МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Тема: Осуществление сестринского ухода за пациентами острыми с заболеваниями и травмами прямой кишки


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессахМДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Раздел 5. Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в хирургии, офтальмологии, отоларингологии, онкологии
Тема: Осуществление сестринского ухода за пациентами острыми с заболеваниями и травмами прямой кишки
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
(базовой подготовки)

Купино
2017
Рассмотрена на заседании
предметно-цикловой методической комиссии профессиональных модулей
Протокол №______ «____» _______________ 2017 г.
Председатель _________________Степанова А В.
Авторы-составители:
преподаватель первой квалификационной категории Русакова Л.И.
преподаватель Панин А.П.
Пояснительная записка
к методической разработке по профессиональному ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом процессах по теме: «Осуществление сестринского ухода за пациентами с заболеваниями и травмами прямой кишки» Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям и умениям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки.
уметь:
- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
знать:
- причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;
Формируемые компетенции:
ОК1, ОК 2 ,ОК4-7,ОК 13
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
На занятии применяются элементы технологии симуляционного обучения.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала», (приложение №1), «Самостоятельная работа студентов» (приложение№2), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний и умений» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5), Самостоятельная внеаудиторная работа (приложение №6)
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: « Осуществление сестринского ухода за пациентами с острыми заболеваниями и травмами прямой кишки»
Место проведения кабинет лечения пациентов хирургического профиля
Продолжительность проведения занятия 270 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.
Цели занятия:
Образовательная: после изучения темы студент должен
знать:
- причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи при синдроме воспаления;
уметь:
- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
Воспитательная: формирование сознательного отношения к значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса, ответственности за результат выполнения заданий.
Развивающая: развитие умения принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценки их эффективности,  осуществления поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития, работать в коллективе и команде. Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
Уметь: готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам; осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях
Знать: причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи
Методическое обеспечение занятия: методическая разработка практического занятия, тестовые задания, ситуационные задачи
Оборудование: фантом ягодиц, кружка Эсмарха.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Список литературы
Е. А. Ерикова Практикум; В.М. Буянов; Ю.А. Наговицина; У.Р. Шилина «Организация специализированного сестринского ухода» 2012 г.
В. Г. Стецюк «Сестринское дело в хирургии» - М: ТОО «АНМИ» 2014 г. И.Ф.Богоявленский – 2014г.
Междисциплинарная интеграция:
ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях
Анатомия и физиология человека
МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Основы микробиологии и иммунологии
ПМ.01
Проведение профилактических мероприятий
Гигиена и экология человека
ПМ.04
Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
Внутридисциплинарная интеграция:
Осуществление сестринского ухода за пациентами с заболеваниями и травмами прямой кишки
Осуществление ухода за пациентами с кровотечением
Подготовка пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам при анестезии
Осуществление сестринского ухода за пациентами при синдроме воспаления
Описание хода занятия
№ Основные этапы
занятия.
Коды формируемыхКомпетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1; ОК 7.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста 3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3. Теоретическое осмысление учебного материала (приложение №1)
ОК 4
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию 30 мин. Тестовый контроль знаний
4. Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы 6 мин Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы:
5 Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ПК 2.1,2.2 Приложение №2
Цель: сформировать умения готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам:
- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях; 170 мин. Выполнение манипуляций
Решение задач
6 Физкультминутка
реализация ОК 13(приложение №3)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей 6 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
7. Осмысление и систематизация полученных умений реализация
ОК 4; ОК5 (приложение №4)
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания 30 мин. Закрепление материала осуществляется путем решения задач с последующими комментариями.
8. Подведение итогов (приложение №5)
3 мин. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
9. Самостоятельная внеаудиторная работа
(приложение №6) 20 мин Работа с лекционными материалом, учебниками, справочниками и другими источниками информации по теме занятия
Решение ситуационных задач
Всего 270 мин Приложение № 1
Тестовый контроль знаний
1.Клиническими симптомами рака прямой кишки являются:
а) выделения из заднего прохода слизи и гноя;
б) тенезмы;
в) ректальные кровотечения;
г) запоры;
д) похудание;
е) схваткобразные боли внизу живота. Выберите правильную комбинацию ответов:
а, б, в, г.
а, б, д.
в, д, е.
д, г, е.
а, в, д.
2.Среди факторов, предрасполагающих к возникновению острого парапроктита, самым частым является:
а) геморрой;
б) повреждение слизистой оболочки прямой кишки при медицинских манипуляциях;
в) микротравмы слизистой оболочки прямой кишки;
г) огнестрельные ранения прямой кишки;
д) воспалительные заболевания соседних с прямой кишкой органов.
3. С какими заболеваниями следует дифференцировать острый парапроктит:
а) карбункул ягодицы;
б) флегмона ягодицы;
в) абсцесс предстательной железы;
г) нагноение копчиковых кист;
д) бартолинит. Выберите правильную комбинацию ответов:
а, б.
в, д.
г.
все неправильно.
все правильно.
4. Для исследования свищей прямой кишки применяется:
а) наружный осмотр и пальпация;
б) пальцевое исследование прямой кишки;
в) прокрашивание свищевого хода и зондирование;
г) фистулография;
д) все перечисленное.
5. Для геморроя типичны следующие симптомы:
а) частый жидкий стул, тенезмы, слизисто-кровянистые выделения, периодическое повышение температуры тела;
б) сильная боль после дефекации, выделение капель крови после нее, хронические запоры;
в) неустойчивый стул, иногда с примесью крови, кал типа "овечьего";
г) постоянная боль в области заднего прохода, усиливающаяся после приема алкоголя и острых блюд, зуд анальной области;
д) выделение алой крови при дефекации, увеличение геморроидальных узлов.
6. Наиболее распространенным методом лечения хронического геморроя является:
а) хирургический – геморроидэктомия;
б) консервативный – диета, свечи, микроклизмы;
в) склерозирующая терапия;
г) лигирование латексом, шелком;
д) физиотерапия.
7. Для трещины прямой кишки характерен следующие симптомы:
а) умеренная боль в анальной области, усиливающаяся в момент дефекации, провоцируемая приемом алкоголя и острых блюд, зуд анальной области, обильное кровотечение после акта дефекации;
б) чувство неполного опорожнения при акте дефекации, лентовый кал, окрашенный кровью, тенезмы, неустойчивый стул, выделение слизи, нередко – однократной порции темной крови;
в) неустойчивый стул, чувство тяжести в тазовой области, кал обычной конфигурации, с темной или алой кровью, кал "овечьего" типа, вздутый живот;
г) частый жидкий стул, тенезмы, слизисто-кровянистые выделения, иногда профузные поносы, возможна температурная реакция;
д) сильнейшая боль после акта дефекации, кровотечение в виде 2-3 капель крови после акта дефекации, стулобоязнь, хронические запоры.
8.Укажите часто встречающуюся клинико-анатомическую форму парапроктита:
а) подкожный парапроктит;
б) подслизистый парапроктит;
в) седалищно-прямокишечный;
г) тазово-прямокишечный;
д) межмышечный парапроктит.
9. В случае лечения по поводу острого тромбоза геморроидальных узлов в амбулаторных условиях, рациональнее всего:
а) назначить слабительные (сернокислую магнезию), свинцовые примочки, внутрь эскузан или аспирин, свечи с красавкой;
б) сделать новокаиновую блокаду, вправить узлы;
в) назначить анальгетики, постельный режим, повязки с гепариновой мазью, диету;
г) удалить тромбированные узлы;
д) применить склерозирующую терапию.
10. Эпителиальный копчиковый ход:
а) связан с крестцом;
б) связан с копчиком;
в) оканчивается слепо в подкожной клетчатке межягодичной области;
г) расположен между задней поверхностью прямой кишки и передней поверхностью крестца; д) сообщается с просветом прямой кишки.
11. Консервативная терапия при острой анальной трещине предусматривает:
а) нормализацию стула;
б) лечебные клизмы;
в) снятие спазма сфинктера;
г) местное применение средств, способствующих заживлению раневой поверхности;
д) все перечисленное.
12. Наличие инородного тела в прямой кишке может проявляться:
а) кишечной непроходимостью;
б) кровотечением;
в) болями в прямой кишке и чувством распирания;
г) повышением температуры и развитием воспалительного процесса в параректальной клетчатке;
д) всеми перечисленными симптомами.
13.Для выявления отдаленных метастазов при раке прямой кишки применяются методы исследования:
а) лапароскопия;
б) УЗИ брюшной полости;
в) рентгенография грудной клетки;
г) компьютерная томография;
д) рентгенография позвоночника. Выберите правильную комбинацию ответов:
а, б, в.
а, б, г.
б, г, д.
а, г, д.
5) все ответы правильные.
Приложение №2
Самостоятельная работа студентов
ЗАДАЧА 1
В проктологическое отделение поступил пациент с жалобами на боли в области заднего прохода, усиливающиеся при дефекации, запоры, стул в виде «ленты», на каловых массах алая кровь.
При локальном осмотре определяется дефект слизистой оболочки заднего прохода в виде неглубокой трещины на 6 часах. Края трещины мягкие, кожа вокруг с небольшим отеком, гиперемирована.
Задания:
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Дайте рекомендации пациенту по профилактике трещин заднего прохода.
3. Наложите Т-образную повязку на промежность.
Эталон ответа:
Проблемы пациента
Настоящие проблемы:
- боль в области заднего прохода, усиливающаяся при дефекации;
- кровотечение из прямой кишки;
- нарушение акта дефекации.
Потенциальные проблемы:
- риск инфицирования трещины заднего прохода;
- риск возникновения анемии.
Приоритетная проблема: боль в области заднего прохода, усиливающаяся при дефекации.
Цель краткосрочная: у пациента уменьшится боль в области заднего прохода.
План :
1. Вызвать врача. Для получения назначений и рекомендаций
2. Провести беседу с пациентом о принципах лечения заболевания, предполагаемом исходе лечения. Психологически успокоить пациента, пополнить его знания о заболевании, ознакомить с планом лечения
3. Обеспечить пациенту диету с достаточным количеством клетчатки и продуктов, обладающих послабляющим действием. Для нормализации стула
4. Обеспечить гигиенический туалет в области заднего прохода после каждого акта дефекации и при перевязках. Для профилактики инфицирования трещины
5. Обеспечить наложение асептической повязки с лекарственными препаратами. Для уменьшения травматизации трещины и дополнительного инфицирования
6. Сделать пациенту очистительную или масляную клизму по назначению врача. Для облегчения акта дефекации
7. Наблюдать за повязкой, соблюдением диеты пациентом, стулом. Контроль состояния пациента и эффективности лечения
Оценка: боль в области заднего прохода уменьшилась, стул нормализовался. Цель достигнута.
Студент проводит беседу с пациентом по профилактике трещин заднего прохода:
Причинами возникновения трещин заднего прохода являются запоры, механические травмы, геморрой, физическое напряжение, инфекционные заболевания, ректальные инструментальные исследования.
Рекомендации пациенту по профилактике трещин заднего прохода:
- соблюдать диету, способствующую нормализации стула. Исключить прием острой пищи, алкоголя;
- добиться ежедневного регулярного стула;
- после каждого акта дефекации и на ночь – гигиенический туалет заднего прохода (подмывание, восходящий душ);
- носить хлопчатобумажные трусы, ежедневно менять их.
Студент на статисте накладывает косыночную повязку на промежность.
Алгоритм наложения косыночной повязки на промежность:
-Косынку укладывают так, чтобы основание проходило по пояснице;
- Концы косынки связывают спереди на животе;
-Верхушку проводят, накрывая ягодицы, через промежность кпереди и укрепляют к узлу из концов косынки.
-Аналогичным образом, но спереди, накладывается косыночная повязка, закрывающая переднюю часть промежности и наружные половые органы.

Приложение №3
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2-3 раза подняться на носки; 4- и.п.; темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2-4 раза держать; 5-6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.И.п. – о.с. 1 – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны; 3-4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1- наклон туловища назад: 2-4 – держать; 5-6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – сидя за партой, лицом к проход, руки в упоре. Имитация движения «Велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение № 4
ЗАДАЧА 1
Больной С., 46 лет, после акта дефекации  отмечает  неприятные ощущения, зуд в области анального канала, кровотечение с выделением крови алого цвета несмешанного с калом. При  объективном исследовании во время натуживания ниже линии Хилтона, в проекции  «7 часов» определяется опухолевидное образование продолговатой формы с  изъязвлениями в области верхушки и следами геморрагии.
Задания:
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Выполнить алгоритм постановки свечей на муляже.
Эталон ответа:
Проблемы пациента:
Настоящие:
- неприятные ощущения;
- зуд в области анального канала;
- кровотечение с выделением крови алого цвета несмешанного с калом;
- опухолевидное образование продолговатой формы с  изъязвлениями в области верхушки и следами геморрагии.
Потенциальные:
-кровотечение;
- риск возникновения рака;
Приоритетная: кровотечение с выделением крови алого цвета несмешанного с калом
Цель краткосрочная: остановить кровотечение.
План:
1. Ознакомит пациента с соответствующей литературой;
2.Обеспечение психологического и физического покоя;
3. Введение гемастатиков; 4.Холод;
5. Соблюдение диеты (исключить соленое, острое, кислые блюда, спиртное);
6. Применить местно свечи с экстрактом ромашки, ванночки со слабым раствором марганцовки;
7. Наложение «Т-образной повязки.
Оценка: кровотечение остановилось, болевые ощущение уменьшились. Цель достигнута.
Студент демонстрирует наложение на промежность «Т-образной повязки»:
Оснащение: кожный антисептик, маска, перчатки, лечебные растворы, стерильный материал, пинцеты, бинты.№ Последовательность действий (этапы) Обоснование
1. Убедитесь в наличии раны или ушиба. Определение показаний к манипуляции
2. Объясните пациенту смысл манипуляции и необходимость ее выполнения. Успокойте пациента. Психологическая подготовка пострадавшего
3. Уложите пострадавшего и во время выполнения манипуляции и встаньте лицом к нему. Возможность контроля за состоянием пострадавшего
4. Обработать кожу вокруг раны (70% этиловым спиртом, 1% раствором йодоната). Положить на травмированное место (рану) стерильную салфетку. Профилактика инфицирования.
5. Из бинта или ткани изготавливают поясок и фиксируют вокруг талии пострадавшего или делают (2-3 тура бинта)вокруг талии. Последовательное исполнение манипуляции, гарантирует хорошую фиксацию.
6. К пояску по середине привязывают начало бинта, проводят его через промежность и закрепляют его за поясок (среднюю часть) с противоположной стороны. 7. Делают петлю вокруг пояска, и операцию повторяют обратным путем до полного закрепления салфетки в области промежности. Качественно выполненная манипуляция способствует улучшению состояния пострадавшего.
8. Проверяем правильность, эффективность, эстетичность данной повязки Профилактика осложнений
Приложение № 5
При подведении итогов учитываются результаты выполнения тестовых заданий и самостоятельной работы
Критерии оценки тестовых заданий
20-18 баллов-5(отлично)
17-16 баллов-4(хорошо)
15-14 баллов-3(удовлетворительно)
Менее 14 баллов-2(неудовлетворительно)
Критерии оценки ситуационной задачи
Применяется дихотомическая система оценивания (да-нет). Максимальное количество баллов за выполнения одной задачи 8 баллов.
1. Определены правильно причины клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем организации и оказании медицинской помощи.(0-1)
Сформулировано правильно приоритетность проблем пациента со здоровьем и потребностей в профессиональном медицинском уходе при осуществлении сестринского ухода за пациентами с различными заболеваниями и состояниями(0-1)

Аргументированно точно приоритетность проблем пациента со здоровьем и потребностей в профессиональном медицинском уходе при осуществлении сестринского ухода за пациентами с различными заболеваниями и состояниями. (0-1)

2.Изложен правильный план сестринского ухода за пациентами с различными заболеваниями и состояниями (0-1)
- аргументирован правильно каждый пункт плана сестринского ухода за пациентами с различными заболеваниями и состояниями.(0-1)
3. Соблюден алгоритм выполнения манипуляций и процедур при осуществлении сестринского ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях в соответствиях с отраслевыми стандартами медицинских услуг. (0-1)
Выполнены требования техники безопасности при выполнении манипуляции и процедур и при осуществлении сестринского ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях в соответствии с отраслевыми стандартами медицинских услуг. (0-1)
Осуществлены точно и в полном объёме манипуляции и процедуры при осуществлении сестринского ухода за пациентами при различных заболеваниях состояниях в соответствии с отраслевыми стандартами медицинских услуг. (0-1)
16-15 баллов -5(отлично)
15-14 баллов-4(хорошо)
13-12баллов-3(удовлетворительно)
Менее 12 баллов-2(неудовлетворительно)
Итоговая оценка за занятии выставляется как среднеарифметическое с приоритетом на результаты выполнения самостоятельной работы.
Приложение № 6
1.Решение ситуационной задачи;
ЗАДАЧА 1
В проктологическое отделение поступил пациент с жалобами на умеренные боли в нижней половине живота, крестце, тенезмы, чередование запоров и поносов. При осмотре стула медицинская сестра обнаружила в нем примесь слизи, гноя и крови. Из анамнеза выяснилось, что пациент болен в течение трех месяцев и похудел на 7 кг. При фиброколоноскопии выявлен рак прямой кишки III-IV степени. Пациенту предложена паллиативная операция, с выведением колостомы. Пациент испытывает сильный страх перед операцией, волнуется за ее возможный исход.
Задания:
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства;
2. Дайте рекомендации пациенту по уходу за колостомой в домашних условиях;
3. Соберите набор для постановки очистительной клизмы, выполнить ее на муляже.
Эталон ответа:
Проблемы пациента:
Настоящие:
- умеренные боли в нижней половине живота;
- нарушение акта дефекации;
- снижение массы тела;
- страх перед операцией;
- беспокойство за исход операции.
Потенциальные:
- дефицит самоухода после операции;
- дефицит знаний о жизни с колостомой;
- боязнь одиночества.
Приоритетная: страх перед операцией, беспокойство за ее исход.
Цель краткосрочная: пациент преодолеет страх перед операцией, поверит в ее благоприятный исход.
План: Мотивация:
1. М/с будет ежедневно обсуждать с пациентом его страхи и волнения. Психологически подготовить к наложению колостомы2. Ознакомит пациента с соответствующей литературой, устройством современных калоприемников. Для психологической адаптации к новому качеству жизни
3. Пригласит психолога для консультации. Для психологической поддержки
4. Ознакомит с планом предоперационной подготовки и особенностями послеоперационного периода. Для ознакомления с планом подготовки к операции и послеоперационного ухода
5. М/с познакомит пациента с больным, перенесшим удачно подобную операцию. Подкрепить свои слова устами перенесшего операцию6. М/с обеспечит моральную поддержку пациента со стороны родственников. Оказать моральную поддержку пациенту близкими людьми
7. М/с организует досуг пациента. Отвлечь пациента от мыслей о неблагоприятном исходе
Оценка: пациент успокоился, дал согласие на операцию. Цель достигнута.
Студент проводит беседу с пациентом о принципах ухода за колостомой в домашних условиях.
Рекомендации пациенту по уходу за колостомой в домашних условиях:
- встать на учет у стомотерапевта;
- подобрать вместе со стомотерапевтом нужный вид калоприемника;
- подобрать диету индивидуально после консультации со стомотерапевтом;
- употреблять кефир, активированный уголь для борьбы с метеоризмом;
- освобождать калоприемник по мере его заполнения в удобном месте;
- при смене калоприемника тщательно очищать кожу. С осторожностью применять мыло;
- для защиты кожи от мацерации использовать специальные пасты, мази, кремы;
- для постановки очистительных клизм через стому использовать специальные конусообразные наконечники. Объем клизмы не должен превышать 1-1,5 л.
Студент демонстрирует постановку очистительной клизмы на фантоме:
Алгоритм постановки очистительной клизмы:
Оснащение:
• стерильные: лоток, клизменный наконечник, салфетки, пинцеты;
• кружка Эсмарха;
• штатив;
• клеёнка;
• пелёнка;
• ёмкость с водой в количестве 1,5-2 литра;
• ёмкость с дезинфицирующим средством;
• водяной термометр;
• вазелин;
• салфетки малые;
• шпатель для смазывания наконечника вазелином;
• судно, туалетная бумага;
• спецодежда: латексные перчатки одноразовые, медецинскии халат, клеенчатый
фартук, сменная обувь;
Обязательные условия;
Температура воды, вводимой в кишечник, должна соответствовать следующим показаниям водного термометра:
• при атоническом запоре - 12 -20 градусов Цельсия;
• при спастическом запоре - 37 - 40 - 42 градуса Цельсия!
при запоре - 20 -25 градусов Цельсия.
-В кружку Эсмарха наливают воду и, открыв кран, заполняют резиновую трубку, вытесняя воздух. Затем кран вновь закрывают и кружку подвешивают примерно на 1 м выше уровня кровати (кушетки);
-Больной ложится на левый бок, с согнутыми в коленях ногами, подтянув их к животу (в таком положении больного анальное отверстие становится доступнее, что облегчает введение наконечника);
- Под больного подкладывают клеенку, край которой опускают в таз;
-Первым и вторым пальцами левой руки раздвигают ягодицы больного, а правой рукой вращательными то в одну, то в другую сторону осторожно вводят в прямую кишку на глубину 10-12 см, предварительно смазанный вазелином наконечник.
-Вначале (первые 3-4 см) наконечник вводят по направлению к пупку больного, а затем поворачивают соответственно просвету прямой кишки и продолжают введение параллельно копчику.
- После введения наконечника открывают кран. Если вода не поступает, необходимо несколько выдвинуть наконечник и увеличить напор воды, подняв кружку выше.
- При возникновении болей по ходу толстой кишки напор воды уменьшают.
-После окончания введения жидкости в кишечник больной продолжает лежать, и ему предлагают удерживать жидкость, до тех пор пока позыв на дефекацию не станет весьма настойчивым.
- Заканчивается процедура тщательным обмыванием области заднего прохода теплой мыльной водой или под душем.

Направление введения наконечника при постановке очистительной клизмы

Постановка очистительной клизмы
2. Изучить тему «Осуществление сестринского ухода за пациентами с заболеванием и травмами прямой кишки » Е.А. Ерикова « Сестринское дело в хирургии» - М: ТОО «АНМИ» 2014 г.
стр 284 – 303.