодня на уроке будем изучать свойства марганца и его соединений. Работать будем в групповой работе. Ваша задача разработать кластеры на данную тему. Необходимо будет составить и выделить необходимый материал по теме, работая по параграфу № 15 и № 16. На данную работу даётся время 10 минут. Через 10 минут группы поменяются своими кластерами и следующим этапом будет изучить работу над кластером другой группы. Ребята, вам необходимо будет изучить кластер другой группы и отметить то, что было не учтено ребятами той группы. На это вам даётся время 5 минут. Через 5 минут вы должны защитить кластер другой группы, которую вы изучали, с точки зрения того, что было не учтено ими при первой работе.
Закрепление новой темы: В учебнике параграф 15 страница 66 № 3 – осуществить превращения. № 1 и № 2 решить задачу.
Рефлексия - С помощью карточек различных цветов учащиеся характеризуют своё эмоциональное состояние («Цветопись» - автор психолог и педагог А.Н. Лутошин)
Красный цвет – работа на уроке очень понравилась, настроение радостное.
Оранжевый цвет – урок прошёл хорошо, настроение светлое и приятное.
Жёлтый цвет – урок прошёл спокойно, ничего не волновало, и я получил(а) удовлетворение
Зелёный цвет – урок не понравился, настроение грустное.
Синий цвет – неудовлетворённость уроком, настроение уныния и горечи.
Домашнее задание: § 15-16 стр. 63-69 задание № 2 письменно на стр. 69