Выпускная квалификационная работа на тему: Роль медицинской сестры в обучении матерей правилам пользования спейсером при бронхиальной астме у детей от 1 до 3 лет


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №5»
Филиал № 2
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕРЕЙ ПРАВИЛАМ ПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЙСЕРОМ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ У ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Студент (ка) А.А. Осеян Курс IV
Группа 3 МСО
____________________
(подпись студента)
Руководитель: Спевакова Е. А.
Допущена к защите:
« ____» ________________ 2016 г. _______________________________
______________/______________________/ (подпись руководителя)
г. Москва, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Характеристика заболевания бронхиальная астма..............................6
1.2 Особенности течения бронхиальной астмы у детей..........................9
1.3 Понятие о спейсере.................................................................................18
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анализ проблемы………………………………………………………22
2.2 Методы исследования………………………………………………….22
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..38ПРИЛОЖЕНИЕ А Понятие о спейсереПРИЛОЖЕНИЕ Б Виды спейсеровПРИЛОЖЕНИЕ В Анкета для родителей
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Преимущества спейсераПРИЛОЖЕНИЕ Д Бронхиальная астма. Факторы риска развития заболевания. Этиология
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Клиническая картина бронхиальной астмы у детей
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Приступ удушья. Доврачебная помощь
ПРИЛОЖЕНИЕ З Гипоаллергенная диаетаПРИЛОЖЕНИЕ И ПикфлоуметрияПРИЛОЖЕНИЕ К Техника применения спейсераПРИЛОЖЕНИЕ Л Повторная анкета для родителей
ВВЕДЕНИЕ
Бронхиальная астма — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей. Бронхиальная астма встречается у людей всех возрастов.
В настоящий момент бронхиальная астма - это одно из наиболее распространенных заболеваний детского возраста. С каждым годом растёт такой грозный показатель, как смертность от бронхиальной астмы. Ещё в начале нашей эры выдающиеся врачи того времени описали симптоматику этого заболевания и высказывали вредные предположения, касающиеся его патогенеза.
Сегодня бронхиальную астму у пациентов детского возраста педиатры рассматривают в качестве хронического заболевания. Его причинами являются воспаление дыхательных путей аллергической природы и повышенная реактивность бронхов.
Заболевание характеризуется периодически возникающими приступами одышки или удушья, обусловленными спазмом бронхов. К другим причинам затруднения дыхания относят избыточную секрецию слизи бронхиальными железами и отек слизистой оболочки самих бронхов.
Доказано, что бронхиальная астма относится к заболеваниям, имеющим наследственную предрасположенность. У многих детей , которым поставлен подобный диагноз , есть более или менее близкие родственники с аналогичной патологией.
На сегодняшнем этапе развития медицины уже хорошо понятно, что начинается бронхиальная астма в детском возрасте под действием аллергенов, большей частью которых являются домашняя пыль и составляющие ее компоненты.
Бронхиальная астма – распространенное заболевание, в различных регионах России ею страдают 5-10% детей. Наиболее часто заболевание начинается у детей в возрасте 2-5 лет, но может начаться в любом возрасте.
В лечении бронхиальной астмы у детей применяются препараты ингаляционно. Как известно, эффект от применения ингаляционных препаратов зависит от техники ингаляции и правильного вдоха, которым ребенка необходимо научить. Дети в возрасте от 1 года до 3 лет самостоятельно не могут качественно провести ингаляцию или применить карманный ингалятор. У маленьких детей ингаляцию можно выполнять спейсером через маску.
Спейсер – приспособление, которое увеличивает пространство для преобразования аэрозолей в мелкодисперстное состояние. Это позволяет доставить лекарственные препараты в мелкие бронхи и уменьшить местный раздражающий эффект.
Молодые родители сталкиваются с проблемой дефицита знаний о спейсере и о правилах его применения, поэтому медицинской сестре целесообразно обучить родителей, обеспечить их памятками.
Цель исследования: изучить влияние деятельности медицинской сестры на уровень знании и умений матерей о правилах пользования спейсером при бронхиальной астме у детей от 1 года до 3 лет.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. оценить исходный уровень знаний и навыков матерей о правилах пользования спейсером при бронхиальной астме у детей от 1 года до 3 лет;
2. после проведенного обучения изучить уровень знаний и навыков матерей о правилах пользования спейсером при бронхиальной астме у детей от 1 года до 3 лет;
3. на основании сравнительного анализа (до и после обучения) определить роль медицинской сестры в повышении уровня знаний и навыков матерей о правилах пользования спейсером при бронхиальной астме у детей от 1 года до 3 лет;
4. охарактеризовать основные направления повседневной деятельности медицинской сестры по повышению уровня знаний и навыков матерей о правилах пользования спейсером при бронхиальной астме у детей от 1 года до 3 лет.
Объект исследования: деятельность медицинской сестры при работе с матерями детей от 1 года до 3 лет, страдающих бронхиальной астмой
Предмет исследования: влияние деятельности медицинской сестры на уровень знаний и умений матерей о правилах пользования спейсером при бронхиальной астме у детей от 1 года до 3 лет
Гипотеза: при условии правильно организованного обучения медицинской сестрой матерей правилам пользования спейсером при бронхиальной астме у детей от 1 года до 3 лет, повысится уровень знаний и умений последних по данному вопросу.
Глава 1 Теоретическая часть
Характеристика заболевания бронхиальная астма
Бронхиальная астма - это заболевание, проявляющееся приступами одышки, которые зачастую сопровождаются кашлем и могут перерастать в приступы удушья. Это происходит из-за того, что дыхательные пути чрезмерно реагируют на разные раздражители. В ответ на раздражение они сужаются и вырабатывают большое количество слизи, что нарушает нормальный ток воздуха при дыхании.
Предрасполагающие факторы
Предрасполагающими факторами, которые могут привести к возникновению бронхиальной астмы у ребенка являются:
наследственная предрасположенность (более выражена при аллергической форме);
генетические факторы;
патология беременности и возраст родителей (недоношенный плод, ОРВИ и аллергические болезни во время беременности, более старший возраст родителей);
раннее искусственное вскармливание;
болезни желудочно-кишечного тракта;
лекарственная, пищевая аллергия;
ОРВИ чаще 2 — 3 раз в год;
пассивное курение.
Аллергенами могут быть самые различные вещества:
шерсть животных;
квартирная пыль;
пыльца растений;
любая пища;
сильные запахи;
клещи;
инфекционные аллергены — вирусы, бактерии, грибы;
физические и термические аллергены — колебания температуры и влажности воздуха, атмосферного давления
Этиология бронхиальной астмы
Аллергены инфекционной природы: грибы, бактерии, вирусы - все это вызывает астму у человека.
Частой причиной её возникновения оказываются различные инфекции верхних дыхательных путей, бронхов, легких.
Аллергены неинфекционной природы:
1) Бытовые аллергены: домашняя пыль, перо подушек. Очень активным компонентом аллергена из домашней пыли является дерматофагоидные клещи. Они обитают в постели и постельном белье.
2) Аллергены растительного и животного происхождения: пыльца деревьев, трав, скошенное сено, шерсть животных, сухие останки насекомых и членистоногих, особенно дафнии – водного рачка, который используется как корм для аквариумных рыб.
3) Лекарственные вещества (аспирин).
Клиническая картина бронхиальной астмы у детей от 1 года до 3 лет
В центре клинической картины бронхиальной астмы - приступ удушья.
Чаще приступы удушья беспокоят пациента - ребенка по ночам. В случаях средней тяжести приступы удушья наблюдаются утром. Типичный приступ у больных с атопической бронхиальной астмой возникает внезапно, начинается нередко с ощущения заложенности в носу, стеснения в груди, сопровождается надсадным кашлем. При инфекционно-аллергической бронхиальной астме приступ удушья развивается постепенно, с ухудшением симптомов бронхита или пневмонии, на фоне которых и возникает бронхиальная астма.
В течения заболевания выделяют периоды обострения и ремиссии. Клиническими проявлениями астмы являются эпизодически возникающие приступы удушья, кашля, одышки, чувство стеснения в груди, свистящие хрипы, более выраженные при выдохе.
Типичному приступу удушья предшествует период предвестников, который длится от нескольких часов до 2-3 суток. Он характеризуется проявлением беспокойства, раздражительности или психической депрессии. Нарушается сон. Нередко отмечаются чихание, зуд в носу, заложенность и серозные выделения из носа, навязчивый сухой кашель, головная боль.
Приступ удушья чаще развивается ночью. Появляются ощущение нехватки воздуха, чувство сдавления в груди, выраженная экспираторная одышка. Вдох становится коротким, выдох медленный, сопровождается громкими свистящими хрипами ,слышными на расстоянии. Маленькие дети испуганы, мечутся в постели. Дети старшего возраста принимают вынужденное положение: сидят, наклонившись вперёд, опираясь локтями на колени. Лицо бледное, с синюшным оттенком, покрыто холодным потом. В дыхании участвует вспомогательная мускулатура. Шейные вены набухшие. Ребёнка беспокоит кашель с трудноотделяемой, вязкой, густой мокротой. Грудная клетка находится в положении максимального вдоха. При перкуссии определяется коробочный звук. Тоны сердца приглушены, характерна тахикардия. В конце приступа выделяется густая мокрота.
В раннем детском возрасте обструктивный синдром часто возникает на фоне респираторной инфекции и склонен к рецидивированию. Отёк и гиперсекреция преобладает над бронхоспазмом, поэтому приступ удушья развивается относительно медленно, протекает более продолжительно и тяжело.
В период ремиссии состояние ребёнка удовлетворительное, показатели функции внешнего дыхания в пределах возрастной нормы. При заболевании средней тяжести приступы повторяются 3-4 раза в месяц. Клиническая ремиссия не полная и длится в течение трёх месяцев. При тяжёлой астме несколько раз в неделю или ежедневно развиваются.
Особенности течения бронхиальной астмы у детей от 1 года до 3 лет
В раннем детском возрасте хорошо развиты слизистые железы, сосудистая и лимфатическая системы в подслизистой оболочке бронхов, в то время как мышечная стенка бронхов сформирована ещё недостаточно. В связи с этим локализованное в бронхолёгочных структурах аллергическая реакция протекает у детей раннего возраста с выраженными вазосекреторными расстройствами при меньшей выраженности бронхоспазма.
Особенно значительно выражен вазосекреторный компонент при бронхиальной астме у детей первого года жизни, имеющих признаки экссудативно - катаральной аномалии конституции и тимомегалии. При бронхиальной астме у детей раннего возраста аллергическое воспаление развёртывается в основном в бронхах среднего и крупного калибра, тогда как у детей более старшего возраста в процесс вовлекаются мелкие бронхи и бронхиолы. Бронхиальная астма у детей раннего возраста может быть проявлением пищевой, вакцинальной, инфекционной и лекарственной аллергии. Существенную роль в формировании бронхиальной астмы в раннем детском возрасте играют повторные воспалительные заболевания органов дыхания (респираторная вирусная инфекция, рецидивирующий и обструктивный бронхит, пневмония).В основе клинических проявлений бронхиальной астмы у детей раннего возраста, как и у более старших детей, лежит нарушение бронхиальной проходимости, однако затруднение дыхания у них менее выражено. Проявлению заболевания нередко предшествует возникновение аллергического риносинусита, спастического кашля, который беспокоит больных больше в ночное время. Часто у ребёнка отмечается повышение температуры до субфебрильных цифр. Вслед за этим возникает одышка экспираторного типа, но нередко отмечается одышка смешанного типа. При перкуссии грудной клетки над областью лёгких определяется коробочный оттенок перкуторного звука, при аускультации выслушивается умеренное количество сухих хрипов и значительное количество разнокалиберных влажных хрипов. При рентгенологическом исследовании у детей раннего возраста в остром периоде бронхиальной астмы обнаруживается скрытая эмфизема, проявляющаяся разрежением рисунка в латеральных отделах лёгких, сгущением его в медиальных отделах лёгких и лишь сравнительно редко можно найти усиление лёгочного рисунка, захватывающего прикорневые, нижневнутренние и верхневнутренние зоны.
Обострение бронхиальной астмы у детей раннего возраста длится от 1,5 до 4 недель. У части пациентов обострение бронхиальной астмы сопровождается кожными проявлениями аллергии, дискинезией желудочно-кишечного тракта и желчевыводящих путей.
Диагностика бронхиальной астмы
Диагностика бронхиальной астмы у детей является сложным и многоэтапным процессом, она состоит из опроса и осмотра ребенка, данных аллергологического анамнеза, рентгенологических, иммунологических, биохимических и специальных бронхолегочных и функциональных исследований.
К общеклиническим методам относят:
1.общий анализ крови — анемия, эозинофилия;
2.клинический анализ мочи — нет никаких изменений;
3.биохимический анализ крови — увеличение количества общего белка;
4.анализ мокроты — выявление спиралей Куршмана, кристаллов Шарко-Лейдена, большого количества эозинофилов и нейтрофилов;
5.рентгенография грудной клетки — на ранних этапах изменений может не быть. На поздних — повышается «прозрачность» легких, они становятся более воздушными специфических изменений нет, но ее проводят для исключения сердечной астмы;
6.Данные методы исследования проводятся обязательно всем детям, которые направляются к аллергологу или пульмонологу с подозрением на бронхиальную астму.
• Пикфлоуметрия: метод оценивает пиковую скорость выдоха (ПСВ) — скорость выдоха за первую секунду (при бронхиальной астме снижается). Для этого человеку предлагают после глубокого вдоха с силой выдохнуть в специальную трубку аппарата (пикфлоуметр), скорость выдоха рассчитывается автоматически. Метод хорошо подходит для самоконтроля пациентами состояния функции дыхания в домашних условиях.
• Спирометрия (спирография): метод определения объемов легких, а также скорости выдоха. Суть метода в форсированном выдыхании воздуха из легких в специальную трубку, являющуюся частью аппарата. При бронхиальной астме в первую очередь снижается скорость выдоха за первую секунду, что говорит о наличии бронхообструкции (сужение просвета бронхов). Является основным методом оценки состояния функции внешнего дыхания.
• Проба с бронходилятатором – выполнение спирометрии до и после ингаляции препарата, расширяющего бронх. Применяется для оценки обратимости сужения бронха. При бронхиальной астме бронхиальная проводимость улучшается, и показатели спирометрии увеличиваются.
• Провокационный (бронхоконстрикторный) тест – применяется для провокации симптомов астмы, если на момент исследования функция внешнего дыхания не нарушена. Заключается в выполнении спирометрии после ингаляции метахолина или гистамина (вещества, сужающие бронх при наличии его гиперреактивности) на 3, 6, 9 и 12 минутах. При бронхиальной астме показатели функции внешнего дыхания снижаются.
• Бодиплетизмография – метод оценки функции внешнего дыхания, который позволяет определять все объемы и емкости легких, в том числе те, которые не определяются спирографией.
• Исследование газового состава крови: при бронхиальной астме в зависимости от тяжести заболевания возможно уменьшение концентрации кислорода в крови и увеличение концентрации углекислого газа.
• Определение оксида азота в выдыхаемом воздухе (метод подходит для первичной диагностики бронхиальной астмы, когда пациент еще не принимал лекарственные препараты).
• Возможна также консультация пульмонолога.
Основные принципы лечения бронхиальной астмы у детей от 1 года до 3 лет
- Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима.
- Провести беседу с родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений.
- Создание режима щажения ЦНС и органов дыхания. Расширение знаний.
- Обеспечивать организацию и контроль питания.
- Проведение беседы с родителями об особенностях гипоаллергенной диеты.
При бронхиальной астме назначают гипоаллергенную диету. Из нее удалены все продукты, которые являются раздражителями и вызывают приступы удушья. Чаще всего это цитрусовые, яйца, рыба, крабы, раки, острые соленые и консервированные продукты, орехи. В промежутках между приступами питание должно быть полноценным, но не слишком обильным. Необходимо ограничить содержание углеводов, особенно сахара, соли и жидкости. Полностью исключаются крепкие мясные бульоны.
- Удовлетворение, физиологических, потребностей.
- Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины.
Удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания.
- Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи.
- Провести с родителями беседу о необходимости соблюдения гигиены ребёнка.
-Объяснить родителям необходимость приема лекарственных препаратов.
- Провести беседу с родителями о возможных побочных эффектах препаратов.
- Научить родителей правилам применения устройств для ингаляций, методике проведения пиклоуметрии и ведению дневника самоконтроля.
- Контролировать устойчивость практических навыков у родителей.
- Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения.
- Обеспечить психологическую поддержку родителям
- Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией ребёнка на лечение.
Реализация ухода:
- Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером.
- Контроль ЧД,ЧСС, наличия и характера одышки и кашля, контроль , контроль физиологических отправлений.
- При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу.
Диспансерное наблюдение детей, страдающих бронхиальной астмой
Диспансерное наблюдение детей с бронхиальной астмой включает в себя доступность, специализированный подход к лечению и диагностике, профилактике, а также структурированность и этапность. Лишь при наличии таких составляющих можно будет гарантировать предотвращение прогрессирование заболевания.
Следует отметить, что диспансерное наблюдение проводится не только для детей, уже больных бронхиальной астмой, но и входящих в группу повышенного риска.
В диспансерном наблюдении, как правило, участвуют следующие врачи:
-аллерголог 1 раз в квартал;
-педиатр 2-3 раза в год;
-отоларинголог не реже 2-х раз в год;
-фтизиатр;
-дерматолог;
-стоматологом не реже 2-х раз в год;
-гинекологом - 1 раз в год и другие врачи-специалисты.
Аллергологическое обследование - по показаниям. Аллерголог осматривает в период проведения специфической гипосенсибилизации и подбора диеты не реже 1 раза в неделю, а в остальное время – 1 раз в квартал.
В процессе диспансерного наблюдения участковый педиатр следит за общим состоянием ребенка, за физикальными изменениями в легких, за функциональным состоянием внешнего дыхания, за гематологическими показателями, выявляет и лечит очаговую инфекцию. Один раз в 3-6 месяцев исследуется кал на гельминты.
Лечебно-оздоровительные мероприятия:
-дозированное голодание - 1 раз в 7-10 дней;
-иглорефлексотерапия, неспецифическая десенсибилизация 2 раза в год;
-лечебный микроклимат;
-психотерапии;
-санаторно-курортное лечение;
-исключение контакта с аллергеном;
-специфическая десенсибилизация по показаниям;
-дыхательная гимнастика.
При постановке ребенка на диспансерный учет необходимо проводить комплексные проверки раз в год, в которых учитываются динамика лечения, оценка и (при необходимости) изменение проводимых методов лечения.
Сроки осмотра варьируются от степени тяжести бронхиальной астмы – при легкой 2 раза в год, а при тяжелой форме – 4 раза в год.
Следует помнить, что у соответствующих специалистов (пульмонолога или аллерголога) следует уточнить диагноз, а также степень соблюдения пациентом предписаний врача насчет лечения и режима. Необходимо следить за точностью заполнения карточки ребенка, вести график пикфлоуметрии и периодически проверять безопасность и влияние на организм ребенка принимаемых им препаратов (во избежание побочных эффектов).
Основные методы лечения, назначаемые при диспансерном наблюдении детей, практически не отличаются от подобных процедур у взрослых. Сюда входит массаж, физиотерапевческие процедуры (закаливание), ЛФК, а также санитарно-оздоровительное лечение на курортах.
Специализированные санатории являются важным и эффективным средством для лечения ребенка. В таких заведениях дети получают соответствующий уход и сопоставимые с их физическим состоянием нагрузку (гимнастика, массаж).
Профилактика бронхиальной астмы
Первичная профилактика (для предотвращения развития бронхиальной астмы):
• рациональное питание женщины в период беременности;
• ограничение принимаемых медикаментов в период беременности и кормлению грудью;
• соблюдение гипоаллергенного режима в помещении, где находится ребенок;
• исключение пассивного курения.
Вторичная профилактика (для предупреждения обострения заболевания):
• следует исключить или ограничить контакт ребенка с аллергенами в быту;
• при пищевой аллергии – соблюдение соответствующей диеты;
• при физической нагрузке, изменении метеоусловий применять препараты из группы бета-2-агонистов, которые рекомендует пульмонолог или аллерголог;
• вакцинация детей с бронхиальной астмой проводится по заключению аллерголога и иммунолога в период стойкой ремиссии не менее 3-6 месяцев на фоне приема антигистаминных препаратов;
• родители должны четко знать последовательность действий в домашней обстановке при приступе удушья до тех пор, пока ребенок не будет госпитализирован или ему не будет оказана медицинская помощь.
Третичная профилактика: применяется для уменьшения тяжести течения и предупреждения обострений болезни у пациентов, которые уже болеют бронхиальной астмой. Основной метод профилактики астмы на этом этапе заключается в исключении контакта пациента с аллергеном, вызывающим приступ астмы.
Родители обязательно должны посещать школу здоровья со своими детьми. Основные цели обучения в Школах для больных детей бронхиальной астмой:
• расширить знания родителей о причинах, симптомах обострениях, приступах, тактике оказания помощи);
• изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющие риск развития его осложнений;
• обучить родителей проведению самооценки и самоконтроля в домашних условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств доврачебной самопомощи при появлении симптомов;
• рассказать родителям основные аспекты диеты для детей больных бронхиальной астмой;
• обьяснить родителям, что крайне вреден сигратетный дым для детей больных страдающим бронхиальной астмой, крайне вреден сигаретный дым, так что курящие родители не должны курить в присутствии детей (и не должны разрешать это другим курящим);
• обучить родителей пользоваться карманным ингалятором, спейсером, пикфлоуметром;
помочь родителям точно выполнить назначения врача - ведь от этого будет зависеть полнота успеха противоасматического лечения их детей.
Понятие о спейсереПри явлениях бронхоспазма целесообразно использовать нейбулайзер, обеспечивающий сверхмалое дисперсное распыление, или спейсер – индивидуальное вспомогательное ингаляционное устройство, обеспечивающее попадание препарата глубоко в дыхательные пути [1].
У маленьких детей ингаляцию можно выполнять спейсером через маску. Спейсер – приспособление, которое увеличивает пространство для преобразования аэрозолей в мелкодисперстное состояние. Это позволяет доставить лекарственные препараты в мелкие бронхи и уменьшить местный раздражающий эффект [2].
Спейсер - это вспомогательное устройство для ингаляций, камера, которая служит промежуточным резервуаром для аэрозоли лекарства. Лекарство из баллончика ингалятора поступает в спейсер, а затем вдыхается пациентом.
Применение спейсеров регламентировано в соответствии с ПРИКАЗОМ МЗ РФ N300 от 09.10.98 г. «Об утверждении стандартов
(протоколов) диагностики и лечения больных с неспецифическими заболеваниями легких» [3].
Одним из первых на фармацевтическом рынке появился ингалятор с фиксированными дозами — это небольшая емкость, которая применяется для приема точно отмеренных доз лекарств.
Существуют и другие виды ингаляторов для лечения астмы:
ингалятор, активируемый вдохом;
порошковый ингалятор;
турбухалер;
аэролайзер..
Преимущества ингалятора спейсера:
- легкость в применении;
- значительно упрощает использование ингалятора;
- незаменим  для маленьких детей;
- не требует четкой синхронизации вдоха и момента нажатия   на клапан ингалятора;
- четкая и легкая дозировка лекарственных препаратов;
- при использовании ингалятора спейсера лекарственные препараты практически не оседают в полости рта и не всасываются в желудочно-кишечном тракте, что значительно снижает побочные эффекты;
- точное попадание препаратов  глубоко в дыхательные пути обеспечивает  их максимальную эффективность;
- экономный расход лекарств;
- быстрый лекарственный эффект;
- возможность использования во время приступа астмы.
Разновидностей спенсеров много, но обычно он состоит из двух разборных конусообразных  частей, выполненных из пластмассы, одна из которых имеет мундштук, а другая - стыковочное отверстие для установки дозированного ингалятора.  Детские спейсеры  имеют  маску и клапан, которые обеспечивают более  эффективную подачу лекарственного аэрозоля. В приложениях А и Б представлены виды спейсеров.
Спейсеры применяются только  для  аэрозолей. Если же назначенное лекарство  сухой порошок, спейсер не применяется. 
Самые эффективные лекарства при бронхиальной астме и хроническом обструктивном бронхите, а так же мусковисцидозе назначаются ингаляционно. Они специально разработаны так, чтобы быть максимально эффективными местно (топическими), и как можно меньше влиять на весь организм (минимальное системное действие). Поэтому первостепенное значение приобретает обеспечение непосредственного попадания лекарственного вещества к месту своего действия, то есть в бронхи.
Самыми популярными и доступными ингаляциооными препаратами являются дозированные аэрозольные ингаляторы (баллоные спреи). Но их пременение сопряжено с некоторыми трудностями. Возникающие при нажатии на баллончик струя аэрозоля имеет высокую начальную скорость --более 100км в час, скорость вдоха гораздо меньше - и состоит из смеси частиц более крупного и более мелкого размера. Это приводит к тому, что большая часть дозы препарата оседает на задней стенке глотки и проглатывается. По данным разных исследований ,правильно пользуются дозированым ингалятором только 20-24 % пациентов.
Задачей спейсера - устранить трудности и проблемы . Он тормозит скорость движения аэрозольного облака, крупные частицы оседают на стенках. Координации вдоха и нажатия не требуются. Кроме того, спейсер с маской позволяет провести ингаляцию практически в любой ситуации , когда сохраняются сомостоятельное дыхание ,например при тяжёлом приступе астмы. С помощью спейсера становятся возможными ингаляции у детей, которые слишком малы, чтобы непосредственно использовать ингаляторы . Спейсер можно носить с собой.
В случае с гормональными ингаляционными препаратами попадание значительной части дозы на заднюю стенку глотки в верхние дыхательные пути может привести к развитию охриплости голоса и развитию кандидоза (молочница) полости рта, вызвать рефлекторный кашель. Кроме того, в дальнейшем та часть препарата, которая оседает в глотке , проглатывается , и может вызвать систменое действие . Спейсер уменьшает оседание препаратов в глотке и верхних дыхательных путях , тем самым, предупреждая развитие подобных осложнений. Всем пациентам, которым ингаляцинноые гормональные препараты назначены в форме дозированной аэрозоли, рекомендуются применять их через спейсер.
Спейсер должен быть достаточного размера, или обладать аэродинамически выверенной формой. У детей рекомендуется применять спейсеры, снабженные клапанами, при этом у маленьких детей желательно наличие клапанов как вдоха, так и выдоха. Некоторые спейсеры универсальны, а некоторые предназначены для определённого возсраста. Спейсер должен быть изготовлен из гиппоалергеных материалов. Наличие антистатического покрытия улучшает характеристики спейсера. Если спейсер разбирается, то за ним легче ухаживать. Детям первых лет жизни необходим спейсер с маской.
Уход за спейсером в домашних условиях
После каждого применения спейсер рекомендуется промыть горячей водой, при необходимости, с добавлением мягкого моющего средства и тщательно просушить. Во избежание развития бактерий во влажной среде все части ингалятора должны храниться в совершенно сухом месте.
Глава 2 Практическая часть
2.1 Анализ проблемы
Многие препараты для лечения астмы (как для купирования приступа, так и для базисной терапии) выпускаются в виде дозированного спрея или порошка и применяются в форме ингаляции. Видов ингаляторов для лечения астмы несколько.
Многие родители не используют спейсер, потому что не знают о преимуществах его применения и правилах пользования им. Важно научиться пользоваться ингалятором правильно. Для этого необходимо прочитать инструкцию и попросить врача-педиатра или медицинскую сестру показать, как это делать, затем совершить ингаляцию самостоятельно в присутствии медицинского работника, чтобы он проконтролировал правильность действий.
2.2 Методы исследования
Для достижения поставленной цели, нами были использованы такие методы исследования, как: теоретический анализ медицинской литературы по данной теме и анкетирование, собственно разработанной анкетой. Анкета представлена в приложении В.
2.3 Анализ результатов исследования
Исследование проводилось на базе ГБУЗ «НПЦС МПД имени В.Ф. Войно-Ясенецкого ДЗМ» Клинико - диагностический центр. Было проанкетировано 30 родителей, дети которых страдают бронхиальной астмой, и поставлены на диспансерный учет, собственно разработанной анкетой.
Анкетирование проводилось во время очередного приема врачом – педиатром.
Возраст респондентов представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура респондентов по возрастному принципу
Из диаграммы на рисунке 1 мы видим, что средний возраст родителей составляет 33% опрошенных – 25 -30 лет.
Следующий вопрос, который мы задали родителям: «Назовите возраст Вашего ребенка». Результаты представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура пациентов – детей по возрастному принципу
Из диаграммы на рисунке 2 следует, что 57% детей в возрасте 3 лет.
Далее мы спросили у родителей: «Как долго Ваш ребенок болеет бронхиальной астмой?». Анализ результатов представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 – Длительность заболевания бронхиальной астмой у детей
Из диаграммы видно, что диагноз – Бронхиальная астма 33% детей поставили 3 месяца назад.
В лечении бронхиальной астмы назначают препараты, обладающие бронхолитическим действием: бронхикум, сальбутамол, беродуал, эуфиллин. Хорощий эффект оказывает введение препаратов ингаляционным способом. При этом необходимо помнить, что ингаляторы, генерирующие крупно- и среднедиспенрсные аэрозоли способствуют оседанию лекарственных препаратов на уровне верхних дыхательных путей. При явлениях бронхоспазма целесообразно использовать нейбулайзер, обеспечивающий сверхмалое дисперсное распыление, или спейсер – индивидуальное вспомогательное ингаляторное устройство, обеспечивающее попадание препарата глубоко в дыхательные пути.
Далее мы задали родителям вопрос: «Знаете ли Вы, что такое спейсер?». Данные представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Уровень информированности родителей о спейсереИз диаграммы следует, что у 37% респондентов дефицит знаний о спейсере.
У маленьких детей ингаляцию можно выполнять спейсером через маску. Спейсер – приспособление, которое увеличивает пространство для преобразования аэрозолей в мелкодисперсное состояние. Это позволяет доставить лекарственные препараты в мелкие бронхи и уменьшить местный раздражающий эффект.
Применение прибора спейсера особенно эффективно у маленьких детей с астмой, и у взрослых, например у пожилых, нужная доза лекарства, как правило, не оказывается в легких при неполном вдохе или кашле, а у детей, когда ребенок вертится.
У спейсера ряд преимуществ, они представлены в приложении Г. Мы поинтересовались у родителей, известны ли им преимущества спейсера и попросили их перечислить. Данные анализа результатов ответов родителей представлены в диаграмме на рисунке 5.

Рисунок 5 – Уровень информированности родителей о преимуществах использования спейсераМы видим, наиболее частое преимущество известное родителям – 34% - незаменим для маленьких детей. И 33% респондентов не известны вообще преимущества по использованию спейсера. Можно предположить, что это те респонденты из числа 37%, у которых дефицит знаний о спейсере.
Следующий вопрос нашей анкеты: «Имеется ли спейсер у Вас дома?».

Рисунок 6 – Информированность о наличии спейсера в домашних условиях
Мы видим, что у 37% нет спейсера.
«Умеете ли Вы пользоваться спейсером?». Результаты анализа ответом родителей представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 – Навыки пользования спейсеромИ мы видим, что у 33% родителей нет навыков по применению спейсера.
Последний вопрос нашей анкеты: «Назовите источники получения Вами информации о спейсере».

Рисунок 8 – Источники получения родителями информации о спейсереИз представленной диаграммы на рисунке 8 мы выявили, что больший процент (37%) респондентов узнают информацию о спейсере из беседы с врачом- педиатром и медицинской сестрой. Другие 33% - получают эту информацию из интернет – источников, 13% - из журналов и от знакомых и соседей – 17%.
Таким образом, из полученных данных мы пришли к выводу, что 37% родителей получают информацию о спейсере от врача – педиатра и медицинской сестры, а другие 63 % узнают информацию из своих источников.
Самый достоверный источник информации - это беседа с врачом педиатром и медицинской сестрой детской поликлиники. Врач даст необходимые рекомендации по лечению, медицинская сестра объяснит особенности применения спейсера.
Из проведенного анкетирования, выявилось, что у родителей дефицит знаний по применению и использованию спейсера в лечении детей с бронхиальной астмой, 33% респондентов не известны преимущества спейсера и наконец, у 37% родителей нет спейсера и 33% - не умеют им пользоваться.
Нами были составлены программы по обучению родителей правилам использования спейсера при бронхиальной астме у детей от 1 года до 3 лет. Программу составляли ряд знаний, которые повысят информированность родителей по данному вопросу. Содержание каждого занятия отражено в виде рекомендаций и информированных листовок, также с родителями проводились беседы. Ниже представлена программа обучения.
Программа по обучению родителей
Занятие № 1 Тема занятия: «Бронхиальная астма. Факторы риска развития заболевания. Этиология».
Обзорная беседа: понятие о бронхиальной астме, об этиологии, о факторах риска развития заболевания (проведена беседа с родителями, памятка) (Приложение Д).
Занятие № 2 Тема занятия: «Приступ удушья при бронхиальной астме. Доврачебная помощь».
Обзорная беседа: клиническая картина бронхиальной астмы, приступ удушья и доврачебная помощь (проведена беседа с родителями, обеспечены родители памятками приступ удушья и доврачебная помощь Е и Ж).
Занятие № 3 Тема занятия: «Применение пикфлоуметра».
Обзорная беседа: пиклоуметр, правила пользования пикфлоуметром, «Дневник наблюдения» проведена беседа с родителями, обеспечены родители памяткой И).
Занятие № 4 «Спейсер. Виды спейсера. Преимущества спейсера».
Обеспечение родителей разработанными нами памятками, представленными в приложениях А и Б. Преимущества использования спейсера представлены в приложении Г.
Занятие № 5 Тема занятия: «Правила пользования спейсером»
Обзорная беседа: техника применения спейсера (приложение К).
Обязательно обучение медицинским работником и контроль усвоенных знаний родителями.
Занятие № 6 Тема занятия: «Соблюдение гипоаллергенной диеты. Необходимость применения спейсера при лечении детей с бронхиальной астмой»
Обзорная беседа: порекомендовать родителям, постоянно контролировать прием лекарственных препаратов ребенком, акцентировать их внимание на том, что для достижения существенных результатов в лечении необходимо принимать препараты своевременно, рационально и бережно, правильно использовать их комбинации, систематически оценивать эффективность проводимой терапии, сообщать врачу о побочных действиях. Посоветовать родителям, приобрести современные устройства для ингаляций – спейсеры (распылительные камеры), которые упростят использование дозированных аэрозолей, уменьшат всасывание лекарств и, соответственно, их побочное действие, оказать содействие в их подборе.
Правила выбора устройств для ингаляций:
детям до 2-х лет лучше использовать распылители (небулайзеры) или дозированные аэрозоли со спейсером и лицевой маской;
детям от 2-х до 5-ти лет лучше применять дозированные аэрозоли со спейсером или распылители (небулайзеры);
спейсер должен подходить к ингалятору, его объем соответствовать легочному и увеличиваться по мере роста ребенка;
детям старше пяти лет, испытывающим затруднения при пользовании аэрозолями, следует сочетать их со спейсером или перейти на применение дозированных аэрозолей, активированных дыханием или порошковых ингаляторов.
Предосторожность! Порошковые ингаляторы требуют усилия вдоха, которого трудно добиться детям до 5 лет или во время тяжелого приступа у детей старшего возраста.
Родители обеспечены памяткой по гипоаллергенной диете, представленой нами в приложении З.
Через 14 дней на повторном приеме у врача-педиатра, мы провели контроль усвоенной информации в виде ответов родителей на вопросы по темам занятий. Родители отмечали важность и нужность полученных знаний. Были активны и заинтересованы.
После завершения программы обучения было проведено повторное анкетирование, включающее следующие вопросы:
1) «Знаете ли Вы, что такое спейсер?»
2) «Знаете ли Вы о преимуществах использования спейсера?»
3) «Знаете ли Вы правила выбора устройств для ингаляций?»
4) «Умеете ли Вы пользоваться спейсером?»
5) «Приобретете ли Вы в ближайшее время спейсер?»
6) «Скажите, хотели бы Вы получать необходимую информацию по лечению ребенка от медицинской сестры?»
Анкета № 2 представлена в приложении Л.
Сравнительная таблица результатов анкетирования родителей
«Знаете ли Вы, что такое спейсер?»
63% - Да; у 37% респондентов дефицит знаний о спейсере100 % респондентов знают, что такое спейсер«Знаете ли Вы о преимуществах использования спейсера?»
33% респондентов не известны преимущества по использованию спейсера, можно предположить, что это те респонденты из числа 37%, у которых дефицит знаний о спейсере. 100 % респондентов знают, о преимуществах использования спейсера«Знаете ли Вы правила выбора устройств для ингаляций?»
Респонденты не были знакомы с правилами выбора устройств для ингаляций 100% респондентов знают правила выбора устройств для ингаляций
«Умеете ли Вы пользоваться спейсером?»
У 33% родителей нет навыков по применению спейсера. 100% респондентов ответили положительно
«Приобретете ли Вы в ближайшее время спейсер?»
у 37% нет спейсера не было 37% респондентов ответили: «Да»
«Скажите, хотели бы Вы получать необходимую информацию по лечению ребенка от медицинской сестры?»
33% - получали информацию о спейсере из интернет – источников, 13% - из журналов и от знакомых и соседей – 17%, 37% родителей получали информацию о спейсере от врача – педиатра и медицинской сестры
100% ответили положительно
Матери, у которых дети болеют бронхиальной астмой 3 месяца и 6 месяцев 33% и 10%, 37% родителей, у которых был дефицит знаний о спейсере, 37% родителей, не имеющих спейсера и 33% респондентов, не умеющих им пользоваться, лучше усвоили информацию и план обучения, так как были предельно мотивированы по данному вопросу.
Рекомендации:
1) Информировать родителей о необходимости посещения «Школы здоровья Бронхиальная астма», путем обеспечения их памятками, медицинской литературой, проведением бесед.
2) Участковым медицинским сестрам следить за своевременным посещением родителей и детей врача-педиатра, согласно примерному плану диспансерного наблюдения.
3) Участковым медицинским сестрам обучить родителей правилам пользования спейсером.
4) Посоветовать родителям, приобрести современные устройства для ингаляций – спейсеры (распылительные камеры), которые упростят использование дозированных аэрозолей, уменьшат всасывание лекарств и, соответственно, их побочное действие, оказать содействие в их подборе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бронхиальная астма, как и любое хроническое прогрессирующее заболевание легче предупредить, чем лечить. Поэтому уровень знаний родителей о самоконтроле с бронхиальной астмой должен быть высокий.
Бронхиальная астма – заболевание, требующее постоянного мониторинга и коррекции терапии. С момента установления диагноза надо дать родителям подробную информацию о сути заболевания, причинах обострения, механизмах действия основных лекарственных препаратов, побочных эффектах, чтобы по возможности их избегать, обучить самоконтролю за самочувствием ребёнка. Задача медицинских работников состоит в создании позитивного отношения пациента к активному участию в лечебном процессе.
Многие родители не используют спейсер, потому что не знают о преимуществах его применения и правилах пользования им. Важно научиться пользоваться ингалятором правильно. Для этого необходимо прочитать инструкцию и попросить врача-педиатра или медицинскую сестру показать, как это делать, затем совершить ингаляцию самостоятельно в присутствии медицинского работника, чтобы он проконтролировал правильность действий.
В данной работе были изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся данного заболевания, а так же особенности течения бронхиальной астмы у детей от 1 года до 3лет, классификация, этиология, патогенез, факторы риска, общая характеристика заболевания, осложнения и лечение заболевания.
Во второй части дипломной работы проводилось анкетирование родителей. Нами была поставлена цель: изучить родителей правилам использования спейсера при бронхиальной астме у детей от 1 года до 3 лет.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
уровень знаний и навыков матерей о правилах пользования спейсером при бронхиальной астме у детей от 1 года до 3 лет составил: у 37% родителей дефицит знаний о спейсере, 33% респондентов не умеют пользоваться спейсером и у 37% - дома нет спейсера.
2. после проведенного обучения матери, у которых дети болеют бронхиальной астмой 3 месяца и 6 месяцев 33% и 10%, 37% родителей, у которых был дефицит знаний о спейсере, 37% родителей, не имеющих спейсера и 33% респондентов, не умеющих им пользоваться, лучше усвоили информацию и план обучения, так как были предельно мотивированы по данному вопросу; участковым медицинским сестрам обучить родителей правилам пользования спейсером;
3. на основании сравнительного анализа (до и после обучения) роль медицинской сестры в повышении уровня знаний и навыков матерей о правилах пользования спейсером при бронхиальной астме у детей от 1 года до 3 лет является: информировать родителей о необходимости посещения «Школы здоровья Бронхиальная астма», путем обеспечения их памятками, медицинской литературой, проведением бесед; участковым медицинским сестрам следить за своевременным посещением родителей и детей врача-педиатра, согласно примерному плану диспансерного наблюдения; посоветовать родителям, приобрести современные устройства для ингаляций – спейсеры (распылительные камеры), которые упростят использование дозированных аэрозолей, уменьшат всасывание лекарств и, соответственно, их побочное действие, оказать содействие в их подборе;
4. основными направлениями повседневной деятельности медицинской сестры по повышению уровня знаний и навыков матерей о правилах пользования спейсером при бронхиальной астме у детей от 1 года до 3 лет являются: проведение обучающих бесед с родителями, обеспечение памятками и брошюрами по правилам пользования спейсером, разработка стендовой информации учреждения, мотивировать родителей на посещение «Школы здоровья Бронхиальная астма».СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Тульчинская В.Д. Сестринский уход при детских заболеваниях: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М: Академцентр, 2012. – 480 с. – (Среднее профессиональное образование).
Ежова Н.В. Педиатрия: Учебник / Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева. – 7-е изд., доп. – М.: Издательство Оникс, 2008. – 592 с., 16 с. цв. вкл.: ил.
Электронный ресурс удаленного доступа: Аллергик. РУ http://www.allergik.ru/inetshop.php?id=99 Режим доступа: (дата обращения: 21.05.2016 год).
Электронный ресурс удаленного доступа: Медицинская техника http://www.medtehno.ru/catalog/speic_djx_bal/Speyser_Opti_Chamber_Advantage_Speyser_OptiCHamber_Advantidzh_/ Режим доступа: (дата обращения: 21.05.2016 год).
Электронный ресурс удаленного доступа: Пульмонология и фтизиатрия http://pulmonolog.com/content/speiser-aerochamber-plyus Режим доступа: (дата обращения: 21.05.2016 год).
Электронный ресурс удаленного доступа: Ингалятор Спейсер http://www.f-med.ru/pulmonologia/asthma_spaser.php Режим доступа: (дата обращения: 22.05.2016 год).