Конспект урока русского языка по теме Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени.

Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: «Страдательные причастия прошедшего времени» .
Русский язык. 7 класса: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория 5-9 классы. - М.: Дрофа – 2012.
Цели урока:
Закрепить умение образовывать страдательные причастия прошедшего времени при помощи суффиксов –енн-, -нн-, -т-.
Развивать навыки нахождения страдательных причастий прошедшего времени.
Развивать их воображения и творческую активность, формировать самостоятельное мышление, навыки самоконтроля.
Задачи:
Образовательные:
Обучение способам образования страдательных причастий прошедшего времени.
Актуализация полученных знаний, умений, навыков.
Развивающие:
Развитие монологической речи обучающихся (устной и письменной);
Развитие умения и навыки критического мышления в условиях дифференцированной работы;
Развитие интереса к использованию ИКТ при работе с учебным материалом.
Воспитательные:
Воспитание ответственности за результат своего труда и труда своего товарища;
Воспитание умения работать в коллективе.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Форма организации учебной деятельности на уроке: групповая.
Оборудование:
мультимедийная презентация;
Раздаточный материал.






Ход урока
Организационный момент.
-Здравствуйте! Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой, и наших гостей. Присаживайтесь.
-Сегодня у нас много работы: нужно думать, запоминать. Вы способные, умные и, конечно же мне поможете вести урок. Желаю вам творческих удач!
Представление команд.
-Работать сегодня мы будем по группам. У каждой группы есть название, девиз.
-Капитаны, представьте свои команды. (приветствие команд).
- Ребята, часть речи, пришедшая сегодня к нам на урок, пожелала, чтоб вы назвали её имя, отгадав загадку: (слайд №1)Какая часть речи может так говорить о себе?
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
К тому же от действий других я страдаю.
(Страдательное причастие)

Итак, загадка отгадана, и теперь можно объявить тему урока:
«Страдательное причастие прошедшего времени».
- Какую цель поставим перед собой? (слайд №2)
Наша цель: закрепить умение образовывать страдательные причастия прошедшего времени при помощи суффиксов, находить их в тексте.
Разминка.
Прежде чем преступить к выполнению практических заданий, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках. Мы много внимания уделяли причастию как самостоятельной части речи, учились образовывать причастия, правильно их писать. Вспоминать мы будем работая в группах. От вас потребуется быстрота, точность и правильность ответа.
Но сначала обратимся к ПДД.
- Давайте вспомним, какой цвет светофора запрещает движение? (красный).
Следовательно, группа ответившая неверно, получает красный жетон.
- А какой цвет светофора разрешает движение?(зеленый)
Группа, правильно ответившая на вопрос, получает зеленый жетон.
Хочу пожелать каждой группе, чтобы у вас было как можно меньше красных жетонов!
- Я вам буду задавать вопросы, группа, поднявшая руку первой, дает ответ.
Ребята, давайте вспомним, что такое причастие? (Причастие - самостоятельная часть речи, обозначающая проявляющийся во времени признак предмета по действию на отвечает на вопросы: Какой? и др.).
Как изменяются причастия? (Причастия бывают совершенного несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам, а в единственном числе по родам).
Какова синтаксическая роль причастий? (определение и сказуемое)
На какие 2 группы делятся причастия? Приведите примеры (действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета. Страдательные причастия -признак, который возник у предмета под действием другого предмета).
А теперь давайте вспомним, как образуются действительные причастия? (Действительные причастия - с помощью суффиксов :–ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-) – в настоящем времени; -вш-, -ш- в прошедшем времени).
6. –Вспомним, как образуются страдательные причастия настоящего времени?
7. Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?
8. Какую форму могут иметь страдательные причастия? (полную и краткую)
III. Выполнение практических упражнений.
1. Работа со словами.
- На доске для каждой группы записаны слова с пропущенной морфемой в каждом слове. Необходимо, чтобы каждый участник группы по очереди выходил к доске, вписывал нужную часть слова, выделял ее. (например).
От вас потребуется быстрота, правильность, точность. Начинаем!
1 группа: прочитаый, разбиый, распилный, сожжый, колоый.
2 группа: озарый, выучый, сделаый, вымыый, приглашый.
Слова какой части речи записаны перед нами? Как образуются страдательные причастия
2. Работа с текстами.
Каждой группе я раздам тексты, прочитайте задания, которые неоходимо выполнить. Это задание, конечно, на правильность.
1 группа:
Составленная Аристотелем первая системная сводка животных называется «Лестница существ». Его труды были использованы и дополнены другими учеными.
В Эпоху Великих географических открытий были расширены знания о видовом составе животного мира, привнёсшие в зоологию много легенд и вымыслов о мифических существах.
Изготовленный в 18 веке микроскоп позволил взглянуть на мир микроскопических организмов. Благодаря этому были описаны и воссозданы переходные формы между представителями некоторых классов позвоночных, и доказано последовательное развитие животного мира.
группа:
Кроссворд.
Кроссворд по теме: «Причастие»
Задание. Выбрать из 3 предложенных вариантов то слово, которое обладает названным признаком
По горизонтали: 3. Слово, которое является причастием: занятный, закрытый, приятный. 4. Действительное причастие: читаемый, принятый, видевший. 7. Причастие прошедшего времени: привыкающий, высказавший, поднимаемый. 10. Несклоняемая форма причастия: разобран, думающий, вышедший. 11. Форма причастия, которая в предложении всегда выступает в роли сказуемого: уставший, вывернут, меняемый. 12. Причастие, образованное от глагола 1 спряжения: стелющий, просящий, уносящий. 13. Причастие, образованное от глагола 2 спряжения: бегущий, дышащий, несущий.
По вертикали: 1. Страдательное причастие: думающий, слышимый, варивший. 2. Причастие настоящего времени: забывший, покрытый, бредущий. 5. Причастие, образованное от непереходного глагола: свисавший, списавший, принесший. 8. Причастие, выступающее в роли определения: Забытый мною ключ лежал на столе. Двери дома открыты настежь. Сидящий повернул голову в мою сторону. 9. Причастие, которое приобрело значение имени существительного и в предложении чаще выступает в роли подлежащего: водимый, сжавший, будущее.

Каждой группе раздается кроссворд.
 
V. Закрепление изученного материала
. Промежуточное тестирование. Проверка усвоения материала о страдательном причастии (слайд 12)
Вариант 1
Какое из данных слов является страдательным причастием прошедшего времени?
1) длинный
2) пустынный
3) отправленный
4) деревянный
Какое из данных причастий страдательное?
1) играющая девочка
2) шумящий поток
3) сделанная работа
4) несший рюкзак
Какое из данных причастий не является страдательным?
1) пишущий
2) увиденный
3) сжатый
4) вязанный

В каком предложении есть причастный оборот, прич.+завис. сл.?
1. Поле, засеянное озимой рожью, зазеленело.
2. Расстилавшийся над рекой туман еще не рассеялся.
3. Выступившие на семинаре ученики получили отличные оценки.

Вариант 2
1. Какое из данных слов является страдательным причастием прошедшего времени?
1) стеклянный
2) старинный
3) составленный
4) мгновенный
2.Какое из данных причастий страдательное?
1) шуршащие листья
2) распахнутое окно
3)любящий сын
4) строивший дом
Какое из данных причастий не является страдательным?
1) закрученный
2) отправленная
3) видящий
4) прочитанный
4. В каком предложении есть причастный оборот, прич.+завис. сл.?
1. Поле, засеянное озимой рожью, зазеленело.
2. Расстилавшийся над рекой туман еще не рассеялся.
3. Выступившие на семинаре ученики получили отличные оценки.

Ключи к тесту: (можно сделать бланк ответа по форме )
(слайд 12)

Вариант №1

ФИ


I
II
III
IV

3
3
1
1


Вариант №2


ФИ


I
II
III
IV

3
2
3
1


Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени.

Поймать – поймал – пойм.ый
Задержать – задерж..л – задерж.ый
Завернуть – завернул – заверн.ый
Осмеять – осме..л – осме.ый
Потерять – потер..л – потер.ый
Рассчитать – рассчит..л – рассчит.ый
Распилить – распил..л – распил.ый
Увенчать – увенч..л – увенч.ый

Выслуш..ть – выслуш..л – выслуш.ый
Обид..ть – обид..л – обиж.ый
Расчист..ть – расчист..л – расчищ.ый
Увид..ть – увид..л – увид.ый
Раскле..ть – раскле..л – раскле.ый
Достав..ть – достав..л – доставл.ый
Измер..ть -.измер..л – измер.ый

Итог урока.
Составление кластера.
XI. Домашнее задание:
Написать сказку о страдательных причастиях.
XI. Оценивание. (капитаны самостоятельно оценивают свою команду и характеризуют работу группы на уроке).









13PAGE \* MERGEFORMAT14615




Заголовок 115